Екатерина
Ознакомление старших дошкольников с архитектурой в процессе использования строительных материалов и конструкторов
▼ Скачать + Заказать документы
Прокофьева Екатерина Сергеевна
Г. Шадринск, Россия
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой в процессе использования строительных материалов
и конструкторов
Аннотация. В статье описывается методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с строительно-конструктивных использованием игр и упражнений.
Темочки:
- Конструкторы для детей
- Старшая группа
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Строительный материал. Конструирование
- Темочки
Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, архитектура, конструктор, строительный материал, строительная игра.
Согласно Указу Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», необходимо обеспечить условия для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций; обеспечить совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи [1].
Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, то есть начинать формировать техническое мышление целесообразно с первого уровня образования – дошкольного.
В ФГОС ДО изучение архитектуры включено в обязательную часть основной образовательной программы и направлено на ознакомление с архитектурой как с видом искусства [2].
Например, А. А. Грибовская, автор методического пособия по ознакомлению с архитектурой (2005 г.) [5], указывает, что работа по ознакомлению старших дошкольников с архитектурой проводится в следующих формах: экскурсии, прогулки по улице города, поселка; рассматривание здания на репродукциях картин, фотографиях, иллюстрациях в книгах с изображением сказочных зданий; с помощью художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение) с описанием зданий, домов, теремов; рассказ, беседа; слушание музыки для создания определенного образа здания. Практическая деятельность по закреплению полученных знаний проводится посредством изображения зданий в рисунках, аппликациях.
Однако, это не дает высоких результатов в направлении развития конструкторских умений, важных для архитектурного и технического мышления в будущей профессии.
В 5-6 лет у детей возрастает интерес к архитектурной выразительности построек, они стараются усовершенствовать конструкции, создавать красивые, симметричные и художественно привлекательные сооружения. Но иногда замысел оказывается слишком сложным для практического воплощения и требует от дошкольника серьезной умственной работы, тогда нужна подсказка педагога, показ новых возможностей использования материала [6].
В старшем дошкольном возрасте формируется образно-схематическое мышление. А значит, ребенок 6 лет может создавать постройки и поделки по рисункам, фотографиям, схемам [3].
Н. Н. Тятюшкина указывает, что одним из важных условий познания архитектуры является практическое выполнение работы: получение собственного творческого продукта [9].
А. Н. Давидчук называет одним из видов детской деятельности по созданию построек конструктивно-модельную деятельность. Данная деятельность является практической деятельностью, которая направлена на создание определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному предназначению. Конструктивно-модельная деятельность – это вид продуктивной деятельности старшего дошкольника, который играет значимую роль в ознакомлении с искусством архитектуры [4].
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки дети используют в основном в игре, в качестве украшения помещений, участка и т. п., что приносит им большое удовлетворение.
Таким образом, была сформулирована гипотеза: использование строительных материалов и конструкторов будет способствовать эффективному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой.
Для проверки данной гипотезы спланирована программа опытно-поисковой работы.
Анализ рабочей программы педагога позволил выделить темы и архитектурные сооружения, а также подобрать упражнения и игры с конструкторами и строительным материалом.
Для ознакомления старших дошкольников с архитектурой в качестве концептуальной основы использовалась методика С. В. Погодиной [8]
Согласно методике С. В. Погодиной ознакомление старших дошкольников с архитектурой реализуется в четыре этапа. На первом этапе –ознакомительно-игровом – детям дается возможность рассмотреть объект архитектуры. На данном этапе не рекомендуется проводить содержательную беседу, так как внимание детей полностью поглощено новым объектом изучения. Первое ознакомление может происходить на экскурсии, по фотографиям, макетам, фильмам. Для определения степени изученности объекта и направления дальнейшей работы по ознакомлению с архитектурным объектом с детьми проводятся игры и упражнения с использованием строительного материала и конструкторов : «Назови и построй», «Создай схему», «Строим мост», «Замок Снежной Королевы».
На втором этапе – ознакомительно-обучающем – проводится целенаправленное изучение архитектурного объекта. В данном случае проводится содержательная беседа с целью ознакомления детей с особенностями архитектурной конструкции, подробным изучением архитектурных форм, выделения образной структуры сооружения. После беседы детям предлагается изобразить архитектурное сооружение в ходе конструкторской игры : «Разрежь и сложи», «Моделирование», а также упражнения с использованием конструктора LEGO : «Изучаем конструкцию домов-сооружений», «Убери лишнее», «Найди такую же постройку, как на карточке», «Найди пропажу», «Подбери нужное», «Найди нужную постройку».
