Получи документы

Оздоровительная технология в физическом развитии детей дошкольного возраста

Вера Калинина
Оздоровительная технология в физическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ассиметричная гимнастика, как оздоровительная технология в физическом развитии детей дошкольного возр аста

Актуальность: Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что нейрогимнастика благотворно влияет на развитие ребенка. Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система – образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников очевидна. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. Нейрогимнастика универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития.

Публикация «Оздоровительная технология в физическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: нейрогимнастика, мозг, полушария, дети, родители, упражнения

В последние годы в системе дошкольного образования большое внимание уделяется использованию инновационных технологий в обучении и воспитании детей.

Одним из таких направлений является нейрогимнастика. Этот метод, разработанный Полом и Гейл Деннисон, получил название «Гимнастика мозга» и стал широко известен в мире. Разработчики метода составили серию специальных простых движений, задача которых сводится к интеграции всех зон мозга. Они просты в исполнении, не привязаны к конкретному месту или пространству, не занимают много времени и полезны для любого возраста, в том числе и для взрослых людей. Отмечается их особая эффективность в развитии с детьми с проблемами в развитии, при нарушении устной и письменной речи, двигательной деятельности и других нарушений в развитии детей (ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ и др.).

Влиянию определенных физических движений на умственную деятельность человека посвящено много указанных исследований в области психологии и нейрофизиологии. На стыке этих научных платформ и появилась новая система, которая получила название «Образовательная Кинезиология».

Она рассматривает связи между мозгом человека и его телом, а также влияние физических движений на повышение эффективности работы мозга.

Программа «Гимнастика мозга», которая базируется на теоретических основах образовательной кинезиологии, способствует объединению работы движений и мыслей человека.

Как известно, человеческий мозг состоит из 2-х полушарий. Каждое из них ответственно за определенные функции в работе мозга.

Правое полушарие «руководит» координацией движений, пространственной ориентацией, творческим воображением, креативным мышлением.

Левому полушарию подчиняются развитие математических способностей, логика, речь.

Есть еще и мозолистое тело (система нервных волокон, которое координирует работу обоих полушарий. Если случается сбой в работе этого элемента, то нарушается взаимодействие обоих полушарий, а это оказывает влияние на работу других областей человеческого организма.

Комплекс нейрогимнастических упражнений способствует межполушарному взаимодействию и их специализации, развитию связей в работе этих частей мозга и синхронизации их функционирования, развитию мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи, накоплению энергии, необходимой для обучения, снижает утомляемость и повышает стрессоустойчивость.

Спокойная, доброжелательная обстановка – лучшее условие для систематического занятия нейрогимнастикой. Еще одним важным условием является точное выполнение каждого упражнения. И тут, на первый план выдвигается индивидуальная работа с каждым ребенком. Обучение следует начинать с самых простых и доступных движений из комплекса, постепенно увеличивая и усложняя объем выполняемых движений. Вовлекая детей в эту деятельность, мы невольно обнаруживаем еще и диагностический эффект этой программы. Педагог наглядно видит, с какими трудностями приходится сталкиваться детям, конкретно определить нарушения в развитии связей между мозгом и телом. Для него становится важным выбрать эффективные меры и способы помощи детям в обучении.

В процессе занятия нейрогимнастикой важна систематичность, лучше исключить пропуски и избежать принуждения. Родителей воспитанников ДОУ полезно привлечь для этой работы, объяснив им ее значимость и целесообразность. Выполнить несколько простых упражнений со своим ребенком дома, а иногда и на прогулке не составит им труда, а польза будет несомненной. Игровая форма обучения и тренировки облегчит выполнение этой задачи. Взаимодействуя со своими детьми при достижении определенной цели, включая творческое воображение, родители получают взаимовыгодное сотрудничество в пользу здоровья и развития умственных способностей. Продолжительность выполнения упражнений 5 – 7 минут. Важно следить за тем, чтобы поддерживать у детей интерес к таким занятиям, поэтому упражнения можно менять местами, комбинировать, повышать ритм выполнения. Можно в рамках одной тренировки ограничиться 5 – 6 упражнениями, но они должны быть качественно выполнены.

В условиях ДОУ выполнение нейрогимнастических упражнений можно использовать в разных режимных моментах и на прогулке тоже.

Игровую форму предпочтительно применять для поддержания интереса к такому виду деятельности.

Ученые в ходе своих исследований пришли к выводу, что результатом таких тренировок являются положительные структурные изменения в организме. Укрепляется вестибулярный аппарат, развивается мелкая и крупная моторика, подвижность плечевого пояса. Движения кистей и пальцев рук становятся более ловкими и точными. Это является показателем полноценного физического развития детей, укрепления их здоровья.

Гимнастика мозга выявляет скрытые способности человека, расширяет горизонты его возможностей, активирует работу мозга.

Кроме развития психических процессов, точнее памяти, внимания, восприятия пространственных представлений, саморегуляции стабилизируется эмоциональный фон, раскрывается внутренний потенциал ребенка, повышается внутренняя самооценка.

Гимнастика, разработанная для людей с проблемами в развитии, нашла достойное применение и в жизни обычных людей. Такие упражнения используем и мы в работе с детьми дошкольного возраста. Регулярно проводимая обычная утренняя гимнастика оказывает благоприятное воздействие на общее состояние организма. А если расширить ее рамки, добавив несколько простых движений для активации полноценной работы левого и правого полушарий мозга, мы поможем развитию физической, умственной и эмоциональной сфер жизнедеятельности детей.

Используем благоприятные моменты в режиме дня для занятий нейрогимнастикой. Для родителей предлагаем консультации и мастер классы по данной теме. Если родители хотят видеть своего ребенка умным, способным справляться с поставленными задачами, то можно использовать нейрогимнастику как дополнительный инструмент влияния на своевременное обучение, раскрытие дополнительных возможностей головного мозга, его гармоничное развитие.

Давно доказано, что человеческий мозг поддается тренировке. Предлагая такую тренировку детям, мы используем перечень упражнений ассиметричной гимнастики, составленной нейропсихологом Роджером Сперри.

1. Упражнение. «Кулак-ладонь».

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

2. Упражнение. «Ухо-нос».

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

3. Упражнение. «Капитанское».

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

4. Упражнение. «Класс».

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы, всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

5. Упражнение. «Победитель».

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки.

6. Упражнение. «Перекрёсток пальцев».

На одной руке соединяем 2 пальца - указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

7. Упражнение. «Рожки и ножки».

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

8. Упражнение. «Пазлы».

На одной руке выставляем два пальца - указательный и средний, а на другой - безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровительная технология в физическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 17:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровительная технология в физическом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Калинина (УИ 2113864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД