Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Народно — прикладное искусство Осетии»

Диана Губанова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Народно — прикладное искусство Осетии»

Цели:

Закреплять знания об искусстве Осетии, обогащать

представления о Родном крае;

Развивать константность и осмысленность восприятия;

Воспитывать гордость за достижения в искусстве жителей Осетии.

Материал и оборудование:

Демонстрационный. Демонстрационная доска, проектор,

презентация «Мой Владикавказ», иллюстрации северо – осетинского объединения художественных промыслов, указка.

Раздаточный. Предметы домашней утвари, украшения, кинжалы; гуашь, баночки с водой, трафареты с осетинским орнаментом, губки, кувшин изображенный на ватмане, салфетки.

СЛАЙД 1

1. Психогимнастика "Здравствуй" СЛАЙД 2

В. Ребята! Не устану вам говорить, что я вас рада видеть!

Давайте еще раз поздороваемся друг с другом по разному,

Но обязательно мягко коснувшись ладошки друг друга.

Дети здороваются друг с другом: "Привет!", "Здравствуй", "Рада видеть тебя".

2. Часть зала оформлена под выставку. Дети стоят в кругу.

(звук смс СЛАЙД 3)

В. Ребята, нам пришло сообщение, давайте посмотрим от кого оно?

СЛАЙД 4 НЕЗНАЙКА голосовое сообщение. В левом углу слайда «ЗВУК»

"Здравствуйте, ребята! Я-Незнайка! Мне прислали приглашения на Выставку Народного Творчества во Владикавказе. Но в вашем городе у меня совсем нет друзей, с кем бы я мог пойти на эту выставку, а за одно посмотреть интересные места в вашем городе. Согласны ли, вы отправится со мной на выставку?"

В. Ребята, давайте для начала вспомним как называется наша малая Родина?

Ответы детей.

В. Что такое Родина?

Ответы детей.

В. А как называется столица нашей республики?

Ответы детей.

В. Молодцы ребята. Теперь нам пора отправляться в Выставочный зал, который находится на проспекте Мира, возле центрального парка. Как мы можем туда добраться?

Дети отвечают.

В. А на чём мы будем добираться, вы узнаете, отгадав загадку:

Дом по улице идет

На работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках (автобус)

В. Давайте вспомним правила поведения в транспорте.

Ответы детей.

В. Берем билеты. Занимаем свои места в автобусе. И мы отправляемся в путь. СЛАЙД 5 АВТОБУС. До нашей остановки у нас есть время и чтобы его скоротать, давайте вспомним осетинские пословицы.

3. Пословицы.

-Доброе слово открывает дверь в душу.

(Попробуйте сказать доброе слово незнакомому человеку. Вы увидите, каким теплым станет его взгляд, как разгладятся его морщины, как он по-доброму улыбнется вам. Добрыми словами мы увеличиваем количества добра в мире. И ведь для этого не нужно особых усилий и больших затрат. Это всего лишь слово, но как много оно значит.)

-Боль от ушиба проходит быстрей, чем боль от дурного слова.

(Как только физическая боль стихает, люди вскоре забывают об этом. Они помнят, конечно, что им было больно, но вспомнить свои ощущения не могут. Совсем другое дело, когда человека ранят словом. Оно остается в нашей голове, и как только мы его вспоминаем, сразу же испытываем боль. А уж действие слова на человека знают многие.)

-Если человек захочет - и на голой вершине цветы зацветут. (если человек захочет, то он сделает так, что зацветут цветы, где не могли бы зацвести)

СЛАЙД 6. Сразу после пословиц.

4. Прогулка по городу.

В. Вот мы уже во Владикавказе. Дальше мы прогуляемся пешком. Но нам нужен экскурсовод. Ребята, кто из вас знает, кто такие экскурсоводы?

Ответы детей.

В. Экскурсовод - это человек, который знакомит с историей края, наиболее яркими событиями населенного пункта, рассказывает о замечательных людях, прославивших это место. Экскурсовод рассказывает о том, как жили люди в этих местах раньше, много лет назад.

-Ребята, а хотите, я буду вашим экскурсоводом?

Ответы детей.

Но сначала, я хотела бы узнать, что вы знаете о нашем городе.

В. Давайте поиграем в игру, которая называется «Я начну, а ты закончи»?

5. Игра "Я начну, а ты закончи"

Мы живем в городе. (Владикавказ)

Здесь живут люди разных национальностей. (осетины, ингушы, дагестанцы, армянины, кабардинцы, грузины, русские.)

В городе есть музеи. (школы, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, театры, парки, детские сады)

Наш детский сад находится. (П. Г. Т. Заводской, ул. Кооперативная 38 а)

На улицах города растут. (деревья, цветы, кустаринки)

Мы очень любим свой родной. (город)

И хотим, чтобы он был красивым. (ответы детей)

В. Молодцы, ребята!

В. В городе есть множество достопримечательностей.

