Светлана Меренкова
Конспект по чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь».
Цель: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Задачи:
Развивать умение детей слушать произведение, последовательно передавать литературный текст, умение выражать свое отношение к событиям сказки. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; развивать слуховое внимание; обогащать и активизировать словарь детей.
Публикация «Конспект по чтению художественной литературы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Закреплять умение детей делать поделки способом «обрывания», сохраняя нужную форму предмета; развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость; представление о нормах и правилах поведения; воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь; расширять кругозор детей.
Словарная работа.
Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа.
Чтение произведений К. Ушинского, подготовка с детьми рассказа о
К. Д. Ушинском, подбор пословиц о доброте, дружбе, честности, выставка книг К. Ушинского.
Оборудование.
Портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, цветная бумага, клей, нитки, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдешь, береги», коллаж «Лошадиная ферма».
Методы.
Наглядные, словесные, практические.
Приёмы.
Показ, загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.
Ход ОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?
(Это волшебная шкатулка)
- Как в думаете, что в ней? (Ответы детей)
- Послушайте загадку.
Белые листы у них,
Много чёрных букв.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь это прочитать.
И услышать в тот же час,
увлекательный рассказ.
Ты узнаешь сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой.
Мирный, сильный и большой.
Это – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
- Так что же это? (Книги)
(Достаю книгу из шкатулки.)
2. Вставка книг К. Ушинского.
- Вот и на нашей вставке, которую в сами составили, пройдемте к ней, много разных книг, произведений. А что объединяет все эти книги?
- Кто автор этих книг?
- Ребята, а вы узнали кто это?
(Рассматривание портрета К. Д. Ушинского)
3. Рассказ о К. Д. Ушинском
- Сегодня наши мальчики приготовили рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.
Много лет тому назад в городе Тула. что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.
- Ребята, какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?
- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг. А я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят…
Проскакал и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это! Вот загадка…
Это – резвая (Лошадка).
- Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее).
Дидактическая игра «Чье это?»
(Образование притяжательных прилагательных)
- А это голова (чья) – лошадиная голова
морда (чья) – лошадиная морда
уши (чьи) - лошадиные уши
глаза (чьи) – лошадиные глаза
туловище (чье) – лошадиное туловище
хвост (чей) – лошадиный хвост
ноги (чьи) – лошадиные ноги
- Молодцы.
4. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
(Чтение сказки).
5. Словарная работа.
- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?
- А какие?
Хворать – болеть.
Князь – правитель города.
Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.
Рогатина – большая палка с развилиной на конце.
Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.
Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.
- Теперь вам все слова понятны?
(Ответы детей).
6. физкультминутка.
Конь меня в дорогу ждет.
Бьет коптом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Там за дальнею рекою
Помашу тебе рукою.
7. Повторное чтение сказки К. Ушинского «Слепая лощадь».
- Вот как много новых слов мы узнали.
- А сейчас я вам предлагаю послушать еще раз сказку К. Ушинского «Слепая лошадь».
- Присаживайтесь поудобнее.
8. Беседа по содержанию.
- О ком эта сказка?
- Кем был для Уседома Догони – Ветер?
- Что однажды приключилось купцом?
- Кто спас Уседома?
- Что обещал хозяин своему коню?
- Сдержал Уседом свое слово?
- Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? (одиночество)
- Как вы понимаете слово «одиночество»?
(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)
- Чем закончилась сказка?
- Вот какой у нас получился пересказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
- Чему же научила вас эта сказка?
9. Пословицы о дружбе, доброте.
- Ребята, кто прочитает, что написано на доске? (На доске слово – ДРУЖБА)
- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег».
«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят».
«Сам погибай, а товарища выручай».
«Друг познается в беде».
10. Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежат лошадки. Давайте превратим их в сказочно-красивых с пышной гривой. Работать будем с цветной бумагой и нитками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в большой загон для лошадей, который мы подготовили заранее и в нем всегда найдется достойный корм для всех лошадей.
Составление коллажа «Лошадиная ферма».
11. Рефлексия.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
- Я хочу подарить