Любовь Бирюкова
Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых — ориентир к будущей профессии
▼ Скачать + Заказать документы
БИРЮКОВА Любовь Сергеевна
«Ознакомление дошкольников с профессиям взрослых-ориентир к будущей профессии»
(Из опыта работы МКДОУ детского сада №6 «Рябинка» г. Вятские Поляны Кировской области)
2022
Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских школах отражено в ряде стратегических документов. Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации школьников. Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи.
Публикация «Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых — ориентир к будущей профессии» размещена в разделах
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Дошкольный возраст – начальный этап профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации. В процессе развития в этот возрастной период ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия людей различных профессий, основываясь на наблюдении за взрослыми.
Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого, в структуре которых главная роль принадлежит игровой деятельности. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей :
потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;
не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Анализируя работу педагогов детского сада в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, необходимо создать условия, т. е. такую предметно-развивающую среду, которая позволит выявить интересы и склонности воспитанников, углубить знания о профессиях, развивать интерес и умение осуществлять игровые действия. Кроме того, необходимо обеспечить чётко выстроенное методическое сопровождение образовательного процесса, например, через разработанную нами программу «Играем в профессии».
Каким образом мы пришли к необходимости создания Программы?
Перед нами встал вопрос: Как выявить реальный уровень познавательного развития ребенка в области профориентации и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки в своей работе?
Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.
Мы выяснили, что в настоящее время существует много диагностических методик профориентационной деятельности дошкольников. Мы выбрали опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» и диагностику – наблюдение игровой деятельности детей в игры профессионального характера В. П. Кондрашова.
Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что реализации программы профориентационной деятельности в условиях образовательного учреждения может опираться на утверждение, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. В игре они, то подражают профессиональным действиям взрослых, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Диагностика начального этапа проводилась на базе МКДОУ детского сада №6 «Рябинка». В ней участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу и 5 педагогов.
Цель диагностики: выявить состояние организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Индикаторами эффективности организационно-педагогических условий выступили:
1) уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых;
2) уровень игровой деятельности в играх профессионального характера, применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр обучающих мультфильмов и пр.)
Диагностика начального этапа опроса детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л. В. Куцакова) показала недостаточный уровень (НУ) представлений, который характеризовался отсутствием направленности интереса ребенка на профессии определенного профессионального кластера (предпосылки первичных профессиональных предпочтений не сформированы). Ребенок имеет лишь отдельные элементарные представления о некоторых профессиях : кто работает на ферме, в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно-оздоровит. комплекс и др. ,на фабриках, заводе. По этим критериям меньше всего показатель (30б,20б,10б соответственно). Дети затрудняются самостоятельно установить связи между профессиями взрослых в обществе. Недостаточный уровень выявлен у 6 детей, что составило 60 %.
Диагностика игровой деятельности в игры профессионального характера (В. П. Кондрашов) на начальном этапе показала недостаточный уровень (НУ) использования в сюжетно-ролевых играх знаний, полученных из разных источников о современных профессиях : банкир, налоговый инспектор, провизор и др. -56%; Дети затрудняются самостоятельно создавать игровые замыслы – 13%; Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером -31%.
По полученным результатам на начальном этапе, можно с уверенностью сказать, что для качественного и успешного решения выявленных проблем при ознакомлении дошкольников с профессиями, педагогам необходимо создать условия, т. е. такую предметно-развивающую среду, которая позволит выявить интересы и склонности воспитанников, углубить знания о профессиях, развивать интерес и умение осуществлять действия. Кроме того, необходимо обеспечить чётко выстроенное методическое сопровождение образовательного процесса, например, через разработанную нами программу «Играем в профессии»
Программа «Играем в профессии» в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный
выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.
Цель, задачи и принципы реализации Программы
Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
Задачи профориентации детей старшего дошкольного возраста :
1. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества
2. Воспитывать уважение к людям труда
3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города
4. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы
Профориентация в дошкольном возрасте носит информационный, консультационный характер.
