ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Ознакомление старших дошкольников с финансовой грамотностью
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с финансовой грамотностью
Аннотация: Данная статья поможет понять, какое место занимает и в какой форме можно организовать реализацию программы по финансовой грамотности в ДОУ. Основы финансово грамотного поведения необходимо закладывать в дошкольном возрасте, что подробно рассматривается в данной статье.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с финансовой грамотностью» размещена в разделах
Ключевые слова: финансовая грамотность, качество жизни, материальное благополучие, экономика, деньги.
Современное общество развивается очень быстро. Порой человеку сложно перестраиваться в условиях новой экономической и финансовой ситуации. И тогда актуальными могут быть поговорки «то густо, то пусто», «денежки — воробушки, прилетели-улетели», «деньги ваши станут наши». Это все говорит о тревогах и страхах людей вокруг финансовой темы.
Мы живем в мире товарно-денежных отношений. Огромное значение для каждого человека имеет умение грамотно распоряжаться своими финансами.
Поэтому уже несколько лет в нашей стране реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. «Её цель –создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан» [4, с. 3].
Сегодня даже среди взрослого населения немало людей, которые не умеют делать правильный финансовый выбор, адекватно пользоваться на бытовом уровне финансовым инструментарием, разумно распоряжаться денежными средствами.
«Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения» [3, с. 45]. Безусловно, это определение можно применить только к взрослым. Ведь в дошкольном возрасте человек еще не способен ни проанализировать деятельность финансовых институтов, ни постичь специальную финансовую терминологию, ни находить обдуманные ответы к финансовым задачам.
Вряд ли можно всерьез говорить о дошкольнике, что он финансово грамотен. А азы финансово грамотного поведения закладываются именно в детстве. «Основы финансово грамотного поведения – сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности» [2, с. 4].
Чтобы взрослый человек вел себя финансово грамотно, он с детства должен быть приучен к бережливости, деловитому и рациональному проведению элементарных обменных операций, научился ценить результаты труда. Финансовая грамотность – это результат финансово-экономического образования детей, которое должно быть начато в дошкольном возрасте. В этот период важно заложить нравственные основы финансовой культуры, научить ребенка нестандартно мыслить в области финансов, управлять ими. Самостоятельно достичь материального благополучия без этого во взрослом возрасте вряд ли возможно.
Финансово неграмотный человек зачастую имеет негативный опыт потребления финансовых услуг, не умеет распоряжаться деньгами, правильно спланировать свой бюджет. Мы разделяем мнение педагогов о том, что способности управления финансами, формируемые в дошкольном возрасте, непосредственно влияют на будущее материальное благополучие человека.
«В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни» [1, с 4].
Чтобы сформировать у ребенка первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов, необходимо при анализе сказок делать акцент на экономическом содержании, организовывать сюжетные и дидактические игры, моделировать финансовые игровые ситуации. В некоторых детских садах даже реализуются соответствующие парциальные программы! В ходе применения всех таких программ, в основу которых, безусловно, положен игровой компонент, можно эффективно и увлекательно для детей можно реализовать сразу несколько направлений.
1. Формирование первичных финансовых и экономических представлений.
2. Знакомство с элементарными финансово- экономическими понятиями.
3. Воспитание умения ставить перед собой разумные экономические цели.
4. Воспитание личностных качеств (бережливость, трудолюбие, уважение к труду, порядочность, ответственность и др.).
5. Тренировка элементарных навыков финансово-экономического мышления.
Таким образом, ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности способствует формированию осознанного и ответственного подхода к решению любых финансовых вопросов не только в детстве, но и в более старшем возрасте.
Список литературы
1. Блохина, О. А. [Текст] Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. – М. : Сфера, 2019.– 72 с.
2. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации [Текст] /под ред. О. В. Морозовой. – Мурманск: Институт развития образования, 2020.– 50 с.
3. Корконосова, Е. И. [Текст] Социально-экономическое развитие. – Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры. – М. : НАФИ, 2017. – 81 с.
4. Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы [Электронный ресурс] https://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf