Смирнова Екатерина
Проект «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый этап: «Организационный» сентябрь 2013г.
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Подготовительный этап - это изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и организационных форм.
В ходе реализации первого этапа педагоги получили теоретическую подготовку, изучили методическую литературу, проанализировали ресурсы, спланировали работу, усовершенствовали комплексную систему по воспитанию здорового ребёнка, наметили план работы с родителями.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Средняя группа
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
Второй этап: «Внедренческий» с октября 2013г. по январь 2014г.
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Третий этап: «Результативны» февраль 2014г.
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы по теме.
Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ
1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
3. Оязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости
4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная
медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Формы организации физического воспитания:
-Физкультурные занятия в группе и на площадке;
-физкультминутки;
-спортивные игры;
-утренняя гимнастика;
-индивидуальная работа с детьми;
Гигиена режима
1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
2. Рациональное построение режима дня
3. Охрана жизни и деятельности детей
4. Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями)
5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
6. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
-привитие стойких культурно-гигиенических навыков
-обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
-формирование элементарных представлений об окружающей среде
-формирование привычки в ежедневных физкультурных упражнений.
Интеграция образовательных областей в формах физкультурно-оздоровительной работы :
«Художественное творчество» Развитие мелкой моторики
«Здоровье»
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе физической деятельности, подвижных игр, умение подчиняться правилам.
«Познание»
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в процессе подвижных игр, творчества, формирование элементарных математических представлений – развитие умения ориентироваться на местности, познание собственного тела.
«Социализация»
Формирование гендерной, семейной принадлежности, умение подчиняться правилам, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
«Музыка»
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества в движении. Развитие чувства ритма, выполнение упражнений под музыку, проведение музыкально-спортивных праздников.
«Труд»
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы»
Использование фольклорных произведений – считалок, закличек и т. д. для обогащения содержания области
«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Система физкультурной работы включает в себя :
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
Проведение двигательных разминок между занятиями;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
Гимнастика после дневного сна;
Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
Организация досугов, праздников;
Организация работы с семьёй.
Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.
В рамках образовательной области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Физкультурное оборудование и инвентарь:
Наименование Количество
Сухой бассейн 1
Мяч – фитбол 2
Мини-мат 1
Мяч резиновый 20
Мяч-шар надувной 1
Шарик пластмассовый 20
Обруч 4
Палка гимнастическая длинная 1
Палка гимнастическая короткая 1
Скакалка детская 3
Корзина для метания мячей 2
Конусы для разметки 3
Кегли (набор) 1
Контейнер для хранения мячей 2
Флажки 20
Вертушки 5
Мячи массажные 15
Воротца для подлезания 3
Валик мягкий, укороченный (длина 30см,диаметр 30см) 1
Коврик массажный со следочками 1
Мини-горка 1
Доска с ребристой поверхностью 3
Скамейка гимнастическая 4
Шнур длинный 5
Палка гимнастическая 2
Кольцеброс 1
Мешочки для метания 8
Лабиринт 1
Ящики для влезания 2
Мяч набивной 10
Колечко с лентой 20
Каталка-автомобиль 1
Качалка фигурная 1
Закаливание
Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 С.
Затем детей приучали ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешали босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. С детьми 5–7 лет проводим утреннюю гимнастику и физкультурные занятия в носках, а потом и без них. Оздоровляющее воздействие воздуха используем при организации дневного сна и прогулок.
Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Воспитатели начинают процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5–6 минут, а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т. е. детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности педагоги используют обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя, в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Система закаливания
Формы и методы Содержание
Гигиенические и водные процедуры Умывание прохладной водой;мытье рук;игры с водой;обеспечение чистоты среды.
Световоздушные ванны Проветривание помещений; кварцевание;сон с доступом свежего воздуха;прогулки на свежем воздухе;обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;облегченная одежда для детей в детском саду.
Спецзакаливание босоножье;обширное умывание после дневного сна;дыхательная гимнастика.
Двигательный режим в ДОУ
Виды занятий и формы двигательной активности Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия
1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно-5 минут
1.2. Физкультминутка Ежедневно-по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия-3 минуты
1.3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно-30 минут
1.4. Пробежка по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами Ежедневно после дневного сна-5 минут
1.5. Гимнастика после дневного сна Ежедневно после пробуждения и подъема детей-5 минут
2. Учебные занятия
2.1. По физической культуре 2 раза в неделю- по 15 минут
2.2. Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей
2.3. Физкультурный досуг 1 раз в месяц-20 минут
Картотеки:
1. Бодрящая гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Утренняя гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Артикуляционная гимнастика
6. Подвижные игры
1."Птички в гнездышках" Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве
2."Лошадки" - дети двигаются вдвоем один за другим, согласовывая движения с сигналом воспитателя, не подталкивая бегущего впереди. П\и «Лошадка» : учить бегать галопом.