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Структура программы. Целевой раздел:
Пояснительная записка;
Актуальность программы;
Формы, способы, методы и средства реализации Программы;
Планируемые результаты;
Оценочные материалы по реализации Программы
В содержательном разделе программы представлен учебный план или содержание работы по ознакомлению с профессиями во 2 младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
В условиях реализации программы описаны особенности организации предметно-пространственной среды, особенности организации работы воспитателя с детьми и родителями, организация образовательных путешествий с детьми, особенности руководства игрой в разных возрастных группах, время на игру в течение дня.
Структура программы
Приложение к Программе содержит конспекты НОД, образовательное путешествие, диагностические материалы, сценарии праздников и развлечений о профессиях и многое другое.
Программа предполагает:
расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;
раннюю общетрудовую подготовку, развитие общих способностей дошкольников;
раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
формирование системы отношений и нравственных установок к труду;
популяризацию рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда;
популяризацию профессионализма в любой сфере труда;
ориентацию на региональный рынок труда, перспективы развития социально-экономической сферы;
содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода в процессе НОД (занятий, в ходе режимных моментов, а так же в самостоятельной деятельности детей.
Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых через чтение, беседы, экспериментирование, прогулки и экскурсии, просмотр фильмов и передач, наконец, личный пример взрослого. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого, где главная роль принадлежит игровой деятельности.
На протяжении освоения игры в профессии ребё нок проходит 3 этапа :
1 этап заключается в обогащении (амплификации) знаний о той или иной профессии. Это происходит через наблюдения, различные игры, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, чтение, беседы, экспериментирование, исследовательскую деятельность и т. д.
На этом этапе у детей формируются представления, без которых игры в профессию быть не может.
2 этап Совместное проигрывание ролей со взрослым. Ребёнок усваивает в практической деятельности действия, характерные той или иной профессии, ролевой диалог. Название орудий труда, инструментов, их назначение и действие с ними.
И наконец, 3 этап: самостоятельная игра. Ребёнок сам, без участия взрослого, организует игру в профессию, выбирает роли, место и средства для игры, игровой сюжет, партнёров по игре. Игра становится действительно творческой, ребёнок играет, так как хочет. Он попадает в такие условия, в которых он проявляет самостоятельность, активность, инициативность,
творческие способности.
Для того чтобы игра в профессию была самостоятельной необходимо пройти все 3 этапа.
планируемые результаты работы по программе:
С точки зрения развития ребенка
Направление Показатели Установка ребенка
Сфера интересов Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности.
С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс и др. Мне это интересно
Сфера представлений Способен рассказать:
о профессии и месте работы родителей;
о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
об общественной значимости труда; Я знаю
Сфера опыта и нравственных установок У ребё нка сформирован опыт:
работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности. - Я пробовал и привык трудиться и создавать
С точки зрения родителей
С точки зрения родителей
и общества осознанное отношение к профориентации детей.
у родителей появляется интерес к образовательному процессу, взаимодействию с педагогами, развитию творчества, знаний и умений у детей.
С точки зрения совершенствования обра-зовательного процесса создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации;
разработаны образовательные технологии и средства ранней профориентации;
сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации.
При ознакомлении дошкольников с профессиями, необходимо соблюдать ещё одно важное УСЛОВИЕ - наличие предметно-пространственной развивающей среды, которая так же позволит выявить интересы и склонности воспитанников, углубить знания о профессиях, развивать интерес и умение осуществлять игровые действия.
Совместно с родителями можно сделать атрибуты для игр, а воспитателям использовать это как вариант вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного образовательной организации.
ВЫВОД
Таким образом, освоение программы «Играем в профессии» дошкольниками позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Игры в профессии могут стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения, служить ориентиром будущей профессии. Нам, педагогам ДОУ необходимо не только заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, но и привить детям желание стать профессионалами в своём деле.