Кристина Коноваленко
Ознакомление детей дошкольного возраста с хакасскими народными играми
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с хакасскими народными играми» размещена в разделах
Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.
Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА».
Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.
ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ».
Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.
ХАКАССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «АЛАХ ХУЧА» («ПЕСТРЙ БАРАН»)
Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»). Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.
ХАКАССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «СПРЯЧЬ РУКАВИЦУ»
Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:
МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ».
Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится
вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.
ХОЗАН ОРЫХ (ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА».
Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат. Для игры на земле или на снегу чертится большой круг (д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Учитывая огромный потенциал народных игр, мы включаем их в работу по приобщению к культуре хакасского народа. Игра помогает проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю к победе. По содержанию хакасские народные игры (ХНИ) лаконичны, выразительны и доступны пониманию ребенка. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют все психические процессы.
Задачи педагога:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относится к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.