Марина Бенько
Ознакомление детей с традициями народов Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с традициями народов Севера.
Женская одежда и обувь.
Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными рукавами из цветной ткани. Нагрудный разрез женщины оформляют полосками однотонной ткани с нашитыми на них бисером или пуговицами. Также обшивают и запястье рукава.
Поверх платья надевают распашной халат. Он шьется из ярких однотонных тканей. Подол и распашная сторона обшиваются полоской.
Публикация «Ознакомление детей с традициями народов Севера» размещена в разделах
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
По древней традиции полосы создавались из бляшек и пуговиц. Обычай требовал, чтобы угол между полосами был расшит или намечен 1-5 рядами бисера, пуговиц или бляшек. Считалось, что при нарушении этого обычая мастерица или ее младший брат могли ослепнуть.
Полы халата запахивают одна за другую, подпоясываясь поясом из цветного сукна, который завязывают сзади. Подол праздничного зимнего халата на р. Юган украшали мехом выдры, лапками лисы или соболя, более широким бисерным украшением. Иногда вместо бисера подшивали отлитые из олова пластинки с узором. Они более тяжёлые и подшивались только к зимнему суконному халату.
Женская одежда особенно декоративна. У хантов и манси сочетание синего и зелёного в костюме нередко. В этом особенность национального вкуса, воспитанного веками. Соединение этих цветов так часто можно наблюдать в природе: зелень леса на фоне синего неба, или свежая зелень прибрежных кустов у синей речной воды, или заросли незабудок, вкрапления фиалок в сочной зелени травы".
Верхней одеждой холодного времени года служит шуба — распашная одежда длиной значительно ниже колен, которую запахивали налево и подпоясывали. Мех для шубы сшивали из огромного количества (до 800 штук) беличьих или лисьих лапок, ушей и хвостов пушных зверей, располагая их в шахматном порядке.
Женщины также носили и шубы из оленьих шкур. На р. Вах они являлись преобладающим видом одежды. Женская шуба из оленьих шкур была двухсторонней. Прямые сходящиеся, но не запахивающиеся полы соединялись завязками. "Если ничего больше не делать, а только готовить кушать, — на пошив женской шубы нужно 1-2 недели".
Тёплые шубы для зимы шили из меха зайцев, ондатры, а в прежние времена — из шеек гагары и даже горностая. Такую шубу надевают мехом вовнутрь, а сверху — халат из сукна.
Низ подола халата и запахивающая сторона обшиваются мехом. Воротник шубы шьётся из лап лисы, соболя. К рукавам шубы пришиваются тёплые рукавицы из меха с прорезью на запястье для высвобождения кисти рук.
Особо следует сказать об украшении меховой одежды. Узоры лучше смот-рятся из гладкого плотного меха. Светлый и тёмный камусы накладывали друг на друга и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Тёмную полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полосками цветного сукна. Получались контрастные зеркальные орнаменты, обычно с равенством узора и фона. Они как бы бежали по нарядным женским шубам, оттого и поё тся в песне: "Зверем избеганный стал узорный сах, оленем избеганный стал узорный сах".
В комплект женской одежды входили и пояса. Они богато расшивались би-сером и имели большое количество металлических подвесок с зооморфными изображениями и геометрическими фигурками. Бисерный узор на поясе обычно представлял собой полосу из мелких ромбов. Женщины очень дорожили поясами, передавали их по наследству и неохотно продавали.
Женская обувь по покрою не отличалась от мужской. Летней и осенней обувью служили нырики с кожаной головкой и ровдужным голенищем. Еще и сейчас сохранилась традиция украшать мозаикой женскую обувь. Для изготовления этой мозаики на радугу наносили краской узор из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы, либо из одного отвара и его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали нитью.
Сейчас утрачено одно из древнейших женских искусств — мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей, которая также использовалась при изготовлении обуви.
Зимняя обувь, полностью сшитая из камусов, отличается от мужской тем, что украшения в виде поперечных полосок из меха с прокладкой суконных кантиков располагаются не под коленом (как у мужчин, а на подъеме ноги.
Еще одна отличительная черта: женщины под коленом завязками не пользовались, и верхний край обуви подвязывали к нательному поясу.
Обшивка голенищ в виде узкой полосы шкуры у женских экземпляров обращалась ворсом внутрь, а у мужских — наружу.
Обычное украшение цельнокамусной обуви — продольные полоски белого камуса и сукна в швах. Поперечные полоски расположены у женских экземпляров на подъеме или чуть выше, а у мужских — под коленом.
