Кононенкова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «В гости к Хозяйке Луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : Кононенкова Р. Н.
Ознакомление с миром природы
«В гости к Хозяйке Луга».
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о разнообразии насекомых в природе.
2. Познакомить со строении насекомых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение и желание заботиться о природе,
Оборудование: - костюм Хозяйки Луга,
- воздушный шарик,
- письмо,
- картинки с изображениями насекомых
-ИКТ
Задачи: Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „В гости к Хозяйке Луга“» размещена в разделах
• расширять представления детей о разнообразии насекомых;
• учить отгадывать загадки о насекомых;
• систематизировать знания в области охраны природы.
• закреплять знания о строении насекомых
Воспитательные:
• формировать правильные экологические представления (бережное отношение к окружающей природе);
• воспитывать культуру поведения в природе;
• воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего мира.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий, картинок с изображением насекомых; дидактическая игра «Насекомые»; развивающая игра «Жучёк»; развивающая игра «Мы ви природа»; чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Под грибом» В. Сутеев, чтение стихотворений «Муравей» Е. Л. Степанова; загадывание загадок; разучивание игры: «На полянку шли насекомых нашли»; наблюдение в природе за насекомыми.
Подготовка материала: оформление «луга» :, цветы; подбор картинок с изображением насекомых, сот, улья;
Используемый материал:
ТСО, записи мелодии «Апрель» П. И. Чайковского, песни «Не обижайте муравья», магнитная доска. Картинки с изображением насекомых; картинки с изображением ульев, пчелиных сот; цветы, резиновые модели насекомых, раскраски для детей.
Методические приемы:
игровой: воображаемая ситуация - пришла в гости хозяйка луга;
наглядный: рассматривание картинок, муляжей насекомых, макета муравейника.
слуховой: слушание музыки;
словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, заклички, педагогическая оценка.
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
Организационный момент: Приветствие
Игра.
Ручки помогают - дети кладут руки на колени.
Ножки не мешают - дети ставят ножки под стульчик спина прямая.
Глазки смотрят – внимание на воспитателя.
Ушки слушают – внимание на воспитателя.
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Природы. Но для начала давайте посмотрим в окно и вспомним какое сейчас время года.
Ответы детей : Весна.
Воспитатель. Правильно весна! –
Воспитатель. А какая погода сегодня? Солнечно, пасмурно и т. д.
Ответы детей: Солнечная погода.
Воспитатель. Правильно, солнечная, птички поют, солнышко согревает землю своими лучиками.
А кто из 3-х братцев весны пришел к нам? Какой месяц сейчас?
Ответы детей: Апрель.
Воспитатель. С приходом весны проснулась от зимнего сна Матушка Природа и с ней все живое.
Посмотрите у нас в группе появилась маленькая лужайка. Какая она красивая вся покрыта луговыми цветами.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, мальчики и девочки.
Приглашаю Вас к себе в гости, на луг.
Буду очень рада встрече с вами!
Хозяйка Луга.»
Воспитатель: - Ребята, Кто такая Хозяйка Луга?
Дети: - Это добрая фея. Она следит за порядком на лугу, бережёт всё живое – растения, насекомых.
Воспитатель: - Отправимся в гости к Хозяйке Луга?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Закрывайте глаза и считайте до пяти.
записи мелодии «Апрель» П. И. Чайковского
(Воспитатель в это время переодевается в Хозяйку луга)
- Открываем глаза. Вот вы и на лугу.
Хозяйка Луга : - Здравствуйте, ребята! Я, Хозяйка Луга,.
Ребята, посмотрите, вот это и есть мой цветущий луг. Как здесь красиво! Вам нравится? Сколько цветов! А в цветах где-то прячутся …А кто прячется
- Ребята, скажите, каких насекомых вы знаете?
Дети: - Муравей, пчела, бабочка…
Хозяйка Луга : - Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете насекомых. Перед каждым из Вас на столе лежат картинки, перевёрнутые изображением вниз. На картинках изображены насекомые.
- Я буду загадывать загадки. Вы должны отгадать, и выбрать картинку на столе где изображено это насекомое, передаёт картинку мне.
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Дети: - Это бабочка.
Хозяйка Луга : - Ребята, найдите картинку где изображена бабочка? Принесите её мне.
(Ребёнок передает свою картинку Хозяйке Луга, она размещает её на доске)
- Ребята, бабочек очень много и они все разные. Питаются бабочки нектаром цветов. Особенно красивы у бабочки крылья. Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг.
2. На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?.
Дети: - Это стрекоза.
Хозяйка Луга : - Принесите картинку где изображена стрекоза.
- У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крыльях много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. В народе стрекозу называют «живой вертолёт». Даже, когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы?
Дети: У стрекозы четыре крылышка.
Хозяйка Луга : - У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. (Рассказ сопровождаю показом). К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики, рот. Стрекоза чаще всего летает около водоёмов. А вы знаете, как называется песня стрекозы?
Дети: - Нет.
Хозяйка Луга : - Песня стрекозы называется «Стрекоталочка». Стрекоза поё т: тр – тр – тр.
3. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чё рные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Дети: - Это муравьи.
