Ирина Емелина
Оздоровительная работа в ДОУ с детьми с аллергопатологией
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная работа в ДОУ с детьми с аллергопатологией
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования (Приказ Министерства Образования и науки от 17.10 2013 г. № 1155) одной из приоритетных задач дошкольного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. В связи с этим специалистами дошкольного учреждения разрабатываются технологии, методы и приёмы работы с детьми, способствующие физическому и психическому развитию детей.
Публикация «Оздоровительная работа в ДОУ с детьми с аллергопатологией» размещена в разделах
В современном обществе существуют и постоянно возникают новые факторы, представляющие угрозу для человека, его физического здоровья.
Среди заболеваний, которыми страдают дети дошкольного возраста, не последнее место занимают аллергические заболевания. Аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека по различным показателям (распространенности, тяжести, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение и др.).
Недостаточно раскрытая проблема оздоровления детей с аллергопатологией в условиях дошкольного воспитания и образования определяет практическую актуальность в создании условий образовательного процесса дошкольного учреждения для реабилитации (восстановления здоровья) детей с аллергопатологией. В этот период дошкольное образовательное учреждение играет важную роль как агенты социализации, они обладают значительными резервными возможностями оздоровления детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и с аллергопатологией.
Детей с аллергопатологией отличают общие черты. Они с трудом адаптируются к смене обстановки, мнительны и обидчивы. Детей с аллергопатологией отличает повышенная утомляемость, головные боли, аффективные расстройства, невропатии, неврозы, гиперактивность, психосоматические расстройства. Для ребенка с психологической аллергией характерны раздражительность и агрессивность. Эти негативные эмоции приводят к нарушению иммунной системы организма, что является основой для развития аллергических реакций.
Как следствие, происходит нарушение взаимоотношений с окружающей действительностью, что в свою очередь, без необходимой коррекционной поддержки может способствовать социальной депривации.
Реабилитация детей с аллергопатологией имеет свои особенности в связи со своеобразием развивающегося организма ребенка. У больных детей, в отличие от взрослых, реабилитация обеспечивает не только восстановление утраченных функций, но и дальнейшее возрастное развитие всех систем и органов.
Для детей с аллергопатологией необходимы определенные условия пребывания в дошкольном образовательном учреждении:
• гипоаллергенные быт и питание;
• реабилитационные лечебно-профилактические мероприятия, обеспечивающие индивидуальные методы оздоровления с учетом внешних факторов, формирующих предрасположенность организма к аллергическим заболеваниям.
Работа по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста с аллергопатологией направлена на создание условий для более успешной адаптации ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
В последние годы в отечественном образовании родилась новая форма подготовки детей к школе – предшкольное образование. При этом, в отличии от существующего сегодня дошкольного образования, целью которого является воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приставка «пред» означает новое качество образовательной, воспитательной и оздоровительной работы с детьми 5- 7 лет.
Предшкольное образование направлено прежде всего на психическую и физическую подготовку детей к школьным нагрузкам, на обеспечение плавного перехода из дошкольного учреждения в школу.
Именно с учетом новых задач подготовки ребенка к школе педагогами МДОУ «Детский сад № 100» г. Магнитогорска была разработана программа «Здоровей – ка!». Программа «Здоровей-ка» разработана на основе программы Лазарева М. Л. - «Здравствуй!».
Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Ее цель - помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать профилактическую и оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
В программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. В основу программы положен курс формирования здоровья дошкольников. Программа представляет собой сжатый курс психофизического тренинга, обеспечивающий определенный уровень психофизической готовности детей к школе.
Программа «Здоровей – ка!» написана в соответствии с методологией формирования познавательной мотивации здоровья. Основу программы составляют сказки. Основными героями сказок являются здоровячок Здравик, хлюпик Фырка и семь юных учителей здоровья, каждый из которых обучает тренингу одной из ведущих функций или сфер жизнедеятельности организма ребенка.
Герои сказок – юные учителя здоровья – собирательный образ учителей, которые обучают ребенка способам решения проблем, связанных со здоровьем, и способам формирования здоровой личности.
Материал сказок построен таким образом, что в ответ на каждое проявленное Фыркой отрицательное качество сразу возникает противодействие в виде урока здоровья, на котором один из юных учителей здоровья «расколдовывает» Фырку, обучая его вместе с детьми здоровым привычкам.
Оздоровительные занятия, организованные как межфункциональный тренинг, представлены в сказачно – музыкальной форме и проходят в виде путешествия по планете Здоровья. При этом ребенок двигается к одной цели - здоровью – семью разными путями.
Материал курса позволяет тренировать многие психофизиологические и личностые качества и умения ребенка, формировать умения и навыки (музыкальные, художественные, спортивно - двигательные, речевые, гигиенические, трудовые).
Особое внимание уделяется созданию психологического комфорта и благоприятной обстановки на занятиях с целью укрепления психического здоровья детей и лучшего усвоения программного материала. Педагог использует дифференцированный подход к детям: регулирует физическую нагрузку, следит за состоянием здоровья каждого ребенка, за выполнением правил безопасности, стремится оказать помощь каждому, давая возможность почувствовать себя уверенным и защищенным в любой ситуации.
Большое значение уделяется снятию психомышечного напряжения, т. к. эмоциональное, физическое напряжение, телесные зажимы достаточно выражены у детей с аллергопатологией. Для решения данного вопроса широко используются визуально-кинестические, телесные техники, релаксация и др.
Для полноценного процесса реабилитации ребенка с аллергопатологией крайне важен принцип преемственности, взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и ДОУ.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу оздоровления ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей (законных представителей);
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
• дифференцированный подход к каждой семье.
Таким образом проведенная оздоровительная работа в ДОУ, показала оздоровительный эффект у детей с аллергопатологией. Выпускники групп к концу года имеют стихание кожных проявлений, уходят в школу в состоянии ремиссии и социально адаптированные. Родители и педагоги отмечают положительное влияние на психо - эмоциональное состояние детей, артистизм и желание проявлять себя в любой деятельности. Занятия дыхательной гимнастикой и вокальными упражнениями благотворно влияют на развитие певческого голоса, дают оздоровительный общеукрепляющий эффект. Приносят детям радость и пользу для здоровья.