Евгения Логинова
Ознакомление с марийской культурой в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление с культурой марийского народа детей дошкольного возраста»
Составила: воспитатель, Логинова Е. Р.
МДОБУ «Юбилейный д/с «Колокольчик»
В настоящее время существует необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал всю значимость своего народа, знал историю своей страны, мира, семьи, полюбил свою родину и осознанно пришел к пониманию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Ведь, народ жив, пока живы его культура и язык.
Публикация «Ознакомление с марийской культурой в ДОУ» размещена в разделах
До сознания детей нужно донести, что они являются носителями марийской культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам марийской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь марийского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нужно помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии. А значит, любое занятие, встреча с игрушкой, декоративно-прикладное творчество, беседа подчинены единственной цели: формировать интерес к марийской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, используя все виды фольклора: сказки, песни, танцы, игры, пословицы, загадки, поговорки, хороводы. Для того чтобы эти цели были достигнуты, надо решить следующие задачи:
познакомить детей с разнообразием жанров марийского народного творчества, народными праздниками;
прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта марийского народа через использование всех видов фольклора;
воспитывать интерес и любовь к Родине, народному творчеству, народному календарю, народным играм.
Для решения этих задач нужны современные дидактические принципы и методы. Вот некоторые из них: принцип систематичности и последовательности это усвоение материала в определенной последовательности, системе, которая предоставляется в перспективном планировании и конспектах;
принцип культуросообразности воспитание на общечеловеческих ценностях культуры, внимание акцентировано на народные праздники, доступные пониманию ребенка;
принцип сочетания научности и доступности важно преподать исторический и научный материал в доступной игровой форме;
принцип природосообразности — учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.
Так же при ознакомлении детей старшего школьного возраста с культурой марийского народа, мной используются следующие методы:
1. Метод оживления. Прием «вхождении» в игру: детям предлагается представить себя на месте сказочного персонажа. Это учит переживать, будит детское воображение.
2. Эвристический метод (развитие находчивости и активности). Это частично-поисковый метод. Дети в процессе игры ищут новые результаты, новые решения, рассуждают на заданную тему, делают выводы, высказывают предположения.
3. Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий).
4. Словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть, по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок).
5. Практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
6. Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «А знаешь ли ты Марийский край?» и «По дорогам марийских сказок». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка
7. Экспериментирование. Знакомлю детей с бытом марийского народа : посудой, одеждой. Надо дать ребенку самому попробовать самостоятельно потрогать, подумать для чего той или иной предмет домашнего обихода, пофантазировать или возможно даже блеснуть своими знаниями и рассказать о какой-либо старинной вещи.
8. Метод интерактивной игры. Это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Большое внимание уделяется знакомству с марийским народным костюмом. Дети узнают, что марийки не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также нужно знакомим детей с марийскими народными праздниками, такими как Шорык йол, Уарня, Пеледыш пайрем, как праздновали их наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. В старшем дошкольном возрасте знакомим с марийским орнаментом, со значением каждого орнамента и прикладным искусством. У детей расширяются знания о марийской народной культуре, традициям и праздникам.
Вместе с детьми участвуем в мероприятиях, посвященных марийской культуре. Шьем национальные костюмы куклам, ставим сценки, рисуем иллюстрации к марийским народным сказкам, поем марийские частушки, танцуем марийские танцы «Топотушки», разучиваем наизусть марийские стихотворения. Дети с большой радостью приобщаются к марийской культуре.
Таким образом, каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.