Вы знаете, что такое "достопримечательность"?

Ответы детей. (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город)

В. Я вам расскажу о некоторых из них.

На въезде в город нас встречает знаковая достопримечательность Владикавказа (показ слайда "Фатима") СЛАЙД 7.

Рассказ детей о достопримечательности.

Красавица, в национальной одежде держащая солнце в руках. Великолепная Фатима, как бы, передает в дар солнечный свет жителям города и его многочисленным гостям.

В. А кто знает, что это за здание? (показ слайда Осетинский театр) СЛАЙД 8

Ответы детей.

В. Да, это Осетинский театр.

-Кому установлен памятник у входа к Осетинскому театру?

- А кто же он, Коста Леванович Хетагуров?

Ответы детей (выдающейся осетинский поэт, художник, основоположник осетинской художественной литературы. К. Л. Хетагуров писал на осетинском и русском языках стих, рассказы. Его произведения переведены на многие языки мира.)

В. Народ Осетии за большие заслуги Коста Хетагурова назвал его именем проспект города, самую длинную улицу во Владикавказе и воздвиг ему памятник перед Осетинским театром.

В. Дальше мы с вами отправляемся к памятнику великому герою Осетии (показ слайда памятник Исса Плиеву) СЛАЙД 9.

-Кто помнит, как зовут генерала, сидящего на коне в полном военном обмундировании, готового снова встать на защиту Родины? (Исса Александрович Плиев)

Ответы детей.

В. Во время войны он был командиром. И прославлял Осетию своими подвигами. На войне очень много солдат совершали подвиги, спасая мир на земле, и становились героями, многие из них погибли.

В. Ребята, а что надо делать людям, чтобы на земле не было войн?

Ответы детей.

В. Вот мы и добрались до главной улицы нашего города (показ слайда Проспект Мира) СЛАЙД 10

-Как она называется?

Ответы детей.

В. Слева по ходу-Парк культуры и отдыха имени К. Л. Хетагурова, любимое место отдыха горожан и многочисленных гостей (показ слайда). СЛАЙД 11.

Рассказы детей.

В. Не зря назван так проспект. СЛАЙД 12. Идут по его тенистой аллее мирные жители города, и великие, и не очень, идут и мечтают о счастье, мире, о будущем. И вы можете помечтать там о своем будущем, возможно, вы тоже, когда вырастите, прославите свою Родину великими делами и поступками, и вашим именем будет названа улица нашего или другого города России. Но для этого нужно вырасти настоящим Человеком.

В. А какими качествами должен обладать настоящий человек, мы сейчас узнаем. Поиграем в игру, которая называется "Закончи предложение"?

6. Упражнение с мячом "Закончи предложение"

В. Человек, который никогда не обманывает, какой человек?

Д. Честный человек.

В. Человек, который стремится к достижению цели?

Д. Целеустремленный человек.

В. Человек, который умеет настоять на своем, добиться

нужного результата?

Д. Настойчивый человек.

В. Человек, который отличается своим упорством?

Д. Упорный человек.

В. Человек, который любит трудиться?

Д. Трудолюбивый человек.

В. Вот мы почти дошли до выставочного зала, а чтобы быстрее туда добраться, давайте сделаем упражнение для наших ног.

7. Физминутка (на осетинском языке) СЛАЙД 13 НЕЗНАЙКА

Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.

Къах цауы, цауы, цауы! /идут по кругу.

Къахта зъгхорынц, згъхорынц, згъхорынц! /бегут.

Къахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.

О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.

8. Выставка. СЛАЙД 14

В. Ребята, вот мы и добрались на выставку. Давайте, на всякий случай, вспомним, как себя принято вести в общественном месте.

Дети вспоминают правила поведения в общественном месте-на выставке или в музее: громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать.

В. Давайте подойдем к первому стенду.

На стенде развешаны иллюстрации «Художественная обработка металлов».

В. Это одно из древнейших ремесел народов, живущих в Северной Осетии. Больше всего осетины пользовались такими металлами, как железо, медь. С давних пор они занимались литьём цветных металлов (разогретый металл разливают в формы и остужают. Эти изделия очень тяжелые. Изделия используют как украшение интерьера – обстановки в зданиях), чеканкой (выбивание на металлическом изделии каких-либо изображений, узоров, рисунков, ковкой железа (занимается кузнец. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец берёт железо большими клещами, кладёт его на железную наковальню и начинает ковать тяжёлым молотом, что кому нужно: гвоздь, топор. Кузнецы и кузнечное дело, являлись почетаемыми у осетин), изготовлением оружия (топор, лук, стрела, щит, шлем): кузнецы в Осетии делали превосходные кольчуги, из меди изготавливали оружие (показать кольчугу, меч) и орудий труда, и украшений, для украшений обычно использовались такие металлы как золото и серебро.

В. Традиции древних мастеров продолжают в наше время умелые мастера. Поделитесь своими впечатлениями, что вам больше всего понравилось из этих работ, кому бы и что вы подарили?

