Казацкая Зоя
Ознакомление с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Программный список произведений, предназначенный для чтения и рассказывания детям, включает в себя произведения известных отечественных писателей, потешки, песенки и народные сказки.
Малышам данной возрастной группы следует рассказывать произведения, повторяя их по 2-3 раза, а не читать. С целью поддержания внимания воспитателям следует выполнять имитационные движения в ходе повествования. Яркими примерами таких действий могут быть: демонстрация процесса вытягивания репки дедом и бабкой или же как мышка неловко смахнула своим хвостиком яичко. Также рекомендуется прибегать к использованию наглядных пособий, например, игрушек.
Публикация «Ознакомление с произведениями художественной литературы» размещена в разделах
Педагогу после того, как он дважды расскажет сказку, необходимо не только помочь малышам в ее запоминании, но и давать специальные задания, направленные на физические действия, чтобы ребенок двигался. Дети должны повторять за воспитателем те фрагменты текста, которые в наибольшей степени полезны в плане обогащения речи. Ярким примером таких фраз могут быть выражения «затрещал теремок, упал на бок и весь развалился» или «мышка бежала, хвостиком махнула».
Также предварительно стоит подготовить задания, которые потребуют от малышей анализа действий, происходящих в сказке. Например, используя фланелеграф воспитатель показывает процесс вытягивания репки с участием деда, бабки, внучки, медвежонка, кошки и ежика. А детям, в свою очередь, нужно определить, кто из участников здесь лишний и кто должен быть вместо них.
Как показывает практика, процесс восприятия некоторых сказок проходит успешнее при проведении предварительной подготовки. Таким произведением является сказка «Колобок». За 1-2 дня перед ее повествованием следует показать малышам иллюстрации от Ю. Васнецова или Е. Рачева. А в качестве завершения образовательного процесса можно рассматривать инсценирование сказки и самостоятельные игры детей с картинками и фигурками настольного театра. Именно в ходе подобного времяпровождения малыши воспроизводят слова и фразы героев рассказов.
Планирование повторений сказок должно носить ежемесячный характер. После первоначального полного повествования произведения педагогу следует пересказывать его отдельные части, не забывая привлекать детей к участию. При этом обязательными являются занятия, направленные на развитие интонационной выразительной речи.
Ознакомлению с произведениями малых фольклорных жанров особое внимание уделяется в первой младшей группе. Воспитанники при прямом участии педагога вслушиваются в стихотворную речь, улавливая ритм и концентрируя внимание на разнообразии словесных форм.
Чтение песенок-потешек можно рассматривать в качестве эффективного способа создания благоприятных условий для установления эмоционального контакта с воспитанниками. В процессе дети улыбаются, смеются, затихают, что способствует возникновению интереса к художественному слову.
Поэтические произведения, содержащиеся в предлагаемой образовательной программе, отличаются многообразием форм и размеров. Часть из них не требует пояснений, в то время как другая требует обязательной демонстрации действий и предметов.
Непосредственно до образовательной деятельности требуется провести предварительную подготовку. Вот несколько примеров:
- малышам демонстрируют игрушку, например, котенка, после чего они делятся впечатлениями. После этого воспитатель зачитывает потешку «Как у нашего кота».
- при помощи фланелеграфа педагог проводит демонстрацию изображений, например, картинок со спящими зверьми и детьми. После этого воспитатель просит детишек показать детей в колясочке, зайчиков на травке. Затем уже проходит прослушивание потешки «Вот и люди спят».
- проводится дидактическая игра, основанная на содержании рассказа. Например, игра «Кто что ест?» отлично подойдет к потешке «травка-муравка». Детям следует показывать разную еду, а они должны догадаться для кого она предназначена.
В большинстве случаев чтение стихотворного текста предполагает 3-4 повторения, которые могут быть организованы разными способами, например:
- используются те же материалы и приемы, что и при первичном чтении;
- чтение осуществляется без использования средств наглядности;
- поощряет имитации;
- использует дополнительный наглядный материал;
- вставляет имена присутствующих детей с целью достижения большего уровня вовлеченности.
В рамках одного занятия в группе раннего возраста число повторений стихотворного текста может достигать 2-3 раз. По завершению образовательной деятельности педагогу следует поинтересоваться у детей, какое из стихотворений им понравилось больше, после чего попросить прочитать его.
- Использование подобных вопросов помогает определить уровень сформированности избирательного отношения к произведениям литературы.
- Целью проведения занятий в первой младшей группе является развитие навыков слушания и понимания рассказов без наглядной демонстрации. Для этого существует несколько методик, использование которых зависит от уровня подготовки:
1) Рассказ зачитывается 3-4 раза в авторском исполнении.
2) В первый раз произведение читается сокращенно, затем перечитывается с дополнениями, а в конце уже целиком.