Следует подчеркнуть, что обувь различалась между собой и по назначению. У народа манси это : "салтум вай" — будничные сапоги из белой оленьей шкуры с ноги оленя; "нилапи. салтум вай" — нарядные сапоги из белого меха с четырьмя орнаментальными полосками из цветного сукна; "тэви няра" — меховые женские сапоги для лыж и др.
Ханты бережно относились к своей одежде и обуви. Раз сшитая праздничная обувь и одежда носилась десятилетиями.
Намокшую обувь никогда не сушили у огня или на солнце. От этого она коробится, теряет форму, делается ломкой, грубой. Обычно вынимают стельку (траву, кладут сухую, ножом выжимают излишнюю влагу. Саму же обувь сушат в тени.
Зимой, прежде чем зайти в дом, ханты тщательно обколачивают снег с обуви специальной лопаткой, которая стоит у входа, иначе обувь намокнет и подопреет.
Меховую одежду зимой вообще не заносили в тёплое помещение, а оставляли на улице у входа в дом. Ханты считали, что в шерсти прячутся злые духи, и они могут мешать всю ночь спать. Реальное же объяснение этому находим в строении волоса меха оленя: полый, трубчатый он при резком контрасте температур ломается и осыпается. Это его свойство подмечено загадкой: "Идёт мужик, мечет сто стрел" (летит шерсть из меховой одежды).
Меховую одежду и обувь женщины летом просушивают, чинят, проветривают, коптят над дымом. Лишь тогда складывают в мешки или развешивают в лабазах — амбарах на высоких ножках.
Познавательная минутка.
Женские головные уборы и украшения.
Комплект женской одежды будет не полным, если не рассмотреть такую его часть как украшения и головные уборы. Помимо своей функциональности они "теснейшим образом связаны с существующими практически у каждого народа собственными представлениями о волосах, о взаимосвязи их с человеком (волосы как вместилище "души" или одной из "душ") и, наконец, через эти представления о человеке дают возможность выхода на всю систему традиционного мировоззрения.
Универсальный головной убор — платок. Для женщин покрывание головы было обязательно, и даже девочки почти не бывали без платка. Хантыйские и мансийские женщины, соблюдающие обычай избегания, закрывали платком лицо.
Обычай избегания касался не всех родственников, а только старших и только по мужу и жене — он порождён брачными нормами.
Отмечает З. П. Соколова: «У хантов и манси младший брат в случае смерти старшего был обязан жениться на его вдове, даже если сам был женат». Этот обычай имел ряд преимуществ: "во-первых, дети и имущество умершего оставалось в роде или семье, во-вторых, вдова с детьми не оставалась без кормильца. Обычай соответствовал нормам родового общества и по тем временам был гуманным". Таким образом, женщина не избегала младшего брата своего мужа, а вот брачные отношения ее со старшим братом мужа были запрещены — они избегали друг друга. Это обычай можно проиллюстрировать следующими данными. В прошлом веке среди браков, где "жена старше мужа, нередки случаи, когда мужу 29 лет, жене 63 года, мужу — 58, жене — 81 и т. д. " Ученые отмечают, что подобные браки (до 40%) заключались с вдовами.
Необходимо коснуться и манеры ношения платка. Среди хантов р. Вах наиболее принято было завязывание платка под подбородком, на р. Васюган — концы платка завязывали сзади, ниже макушки. Накидывание (без повязывания) на голову большого платка, сложенного по диагонали, типично для северных обских угров.
Внимание учащихся обращается на то, что в отдельных ситуациях ханты использовали налобные повязки: на р. Юган — женщины во время похорон, на р. Вах — при первом посещении чужого поселения или во время поездки по озеру (пос. Ларьяк Нижневартовский район). Ритуальное использование мужчинами обруча из сарги во время похорон на р. Юган Н. В. Лунина объясняет древностью повязки.
У народов Сибири было широко распространено подстригание волос, ношение их распущенными, длинные волосы заплетали в косички. Вообще же прическа (так же, как и одежда, набор украшений) более или менее регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста. Исключение здесь, по свидетельству Н. В. Лукиной, составляли восточные ханты.
Учёные считают, что в Сибири существовала и более ранняя традиция подстригания или частичного выстригания волос — функциональное выстригание "для охлаждения головы" части волос на затылке у хантов.
Тем не менее, широкое распространение в Сибири имело заплетание кос. Двухкосная прическа у женщин — явление, известное практически по всей территории исследуемого региона. Привлекает внимание факт широкого распространения в Сибири такого явления как обмотка кос специальным шнурком.
Накосные украшения.
Как и другие виды украшений, они несут в себе обширный комплекс функ-ций, часто трудно отделимых друг от друга. Утилитарным назначением накосников, как следует из собственного названия, было украшение человека в соответствии с эстетическими воззрениями народа, а также, в ряде случаев, необходимость поддержать прическу в определенном состоянии. Следует оговориться, что "накосник", "косник", "косоплетка" употребляются как равнозначные термины. Косоплетки повсеместно изготавливали из верёвочек, обычно с тремя-пятью низками бус, заканчивающимися металлическими жетонами. На р. Васюган были популярны полоски ткани, расшитые бисером, или ленты нанизанного бисера с бисерными кистями на концах.
По мере старения и выхода из детородного возраста женщины обычно переставали носить накосные украшения или их количество сводилось к минимуму.
Характерной женской причёской и одновременно накосным украшением были так называемые ложные косы, представляющие собой овальную кожаную или матерчатую пластинку, плотно зашитую бисером и украшенную несколькими крупными пуговицами. К концам пластинки прикреплялись длинные матерчатые жгуты или шерстяные шнуры красного (бордового, розового) цвета. Волосы расчёсывали на пробор, пластинка укреплялась на затылке, волосы сплетали в две косы вместе с матерчатыми жгутами, а затем плотно обматывали шнуром. Ложные косы были значительно длиннее, чем натуральные. Их концы не доходили до земли примерно на 15 см. Ложные косы обычно заканчивались металлическими подвесками, кольцами, цепочками и т. п. Когда девушка шла, то ногами касалась концов кос, и они звенели.
У сосьвинских манси есть сказка о женщине-богатыре. Жила она в верховьях Северной Сосьвы, в селении Няксимволь. "В Няксимволе семь братьев живут, восьмая сестра. У сестры косы медными птичками украшены" (см. рис.). Ложные косы в основном девичье украшение. Но начинали приучать к нему только после 6 лет.
Ложные косы не снимали, так с ними и спали. Летом в связи с жарой их не носили.
Следует отметить, что раньше ложные косы носили и мужчины, перекидывая их вперед, затем пропуская подмышками и завязывая на спине сзади. Они были короче женских, менее нарядны и лишены звенящих подвесок. От висков вплеталось по 5 колечек. Парное количество запрещала традиция.
Накосные украшения, как никакие другие, несут в себе функцию социально-возрастного статуса человека. Даже по общему виду обычно можно определить, женское это украшение или мужское, носит его девушка или замужняя женщина и т. п.
Поверх кос обычно надевали платок. Но когда было жарко, платка не носили. К ложным косам, на уровне виска, подвешивали бисерные украшения. Вероятно, этот тип украшений перешёл в нагрудное, сохранив в названии "паль" — "ухо" (манс.) — пальсак. Говоря об украшениях, следует сказать, что самым простым было ношение бус или низок бисера. Встречались и ожерелья из металлических колец с подвесками в виде колокольчиков и пр. Некоторые украшения изготавливались из одного лишь бисера.
Такой вид украшения имеет вид нагрудника с воротником и застёгивается вверху с помощью петли на левой стороне грудного разреза и одной пуговицы на правой стороне. Это украшение было распространено среди хантов р. Казым во второй половине XIX—первой четверти XX веков.
Такие украшения как кольца носили на указательном, среднем и безымянном пальцах, предпочитая надевать несколько штук на один палец. Особенно любимы были гладкие кольца из серебра или сплава, то есть из белого металла. Его популярность, по мнению В. Н. Чернецова, возможно, связана у обских угров с культовой ролью серебра, знакомство с которым объясняется приходом на север угров-коневодов.
Женские причёски и украшения несут в себе огромную эстетическую, функциональную, а в ряде случаев и магическую нагрузку. Представление о сверхъестественных свойствах волос вместе с тем является частью общечеловеческой культуры. Они представлялись особо благоприятной субстанцией для магической передачи как вредоносного, так и положительного начала.
Познавательная минутка.
Мужская одежда и обувь.
У хантов, как и у других народов Сибири, существовало четкое разделение труда. Оно обязывало мужчину быть хозяином в тайге, а женщину в доме. Хантыйские женщины, пока мужчины промышляли зверя и рыбу, занимались воспитанием детей, готовили пищу, шили одежду для членов семьи.
