МААМ-картинки

Ознакомление с произведениями художественной литературы

Казацкая Зоя
Ознакомление с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Программный список произведений, предназначенный для чтения и рассказывания детям, включает в себя произведения известных отечественных писателей, потешки, песенки и народные сказки.

Малышам данной возрастной группы следует рассказывать произведения, повторяя их по 2-3 раза, а не читать. С целью поддержания внимания воспитателям следует выполнять имитационные движения в ходе повествования. Яркими примерами таких действий могут быть: демонстрация процесса вытягивания репки дедом и бабкой или же как мышка неловко смахнула своим хвостиком яичко. Также рекомендуется прибегать к использованию наглядных пособий, например, игрушек.

Публикация «Ознакомление с произведениями художественной литературы» размещена в разделах

Педагогу после того, как он дважды расскажет сказку, необходимо не только помочь малышам в ее запоминании, но и давать специальные задания, направленные на физические действия, чтобы ребенок двигался. Дети должны повторять за воспитателем те фрагменты текста, которые в наибольшей степени полезны в плане обогащения речи. Ярким примером таких фраз могут быть выражения «затрещал теремок, упал на бок и весь развалился» или «мышка бежала, хвостиком махнула».

Также предварительно стоит подготовить задания, которые потребуют от малышей анализа действий, происходящих в сказке. Например, используя фланелеграф воспитатель показывает процесс вытягивания репки с участием деда, бабки, внучки, медвежонка, кошки и ежика. А детям, в свою очередь, нужно определить, кто из участников здесь лишний и кто должен быть вместо них.

Как показывает практика, процесс восприятия некоторых сказок проходит успешнее при проведении предварительной подготовки. Таким произведением является сказка «Колобок». За 1-2 дня перед ее повествованием следует показать малышам иллюстрации от Ю. Васнецова или Е. Рачева. А в качестве завершения образовательного процесса можно рассматривать инсценирование сказки и самостоятельные игры детей с картинками и фигурками настольного театра. Именно в ходе подобного времяпровождения малыши воспроизводят слова и фразы героев рассказов.

Планирование повторений сказок должно носить ежемесячный характер. После первоначального полного повествования произведения педагогу следует пересказывать его отдельные части, не забывая привлекать детей к участию. При этом обязательными являются занятия, направленные на развитие интонационной выразительной речи.

Ознакомлению с произведениями малых фольклорных жанров особое внимание уделяется в первой младшей группе. Воспитанники при прямом участии педагога вслушиваются в стихотворную речь, улавливая ритм и концентрируя внимание на разнообразии словесных форм.

Чтение песенок-потешек можно рассматривать в качестве эффективного способа создания благоприятных условий для установления эмоционального контакта с воспитанниками. В процессе дети улыбаются, смеются, затихают, что способствует возникновению интереса к художественному слову.

Поэтические произведения, содержащиеся в предлагаемой образовательной программе, отличаются многообразием форм и размеров. Часть из них не требует пояснений, в то время как другая требует обязательной демонстрации действий и предметов.

Непосредственно до образовательной деятельности требуется провести предварительную подготовку. Вот несколько примеров:

- малышам демонстрируют игрушку, например, котенка, после чего они делятся впечатлениями. После этого воспитатель зачитывает потешку «Как у нашего кота».

- при помощи фланелеграфа педагог проводит демонстрацию изображений, например, картинок со спящими зверьми и детьми. После этого воспитатель просит детишек показать детей в колясочке, зайчиков на травке. Затем уже проходит прослушивание потешки «Вот и люди спят».

- проводится дидактическая игра, основанная на содержании рассказа. Например, игра «Кто что ест?» отлично подойдет к потешке «травка-муравка». Детям следует показывать разную еду, а они должны догадаться для кого она предназначена.

В большинстве случаев чтение стихотворного текста предполагает 3-4 повторения, которые могут быть организованы разными способами, например:

- используются те же материалы и приемы, что и при первичном чтении;

- чтение осуществляется без использования средств наглядности;

- поощряет имитации;

- использует дополнительный наглядный материал;

- вставляет имена присутствующих детей с целью достижения большего уровня вовлеченности.

В рамках одного занятия в группе раннего возраста число повторений стихотворного текста может достигать 2-3 раз. По завершению образовательной деятельности педагогу следует поинтересоваться у детей, какое из стихотворений им понравилось больше, после чего попросить прочитать его.

- Использование подобных вопросов помогает определить уровень сформированности избирательного отношения к произведениям литературы.

- Целью проведения занятий в первой младшей группе является развитие навыков слушания и понимания рассказов без наглядной демонстрации. Для этого существует несколько методик, использование которых зависит от уровня подготовки:

1) Рассказ зачитывается 3-4 раза в авторском исполнении.

2) В первый раз произведение читается сокращенно, затем перечитывается с дополнениями, а в конце уже целиком.

Публикации по теме:

Развивающие функции художественной литературы Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления.

Восприятие художественной литературы дошкольников Восприятие художественной литературы дошкольников Художественная литература – одна из важнейших источников всестороннего развития личности.

Конспект по чтению художественной литературы Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь». Цель: Подведение.

Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.

Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи[/b] Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи – актуальна.

Ознакомление с произведениями К. И. Чуковского детей среднего дошкольного возраста как средство становления будущего читателя Абрамова Анна Леонидовна МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 67» Г. Пермь ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ К,И, ЧУКОВСКОГО ДЕТЕЙ.

Восприятие и развивающие функции художественной литературы 1 слайд Художественная литература является универсальным развивающе – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно.

Тема проекта «Ознакомление детей с сезонными явлениями природы в произведениях художественной литературы» Вид проекта: познавательный, творческий. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Образовательные области: «Познавательное.

Влияние художественной литературы на развитие эмоций Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка. Восприятие художественного произведения-очень сложная, развивающаяся.

Занятие по чтению художественной литературы Занятие по чтению художественной литературы «Путешествие в сказку «Лисичка-сестричка и серый волк» (старшая группа) Цель: создание положительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с произведениями художественной литературы
Опубликовано: 21 октября 2017 в 23:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с произведениями художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Казацкая Зоя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД