Дарья Шевцова
Оздоровительно-развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ состояния здоровья детей находится в центре внимания надо сказать, что внимание к проблемам охраны материнства и детства в последние годы усилилось.
Автор программы – М. Л. Лазарев руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действенный член Академии педагогических и социальных наук.
Курс «Здравствуй» – составной компонент программы «Планеты здоровья», представляющий собой единую образовательную линию в области формирования здоровья детей – пренатального возраста до старших классов школы.
Публикация «Оздоровительно-развивающая программа М, Л, Лазарева „Здравствуй“» размещена в разделах
В практической плане курс отличается:
• циклическим ежегодным повторением тем;
• алгоритм и техникой ежедневного, ежемесячного и ежегодного межфункционального тренинга;
• связью оздоровительного материала, используемого в дошкольном периоде, с материалом применяемым в предыдущие и последующие периоды онтогенеза.
«Здравствуй» – название программы формирования здоровья дошкольников. В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. Кроме того, это символ единства духовной и физической составляющих здоровья, символ личностного начала в оздоровительной деятельности. В названии программы подчеркивается отношение к здоровью как к феномену культуры. Поэтому для названия программы здоровья детей России взято исконно русское слово. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя.
Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Поэтому реализация курса «Здравствуй» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.
В связи с этим, прежде чем начать работу с детьми, были проведены семинары для родителей в каждой возрастной группе. Кроме этого в родительских договорах были вписаны дополнения по пункту 2.1. (обучение ребенка по программе) о реализации данной программы и получено на это согласие родителей.
Согласно методическим рекомендациям реализация данной программы проходит через основные этапы ежегодной оздоровительной работы.
1 этап – первичная диагностика (сентябрь). Малая Здравиада по 7 номинациям.
2 этап – оздоровительный тренинг (октябрь-апрель).
3 этап – вторичная диагностика (май).
4 этап – летняя оздоровительная работа.
Ежегодно в начале учебного года коллектив детского сада совместно с родителями проводит малую Здравиаду.
Малая Здравиада
Персонажи: Здравик, Огник, Ростик, Орси, Яник, Вита, Йоник, Капелия.
Цели:
• формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни;
• выявление и формирование у детей функционального профиля личности;
• развитие быстроты реакции, ловкости;
• воспитание силы воли, дружбы, честности.
Программа : «Здравствуй!» (модифицированная)
Автор программы: (доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.)
Тема занятия: «Волшебство вежливости»
Класс: 1 (общеобразовательный уровень)
Это занятие входит в оздоровительно-развивающий курс «Здравствуй», в программу которого входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка.
Материал курса затрагивает психоэмоциональную сферу, расширяет кругозор детей, развивает их как физически, так и эстетически.
Курс разработан на основе современных научных подходов к воспитанию детей 3 - 7 летнего возраста в рамках существующих образовательных стандартов. Дети 1-2 классов подходят под возрастной уровень данного курса.
Программа рассчитана на 66 часов в год, занятия 2 раза в неделю.
Чтобы понять суть данного занятия необходимо знать краткое содержание оздоровительно-развивающего курса «Здравствуй».
Обучение и воспитание по программе основывается на сказках и песнях, придуманных автором курса, при чем, музыка играет особую роль, являясь не дополнительным материалом, а интегральной основой программы.
Основными героями сказок являются здоровячок Здравик, хлюпик Фырка и семь юных учителей здоровья.
Здравик — идеал личности, к которому должен стремиться ребенок.
Фырка — бывший здоровячок Акрыф, который, понюхав дым сигареты, был заколдован черным магом Наркотикусом в хлюпика.
Юные учителя здоровья — собирательный образ учителей, которые обучают ребенка способам решения проблем, связанных со здоровьем, и способам формирования здоровой личности. Юные учителя здоровья должны исцелить хлюпика Фырку и спасти этим планету от болезней и разрушений. В процессе работы с материалом ска-зок ребенок должен догадаться, что планета Здоровья — это Земля, здоровячки — все люди, которые занимаются своим здоровьем, а Фырка и другие хлюпики — это люди, у которых есть вредные привычки. Но при этом ребенок должен также понять, что любая нездоровая привычка может быть превращена в здоровую. Каждый учитель здоровья персонифицирует одну из областей оздоровления и развития:
Огник — юный спортсмен, (стихия огня) учит движениям и способам достижения цели (движение к цели, знакомит с представителями фауны.
Орси — психолог, (стихия жизни живой и неживой материи, учит общению, семейным ценностям, проводит уроки воспитания.
Яник — ученый, (стихия света) — светлый луч знаний, учит образному и логическому мышлению.
Ростик — диетолог, (стихия дерева) знакомит с ритмом питания, режимом дня, ритмами природы, представителями флоры.
Йоник — медик, (стихия воздуха) обучает дыханию, полетам в небо, в космос, знакомит со звездным небом, навыками первой медицинской помощи.
Капелия — эколог, (первостихия воды) знакомит с экологическими явлениями, реками, океанами, обучает правилам гигиены и закаливания.
Вита — музыкант, (стихия звуков) обучает пению, речи, знакомит со звуками живой и неживой природы, музыкой.
Данное занятие «Волшебство вежливости» занимает место в серии уроков, которые связаны с учителем здоровья Орси, воспитывающей в детях доброжелательное отношение к окружающему миру.
Орси — психолог, (стихия жизни живой и неживой материи, учит общению, семейным ценностям, проводит уроки воспитания.
Яник — ученый, (стихия света) — светлый луч знаний, учит образному и логическому мышлению.
Ростик — диетолог, (стихия дерева) знакомит с ритмом питания, режимом дня, ритмами природы, представителями флоры.
Йоник — медик, (стихия воздуха) обучает дыханию, полетам в небо, в космос, знакомит со звездным небом, навыками первой медицинской помощи.
Капелия — эколог, (первостихия воды) знакомит с экологическими явлениями, реками, океанами, обучает правилам гигиены и закаливания.
Вита — музыкант, (стихия звуков) обучает пению, речи, знакомит со звуками живой и неживой природы, музыкой.
Данное занятие «Волшебство вежливости» занимает место в серии уроков, которые связаны с учителем здоровья Орси, воспитывающей в детях доброжелательное отношение к окружающему миру.
Информационно-методическое обеспечение, используемое для подготовки занятия:
•. «Здравствуй» учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ, Мнемозина, Москва 2004г.
•. «Здравствуй» оздоровительно-развивающая программа для педагогов ДОУ, Мнемозина, Москва 2004г.
• Книга сказок «Фырка и Здравик» часть 1. Мнемозина, Москва 2004г.
• «Здравствуй». Книга песен часть 1. Мнемозина, Москва 2005г.
• Диск песен №1 (программа «Здравствуй»)
Цель занятия:
- Прививать детям навыки вежливости.
- Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к старшим и
друг к другу.
Задачи занятия:
- знать что такое вежливость, доброта;
- добиваться вежливого отношения к окружающим;
- уметь, когда это необходимо, говорить вежливые слова.
Конспект занятия:
1. Цикл занятий в данный момент прохождения программы «ведет» юный учитель здоровья Орси. Учитель спрашивает у детей кто такая Орси и чему она учит. Дети отвечают, что Орси - дочь земли, она юный учитель здоровья из страны Орсия. Учит она, как дружно жить в семье, как дружить и общаться.
2. Далее учитель предлагает вспомнить песенку Орси. Учитель включает диск песен программы и вместе с детьми становится в круг, исполняя песню и выполняя движения.
3. После исполнения песни дети усаживаются на места, и учитель задает вопрос: «Дети, а вы знаете, что такое вежливость?» (Дети отвечают).
Учитель рассказывает, что под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, умение выслушать противоположные точки зрения. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.
Вот мы и подошли к следующему превращению, которое проведет Орси: «Волшебство вежливости».
4. Учитель читает сказку «Волшебство вежливости». Дети слушают.
По ходу сказки дети знакомятся с песней «Грубый мальчик» .
5. После прослушивания песни учитель спрашивает, о чем же эта песня (Дети отвечают).
Учитель дочитывает сказку.
6. Учитель предлагает разучить песню «Грубый мальчик» и исполнить ее с движениями. Включив песню на диске, учитель вместе с детьми поет песню, изображая животных. (Дети садятся на места).
7. Учитель предлагает назвать как можно больше вежливых слов
(Дети называют слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, будьте добры и т. д.)
8. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, вежливый человек это добрый человек или нет? (дети отвечают). Так получается, что вежливость и доброта близкие слова? А можно вежливые слова назвать добрыми словами? (дети отвечают). А для чего нужны добрые слова?» (Дети отвечают)
9. Творческое самостоятельное задание:
Учитель раздает листы бумаги и предлагает детям нарисовать злого человека, каким был Фырка вначале песни и доброго, каким он стал. Рисование проходит под песенку «Грубый мальчик».
Рефлексия:
Дети показывают свои рисунки и объясняют, что нарисовали
10. Итог занятия:
Начинает учитель, говоря, что добрые слова, а к ним относятся и вежливые слова, поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова дороже, чем горсть серебра. А что вы, поняли из нашего занятия?
Дети делают вывод, что надо чаще говорить добрые слова, стараться не огорчать людей своим невниманием и поступать с людьми так, как они хотели бы, чтоб поступали с ними.