Надежда Самодова
Ознакомление с окружающим миром «В мире металла» cтаршая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
Задачи:
- Познакомить со свойствами и качествами металла : магнетизм, гладкий, блестящий, холодный;
- Развивать умение изучать свойства материала опытным путем;
- Воспитывать любознательность, умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
Материалы и оборудование:
Публикация «Ознакомление с окружающим миром „В мире металла“ cтаршая группа» размещена в разделах
- Металл. Свойства металла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг, спицы, гвоздь, магниты, шарики металлический и деревянный, предметы из металла (кастрюля, доска) металлическая пластина, игрушка робот.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел необычный гость - робот. И он приготовил для нас с вами задания. А чтобы вам было легче догадаться, какие задания он для нас подготовил, мы отгадаем его загадки.
1. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(гвоздь)
2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(утюг)
3. Всех на свете обшивает
Что сошьет не надевает.
(иголка)
4. Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
5. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.
(спицы)
Воспитатель: А из чего сделаны все эти предметы?
Дети: Металла, железа
Воспитатель: Значит, какие они?
Дети: Металлические
Воспитатель: Какие вы еще знаете предметы, которые делают из металла?
Дети: Ложка, вилка, булавка, поварёшка, ключи, винтики, болтики, канцелярская скрепка, терка.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сейчас проведем несколько опытов, чтобы узнать побольше о том, какими свойствами обладают предметы, сделанные из металла.
Опыт №1
В проведении нашего первого опыта нам помогут наши ладошки и глазки. Давайте потрогаем ладошками металлические предметы и скажем, что мы почувствовали и что увидили:
- Какой по цвету: блестящий, с рисунком на поверхности
- Какой по температуре: холодный
- Какая поверхность: гладкая
Показать детям несколько предметов из металла. Дать потрогать предметы руками, чтобы определить, особенности формы, структуру поверхности температуру путем ощупывания.
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно смогли определить. Тогда давайте еще раз назовем, предметы из металла какие?
Дети: холодные, блестящие или с рисунком, гладкие.
Воспитатель: Молодцы. Тогда мы можем переходить к следующему опыту.
Опыт №2
Для проведения этого опыта нам понадобятся палочки. Давайте постучим палочкой по поверхности стола. Теперь постучим по металлическим предметам. Какой звук получился громче?
Дети: Когда стучали палочкой по кастрюле.
Воспитатель: Тогда мы можем сказать, что металлические предметы издают какой звук? (тихий или громкий)
Дети: Громкий звук.
Воспитатель: Прежде чем перейти к следующему опыту, мы с вами немножко разомнемся.
Физминутка:
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили.
Теперь мы можем с новыми силами перейти к следующему опыту.
Опыт №3
Посмотрите внимательно. На столах есть два шарика. Давайте посмотрим на них, потрогаем возьмем в руки. Скажите из чего они сделаны?
Дети: Один шарик из дерева. Другой шарик из металла.
Воспитатель: А теперь возьмите деревянный шарик в правую руку, а металлический шарик – в левую. Как вы думаете, какой шарик тяжелее?
Дети: Тяжелее металлический шарик.
Воспитатель: Давайте проверим какой из шариков на самом деле тяжелее. Для этого нам понадобятся два стакана с водой. Скажите, если предмет тяжелый он утонет в воде или будет плавать на поверхности?
Дети: Тяжелый предмет утонет в воде.
Воспитатель: Давайте опустим в воду деревянный шарик. Что с ним произошло?
Дети: Не утонул.
Воспитатель: Правильно. Шарик держится на поверхности воды. Значит он какой? (легкий или тяжелый)
Дети: Легкий.
Воспитатель: Теперь в другой стакан с водой мы отпустим металлический шарик. Что происходит с шариком?
Дети: Утонул.
Воспитатель: Что мы можем сказать о весе металлического шарика? (легкий или тяжелый)
Дети: Тяжелый.
Воспитатель: Скажите, какой из шариков тяжелее деревянный или металлический.
Дети: Тяжелее металлический шарик, потому что он утонул в воде.
Опыт №4
Воспитатель: Давайте еще раз ладошками потрогаем металлические предметы. Какие они на ощупь? (теплые или холодные)
Дети: Холодные.
Воспитатель: А теперь я с помощью свечки (зажигалки, на батареи) нагрею небольшой металлический предмет (вилку) и дам ее вам потрогать. Что вы заметили?
Дети: Вилка теплая стала.
Воспитатель: Значит, мы можем с вами сказать, что металлические предметы могут нагреваться. Они могут проводить тепло. И еще одно задание для нас приготовил наш гость.
Опыт №5
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Магнит я поднесу к нашим металлическим предметам. Что с ними произойдет? (Дать попробовать примагнить металлические предметы детям)
Дети: Они притягиваются к магниту.
Воспитатель: Верно. Металл обладает таким свойством как магнетизм.
Воспитатель: Посмотрите ребята, в мешке у робота много разных предметов. Наверное, он и сам уже запутался из чего они сделаны. Давайте поможем найти только те предметы, которые сделаны из металла. Найдем металлические предметы. Как мы сможем узнать, что предмет металлический?
Дети: Металлический предмет утонет в воде, он тяжелый, холодный, притягивается магнитом.
Воспитатель: Молодцы! Давайте найдем металлические предметы. А теперь посмотрите вокруг себя. Какие металлические предметы есть в нашей группе?
Дети: Мольберт, доска и т. д.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Как настоящие ученые провели опыты. Нашли ответы на сложные вопросы и узнали о свойствах металла. Спасибо вам за работу, маленькие ученые!