Дети отвечают.

В. Давайте перейдём к следующему стенду. Что вы здесь видите?

Дети отвечают.

В. На этом стенде нам представлена художественная обработка дерева.

Вся домашняя утварь и мебель в хозяйстве народов Северной Осетии традиционно изготавливались из дерева.

В. А какие предметы мебели вы знаете?

Дети отвечают.

Как строительный материал употребляли липу, сосну. Для изготовления мебели предназначались клён, дуб. При изготовлении предметов быта использовали липу, грушу, черешню, и др. Показываются картинки с изображением деревьев: воспитатель показывает указкой, а дети называют знакомые им деревья.

В. Каждая семья в своем доме имела осетинский стол-фынг, он был круглый, на трех ножках. За этим столом, осетины не могли себе позволить, говорить о чем-то плохом. За таким столом произносились молитвы и тосты. Такой стол и в настоящее время есть во многих семьях.

В. Из дерева делали разные фигуры животных, музыкальные инструменты, посуду и т. д.

В. Посмотрите, ребята, как вы думаете, что это? (осетинская чаша)

В. Для чего она предназначалась?

Ответы детей.

В. Такая чаша используется в осетинских застольях. В нее наливают пиво и произносят молитву.

В. Сейчас перестали пользоваться деревянной посудой, поэтому изготавливать ее мастера стали меньше. Но посмотрите как это красиво.

Дети рассматривают, делятся впечатлениями.

Орнамент.

В. А что это за узор? (иллюстрация орнамента).

В. Как вы думаете, для чего нужен орнамент, в какую силу орнамента люди раньше верили?

Ответы детей (Люди верили, что орнамент оберегает от бед, что он приносит счастье, удачу).

В. А в наше время для чего используют орнамент?

(Для украшения)

В. Что украшалось орнаментом?

(Одежда, оружие, здания, инструменты, ковры, головные уборы, обувь, предметы быта).

В. Человек подсмотрел узоры для орнамента у природы. Осетины жили в горах, охотились на горных туров, содержали овец.

И поэтому в орнаментах используют:

-Зиг-заг-это вершины снежных гор.

-Завитки-это рога горного тура или барана.

-Волнистая линия-это горные реки.

В. А вы бы хотели стать такими мастерами, которые украшают различные предметы?

Ответы детей.

9. Игра «Укрась кувшин».

В. А помогите мне, пожалуйста, украсить кувшин орнаментом. Поможете?

В. Приглашаю вас в мастерскую.

В. Дети, а чем мы обычно рисуем?

Ответы детей.

В. А вы заметили, что на столах нет кисточек?

Ответы детей.

В. Потому, что мы будем работать новым методом рисования, которое называется ТАМПОНИРОВАНИЕ ТРАФАРЕТОМ.

В. Краску мы будем наносить не кисточками, а губками. Для этого я приготовила для вас трафареты. Вы их будете прикладывать к кувшину и аккуратно промакивать вырезанную часть. Чтобы орнамент получился красивым, не размазанным, трафарет нужно придерживать. Краски нужно брать немного, а то она будет растекаться. Посмотрите, как я делаю (показ воспитателя)

В. Видите, получился узор? Вы тоже можете создать свои узоры.

В. Цвета обычно использовали: красный, зеленый, желтый.

-Красный цвет означал-тепло, радость

-Зеленый цвет- вечной зелени

-Желтый цвет-цвет солнца.

Дети украшают кувшин орнаментом.

В. Молодцы ребята, постарались на славу. Красивый получился кувшин.

10. Итог.

В. Ребята, к сожалению нам надо «возвращаться» в наш сад. Давайте так же и вернёмся, как и пришли.

СЛАЙД 15 аудиозапись

Незнайка: "Спасибо Вам, ребята! За то, что согласились пойти со мной на Выставку Народного Творчества. Мне было очень интересно узнать об искусстве Осетии. Спасибо за такое увлекательное путешествие по вашему родному городу. Я очень рад, что вы хорошо знаете свой город Владикавказ. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите! А в благодарность, я оставил Вам подарки в детском саду!»

Дети: До свидания!

СЛАЙД 16 виды города.

Дети идут за воспитателем, звучит мелодия, мелькают слайды с видами города.

СЛАЙД 17 когда сели в автобус, аудиозапись в левом углу слайда, «ЗВУК»

СЛАЙД 18 детский сад

В. Вот мы и в детском саду. Что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Что нового вы узнали?

Дети отвечают.

В. Смотрите, здесь нас ждет посылка от Незнайки. Интересно, что в ней может быть? Да здесь заготовки для вас, чтобы вы могли проявить свое творчество и фантазию. Разбирайте, кто что хочет. СЛАЙД 19.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Народно — прикладное искусство Осетии»
Опубликовано: 13 октября 2024 в 13:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Народно — прикладное искусство Осетии»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Губанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД