Паксекваткина Мария Дмитриевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Северного Полюса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе жизни животных на Севере
Задачи:
- закреплять знания детей о жизни животных Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;
- развивать внимание и мышление, развивать речь детей, воспитывать интерес к животным Севера, способность анализировать, делать выводы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Животные Северного Полюса“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик – семецветик». Просмотр фрагментов мультфильма.
Материальное обеспечение: карта или глобус, цветик-семецветик, презентация, магнитофон.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Ход занятия:
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!» (игру можно провести около парт или на ковре)
– Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
- Ребята садимся на свои места.
- Кто мне ответит, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Верно, наша с вами большая Родина называется Россия, наша страна самая большая в мире.
На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика.
- Посмотрите на карту, найдём Север. Почему он окрашен в белый цвет? (ответы детей).
- Вспомните, мы читали с вами сказку «Цветик – семецветик», одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась домой. Почему? (ответы детей)
- Верно. Северный полюс — это ледяная пустыня, Северный Ледовитый океан в этом месте покрыт льдом, он высотой с трёхэтажный дом, вы представляете, это даже выше, чем наш детский сад. В этих местах холодно круглый год и зимой, и летом. На севере ночь длиться целых полгода и также долго длиться день.
- Представим, что мы готовимся отправится на северный полюс, что мы оденем? Вставайте около стульчиков, будем одеваться (дети вместе с воспитателем имитируют одевание тёплой одежды)
Кофту, колготки, шерстяные носки, тёплые штаны, сапоги, шапку, шарф, куртку, варежки.
- Посмотрите, что у меня есть, это цветик – семецветик. Сейчас мы как Женя отправимся в путешествие. Вы помните, какого цвета был лепесток? (синего)
- Отрываем и говорим все вместе заветные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты земли, быть по-нашему вели… Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе» (на презентации появляются животные закрытие льдинами).
- И так, ребята, цветик – семецветик перенёс нас на северный полюс, посмотрите сколько льдин. За каждый из них кто-то прячется, животные Северного Полюса играют с нами в прятки.
- И так, посмотрите, кто скрывается за первой льдиной? (белый медведь)
- Белый медведь – наикрупнейший хищный зверь Арктики. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!
- Как вы думаете белый медведь мёрзнет? (нет, у него мех почти не промокает, т. к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное.).
- Почему мех у медведя белый? (чтобы можно было легко спрятаться в снегу, выдаёт его лишь чёрный нос)
- У белого медведя мех есть даже на лапах, как вы думаете, зачем? (чтобы лапы не замерзали и для того, чтобы не скользить на льду)
- Как называется семья медведей? (папа – медведь, мама – медведица, дети – медвежата)
- К нам приближается ещё одна льдина, кто за ней прячется? (морж)
- Посмотрите, что есть у моржа? (туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы)
- Морж – большое животное. У него нет шерсти, только редкие, жёсткие волоски. Как вы думаете, что его спасает от холода? (ответы детей). От холода его спасает толстый слой подкожного жира. Ласты помогают ему быстро плавать в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние, они могут узнать по запаху о приближении опасности. А ещё, моржи, могут спать не только на суше, но и в море, в воде они не тонут.
- Как вы думаете, чем питается морж? (рыбой)
- Верно, морж – это хищное животное, он питается рыбой, рачками, червями)
- Молодцы ребята. И к нам приближается следующая льдина. Кто-же прячется за ней? (олень)
- Верно, это северный олень. Рассмотрите оленя, что не обычного есть в его строении? (рога).
- При помощи их, олень может защищаться, но главное оружие оленя — это его ноги. На его сильных ногах есть широкие копыта, которые не проваливаются в снег. Олень может развивать такую быструю скорость, что враги просто не в состоянии его догнать.
- Почему олень не мёрзнет?
- От холода его спасает густой мех и слой жира, хоть олень и выглядит очень стройно.
- Чем-же питаются северные олени?
- В основном они питаются лишайниками, добытыми из-под снега, а вместо воды поедают снега.
- Посмотрите, ребята, а кто это к нам вынырнул?
В Антарктиде кто не знает,
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же …. (пингвин)
- Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.
Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.
- Ну что ребята, что-то мы засиделись, пора разогреться. (уходим на ковёр)
Физкультминутка «Полет на самолете»
- Заведем моторы. (Др-др-др-др-др-др)
- Полетели. (аудиозапись группы «Спейс» — «Волшебный полет». Дети бегут з друг за другом на носочках, расставив руки в стороны)
- Приземляемся. Холодно. Погреемся. (Аудиозапись: «Метель». Дети разводят руки в стороны, скрещивают их, обнимая себя, и говорят: «Ух!». Упражнение повторяется два-три раза.
- Оглядимся. Посмотрите, пожалуйста, в бинокли. (Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносятся к глазам)
- Посмотрите направо, посмотрите налево. Никого не видно. Все животные Севера испугались гула самолета и разбежались кто куда. Ребята, садитесь на места.
- Ребята, каких животных мы с вами сегодня встретили?
- Где живут эти животные?
- Какая погода на Северном Полюсе?
- Почему животные, которые там живут не замерзают?
- Ребята, побывали мы с вами на Северном Полюсе, пора возвращаться домой.