На третьем этапе – ознакомительно-углубленном – детально изучаются отдельные архитектурные формы, элементы, которые интересны и доступны детям и которые они могут впоследствии использоваться ими в собственном творчестве. Чтобы дети усвоили конструктивно-образную специфику архитектурного сооружения, изучить составные элементы рассматриваемого объекта, техники, материалы, примененные для его постройки можно использовать упражнения с конструктором и строительным материалом : «Найди детали», «Из чего состоит…», «Чего не хватает?», «Кто знает, пусть продолжает», а также игры с конструктором и строительным материалом «Построй-ка», «Архитектор».
На четвертом этапе – ознакомительно-закрепительном проводится анализ степени усвоения дошкольниками полученных знаний и умений. Для проведения аналитической работы применяются игры с конструктором и строительным материалом, основанные на конструировании по замыслу. Детям предлагается, используя все полученные знания и умения построить дома и сооружения разного назначения в ходе сюжетной строительной игры «Город Фантазеров».
Для игры используется песок, бросовый материал, природный материал, деревянный конструктор, выносной игровой инвентарь в рамках сюжетно-ролевой игры «Строим город фантазеров». В данной игре дети строят город, не похожий на обычные города. Кроме ознакомления с архитектурными сооружениями (изучение самых необычных зданий на Земле, с детьми проводится предварительная работа по чтению книг Н. Носова «Фантазеры», о Незнайке, просмотр мультфильмов об Алисе Селезневой. После чего дети придумывают историю жителей города, какие эти жители, чем занимаются. Например, можно предложить детям таких героев, живущих в городе: Главный фантазер, Мечтатель, Художник, Воображала и т. д.
В рамках большой строительной игры используются такие игры как «Моделирование», «Составь узор», «Построй мост», «Строим здание».
В качестве строительной площадки используется песочница и дополнительный строительный материал. Руководство игрой со стороны взрослого заключается в направлении поиска способов решения проблемы строительства того или иного объекта, помощи в назывании сложных архитектурных терминов и элементов зданий.
Кроме совместной со взрослым деятельности игры с конструктором и строительным материалом необходимо включать и в свободную детскую деятельность. Это могут быть игры «Построй, не открывая глаз», «Создай схему», «Разрежь и сложи». Дети могут устроить соревнование чья постройка будет более замысловатая, не похожая на реальные объекты.
В ходе эксперимента проводился мониторинг уровня знаний об архитектуре у старших дошкольников. Для мониторинге использовался опросник С. В. Погодиной. На основании данного опросника были выделены уровни знания об архитектуре : высокий, средний, низкий. В результате опроса на начальном этапе эксперимента было выявлено, что из 15 опрошенных детей, только 3 могут ответить на большую часть вопросов, проявляют знания терминологии, интерес к архитектуре. 7 детей имели средние знания, на вопросы отвечали неуверенно, но проявляли заинтересованность и любознательность. 5 детей имели низкий уровень знаний об архитектуре, не проявляли заинтересованность в познании данной области.
Повторный опрос проводился после использования методики по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой в процессе использования строительных материалов и конструкторов. В результате было выявлено, что на высоком уровне проявили знания и заинтересованность архитектурой 5 детей. 9 детей проявили знания на среднем уровне. Для них трудными являются не столько архитектурные названия, сколько анализ построек, выделение структурных элементов, что связано с уровнем развития конструктивных умений. На низком уровне остались знания у 1 ребенка. В данном случае выявлены пробелы в развитии познавательного интереса в целом.
Таким образом, использование строительных материалов и конструкторов в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с архитектурой сделает данный процесс продуктивным и эффективным.
Данный подход к ознакомлению детей старшего возраста с архитектурой будет соответствовать требованиям современного образования. В частности, концепции инновационной программы образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы [10], где определен новый подход к развитию творческой инициативы дошкольников, что безусловно относится к области изучения архитектуры. Всякое творчество – это процесс создания чего-либо нового, то есть именно нового продукта. При этом ценность и значимость продукта будет определяться его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребенок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих и своих собственных, что важно для становления детской личности.
Список литературы
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г.
№ 203 // Гарант. – Режим доступа :
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/, свободный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования : Утв. приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
3. Акимова Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет СПб. : Речь, 2017.
4. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника [Текст] / А. Н. Давидчук. – М. : Просвещение, 2016.
5. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие / Под общ. ред. А. А. Грибовской. – М., 2005.
6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное, испр. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Л. А. Парамонова. – М. : Издательский центр «Академия», 2017.
8. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С. В. Погодина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 352 с.
9. Тятюшкина Н. Н. Архитектура для дошкольников / Н. Н. Тятюшкина, Н. В. Сивацкая. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2017. – 36 с.