Если для детей ее делали яркой, нарядной, то мужская одежда должна быть прочной и теплой.
В мужской одежде хантов конца XIX — начала XX вв. большую роль играла глухая одежда 2-х видов — малица и кумыш.
Малицу шили из шкур оленей мехом внутрь. На переднюю часть шла тонкая шкура с груди и живота оленя. Капюшон делали из шкуры молодого оленя или из шкуры выдры, обладающей водоотталкивающими свойствами. Капюшон шили мехом наружу. По подолу пришивали широкую опушку.
Слово малица, вероятно, произошло от ненецкого мальця (мал — "замкнутый со всех сторон", "целый, сплошной").
Для защиты от сырости на малицу обычно надевали рубаху из сатина, ситца или другого прочного материала. В холодное же время года при поездках на оленях поверх малицы мужчины надевали глухую одежду мехом наружу — кумыш. Характерным его украшением были кисточки из полосок меха и сукна, пришитые в ряд на спине. Особенно нарядным считался белый кумыш.
Подробнее остановимся на описании малицы. Длиной она была ниже колен, но подпоясывалась так, чтобы достигать длины лишь до колена. При этом образовывался большой напуск — пазуха, куда складывали трубку, кисет с табаком и другие вещи, а также продукты.
Чтобы достать что-либо из этого хранилища, необходимо было энергичным движением стряхнуть рукав с руки, втянув ее подмышку.
У хантов пояс был особой деталью одежды. На нем висели нож, сумочка с оселком, огнивом или спичками, сюда же подвешивалась или затыкалась добытая пушнина. Необходимо подчеркнуть, что малицы подпоясывались только поясом с пряжкой.
На пояс помимо металлических подвесок, цепочек, подвешивались клыки медведя. Для хантов это имело не столько эстетическое, сколько сакральное и функциональное значение: клык медведя, как и упряжь, сделанная из шкуры этого животного, способна отпугивать злых духов; а если поскоблить зуб медведя на глубокую рану, то она быстрее затянется.
Летняя одежда хантов ныне не отличается от европейской. Ранее же ее ком-плект состоял из штанов и рубахи, поверх которой мужчины носили распашную одежду из грубого холста. А вот традиционную обувь вряд ли чем можно заменить.
Летом мужчины носили обувь, известную среди местного русского населе-ния под названием "нырики" ("нир" — обувь). Она состояла из кожаной подошвы, кожаной головки со слабо выраженным подъёмом и голенищ из ровдуги, брезента или грубого сукна. Вверху к голенищам пришивали кожаные ремешки для привязывания к поясу.
Зимнюю обувь в основном шили из камусов. Лосиные камусы ценились особо: они прочнее, на них не налипает снег. Местное русское название зимней обуви — "кисы". На Вахе голенище кисов соединялось с подошвой с помощью трех союзок и состояло из 7 камусов. Вверху оно имело косой срез и обшивалось полоской сукна, здесь же пришивали бечевки для привязывания к поясу. Суконные полоски ярких тонов вшивались для украшения в швы на головке. Под коленом вшивали несколько поперечных полосок меха и сукна.
Необходимо подчеркнуть, что особенно нарядными, как и кумыш, считались кисы из белых камусов.
Особо следует отметить некоторые приёмы пошива обуви. Это касается заготовок. Их предварительно развешивают над очагом так, чтобы они постоянно окуривались дымом. Прокопчённая кожа долгое время сохраняет водонепроницаемость.
Подошву обуви делали из щёток, камуса или шкур со лба оленя. Этот материал использовался только в мужской обуви, а в женской был запрещен обычаем.
Чтобы утеплить ногу во время сильных морозов, коренные жители Сибири прибегают к принципу многослойности. Сначала на ногу мехом внутрь надевают длинные до паха меховые чулки — чижи. Поверх чижей — кисы. Между подошвой кисов и чижами обязательно прокладывают сухую траву, благодаря чему между ступней и снегом сохраняется необходимый теплозащитный зазор.
Мужчины отдельными подвязками закрепляли обувь под коленом. Принято было завязывать подвязки спереди. Подвязки, как правило, были с кистями.
У восточных хантов учёными зафиксирован самый простой способ использования естественных материалов для защиты ног — привязывание к подошвам крыльев птиц. На Вахе подошвы обуви делали из шкур гагары, снятой чулком и обращённой перьями наружу. "Несомненно, — пишет Н. В. Лукина, — что у хантов указанный способ использования птичьих шкур является древнейшей чертой местного происхождения".