Хозяйка Луга : - Принесите мне картинку с изображением муравья. Муравьи – дружные насекомые. Муравьи плохо видят, они ориентируются с помощью усиков. Муравьи очень быстро ползают, живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек. А вы знаете, как называется домик муравьёв?
Дети: - Муравейник.
Хозяйка Луга : - Питаются муравьи травинками, мёртвыми насекомыми. Осенью засыпают до весны.
Физкультминутка.
«Дружные муравьи».
От друзей муравьишка отстал,
Ой-ой-ой! (Прижимаем ладони к щекам, качаем головой)
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай! (Качаем головой)
В муравейник скорей побежал,
Топ-топ-топ! (Бег на месте)
Но друзей он своих не догнал,
Ой-ой-ой! (Прижимаем ладони к щекам, качаем головой)
Ну а солнце за лес уж зашло,
Ох-ох-ох! (Присесть)
Стало страшно и очень темно,
Ах-ах-ах! (Обхватили себя руками)
Хорошо, что друзья помогли,
Да-да-да! (Берёмся за руки, раскачиваем их вверх - вниз)
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!
4. Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку!
Дети: - Это кузнечик.
Хозяйка Луга : - Принесите мне картинку с изображением кузнечика. Обычно кузнечик зелёного цвета, словно травинка, и поэтому не сразу заметен. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. У некоторых кузнечиков есть крылья. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья?
Дети: - У этого кузнечика крылья есть, их два.
Хозяйка Луга : - Кузнечик может сильно стрекотать.
5. Домовитая хозяйка –
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Дети: - Это пчела.
Хозяйка Луга : - Пчела – трудолюбивое насекомое. Пчела питается нектаром цветов, делает мёд. Ребята, какого цвета пчела?
Дети: - Пчела - жёлто-коричневая, в полосочку.
Хозяйка Луга : У пчелы есть туловище, голова. На голове – глаза и усики. Ещё пчела имеет крылья и лапки. Ребята, как вы относитесь к пчеле? Она вредное или полезное насекомое?
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Жу-Жу-Жу! Над цветами я жужжу!
Потружусь я над цветком - вас порадую медком.
Дети: пчела.
Воспитатель: Кто увидел пчелку? В моей волшебной корзине живет и пчелка. Давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (достаю пчелу и показываю детям)
Дети: Туловище полосатое – с желтыми и черными полосками.
Воспитатель: А крылышки у пчелы, какого цвета?
Дети: прозрачные
Воспитатель: Правильно. Крылья у нее прозрачные. В полете она их расправляет в стороны. Ребята, эта пчела называется «медоносная. Как вы думаете, почему ее так называют?
Дети: делает мед.
Воспитатель: Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки сосут нектар с цветов. (Показываю хоботок у пчелы). Затем несут его в свой домик - улей. Давайте подойдем к ульям, рассмотрим. Улей – это небольшой домик для пчел, который для них сделал человек. Человек, который разводит пчел это пчеловод. В улье живет много пчел, они перерабатывают нектар в мед. Пчелки закладывают мед в специальные решеточки - соты. (Показываю картинку). Когда мед созреет, пчеловод достает соты и откачивает мед, который мы потом покупаем в магазине. Мед очень вкусный и полезный.
Пальчиковая гимнастика
Прилетала к нам вчера
Полосатая пчела
А за нею шмель шмелёк
И весёлый мотылёк
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза
Пожжужали полетали от усталости упали
6. У этих жучков
Красные платьица в чёрный горох.
На растении они обитают
И вредных тлей уничтожают.
Дети: - Это божья коровка.
Хозяйка Луга : - Принесите мне картинку с изображением божьей коровки.
Божья коровка красного цвета, с чёрными точками. У божьей коровки есть крылья. Одни – жёсткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные, находятся под твёрдыми крылышками.
Хозяйка луга. Говорят, если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт счастье и удачу. (предлагает подержать на ладони)
Воспитатель. Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку. (рассказывают)
- Ребята, существуют заклички про божью коровку:
«Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной!»
Потом нужно дунуть на неё, и она улетит.
Слайды о насекомых
Подвижная игра «На полянку шли, насекомых нашли».
Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи…»
(Имитируют движение бабочки)
Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение кузнечика покажи…»
(Имитируют движение кузнечика)
Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение муравья покажи…»
(Имитируют движение муравья)
Хозяйка Луга : - Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые ползают, летают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте делать свои важные дела.
- А теперь нам пора прощаться. Закрываем глаза и считаем до пяти.
Дети открывают глаза и оказываются в группе.
Итог занятия.
Воспитатель: - У кого мы были в гостях?
Дети: - У Хозяйки Луга.
Воспитатель: - Кто такая Хозяйка Луга?
Дети: - Это добрая фея, которая следит за порядком на лугу.
Воспитатель: - С какими насекомыми вы познакомились?
Дети: - Бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза.
Воспитатель: - Что общего есть у всех насекомых?
Дети: - У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.
Воспитатель: - Чем насекомые отличаются друг от друга?
Дети: - У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У насекомых разные глаза, усы и рот.
Хозяйка луга. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои дела. Пусть они летают, ползают, собирают нектар. А чтобы вы помнили о нашей встрече, я подарю вам картинки с изображение насекомых, а вы их раскрасите
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. Я надеюсь, что вы не будете обижать насекомых, а будете заботиться о них.