Морозова Евгения Александровна
Ознакомление с природой, как средство всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с природой как средство всестороннего развития ребенка.
Сказочно и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Мы редко задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами – всё то, что обычно называют природой, помогают воспитывать детей.
Публикация «Ознакомление с природой, как средство всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
К сожалению, в последние годы произошло катастрофическое ухудшение экологической обстановки. Транспорт с бензиновыми и керосиновыми двигателями, многочисленные химические предприятия, теплоэлектростанции отравляют, загрязняют окружающую среду. Техногенные катастрофы превращают плодородные поля, чистые реки и озёра, живительные леса в мёртвую пустыню.
Одна из главнейших задач государства – отказаться от потребительского подхода к природе, рационально использовать её ресурсы. Задачи детского сада и школы – воспитать у детей позитивное отношение к природе, окружающему миру, формировать основы культуры рационального природопользования.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой : запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажем родных мест. Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будет стараться охранять природу.
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем, что то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» (В. А. Сухомлинский).
К шести – семи годам у детей складываются определё нные представления о физических явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т. д. И это не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки – вот источники этих представлений.
Но если взрослыми не ставится задача объяснить физические явления, дать им истолкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.
Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К. Д. Ушинский).
Ознакомление с законами живой и неживой природы в той или иной мере связано с анализом и сравнением происходящих явлений; пониманием, почему они протекают так; установлением простейших связей между несколькими явлениями. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.