3. "Мыши, и кот" - дети бегают легко на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
4. "Лохматый пес" – Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал
5.«Воробушки и автомобиль» Цель игры: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
6.«Кот и мыши» Цель: развивать координацию движений, ловкости, формирование правильной осанки
7. «Мыши-трусишки» Цель: побуждать детей действовать в соответствии со словами, учить согласовывать свои действия с действиями других детей
8.«Коршун и цыплята» : учить действовать по сигналу.
9. «Наседка и цыплята». обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, прыжки, развитие воображения детей.
10.«Зайка серенький сидит» Цель игры: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать хлопать в ладоши, убегать услышав последние слова текста.
11. «Птички летают» Цель игры: Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
12.«Солнышко и дождик» Цель игры: Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
13.«Мой веселый звонкий мяч» Цель игры: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
14. «Мы милашки», учить выполнять действия в соответствии с текстом.
15. Хороводная игра «Каравай» : в закреплять умение вставать детей в круг, ходить по кругу,подпевать,выполнять движения по тексту слов.
16. Хороводная игра «Колпачок», Цель игры: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
17. «Море волнуется» Цель: познакомить с правилами игры.
18. «Поезд» Цель: упражнять детей идти вперед, небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем свободно двигая руками, согнутыми в локтях, начинать и заканчивать движение по сигналу
19. «Цветные автомобили» Цель: закрепить умение действовать по сигналу, закрепить знание основных цветов. Дети становятся вдоль стены. Это автомобили в гараже. Каждый держит в руках кольцо синего, желтого, зеленого цвета. Воспитатель стоит в центре группы, в руках у него три флажка, соответствующих цветов. Он поднимает один из флажков и дети, у которых кольцо такого же цвета, разбегаются по площадке. Когда воспитатель опускает флажки, автомобили останавливаются.
20.«Самолеты» Цель игры: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
21. «Ловишки» «Берегись, догоню» Цель: учить детей догонять, не хватая и не толкая друг друга, бегать в разных направлениях. развивать умение ориентироваться в пространстве.
22. «Догоните меня» Цель: упражнять детей в ходьбе и беге в указанном направлении
23. «Бегите ко мне» Цель игры: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга
24. «Раз, два, три - к дереву беги!» Цель игры: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
25. «По камушкам через ручеек» Цель: развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер
26. «По тропинке» Цель: учить ходить друг за другом по ограниченной площади, развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер
27.«По длинной извилистой дорожке» Цель: учить ходить друг за другом по ограниченной площади, развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер
28. «Кто тише?» Цель: учить ходить на носочках
29. «Догони мяч» Цель: совершенствовать бег в разных направлениях, вызвать оживление, радость у детей, поощрять самостоятельность
30. «Катится колобок» Цель: развивать крупные мышцы туловища, разгружать позвоночник. Вызвать чувство удовлетворения от выполняемых движений
31. «Ровным кругом» : учить двигаться по кругу, выполнять движения по показу. Цель: учить бегать галопом, развивать внимание, учить действовать по сигналу, развивать воображение
32.«Пузырь» Цель игры: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже. Приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
33. «Доползи до погремушки» Совершенствовать у детей навыки ползания,побуждать их к этому движению, учить переползать препятствие,
ползать под ним, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади;воспитывать силу и ловкость.
34. «В воротики»
35. «Перелезь через бревно»
36. «Проползи по корридорчику»
37. «Будь осторожен»
38. «Мяч в кругу» учить прокатывать, бросать мячи,шары (и ловить их)
в нужном направлении, развивать глазомер,ловкость,координацию
39. «Прокати мяч»
40. «Бери мяч»
41. «Прокати в обруч, воротики»
42. «Целься вернее»
43."Подпрыгни до ладони" учить подпрыгивать на двух ногах, перепрыгивать через шнур, спрыгивать с невысоких предметов
44. "Прыгни через шнур"
45. «Где звенит» Развивать внимание детей и ориентировку в пространстве
46. «Найди свой домик» Учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
47. «У оленя дом большой» Закреплять умение соотносить движения с текстом
48. «Два Мороза» Учить четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры
49. «Закружились снежинки» Закреплять умение соотносить движения с текстом
50. «Снежная карусель» Упражнять в ориентировании на местности
51. «Ловишки с мячом» Развивать координацию движений
52. «Кто бросит дальше снежок?».
Цель игры: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.
53. «Кто быстрее добежит до флажка?».
Цель игры: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
54. «Устроим снегопад».
Цель игры: развивать двигательную активность.
55. «Найди свой цвет».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра
Ц
56. «Кому флажок?».
Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в
обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
57. «Великаны - карлики».
Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.
58. «Догони самолет».
Цель: учить быстро бежать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.
59. «МЫ - веселые ребята».
Цели: _ учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения
заданий.
60. «Белые снежинки». Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.
61. «Кто дальше бросит снежок?». Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.
62. «Беги к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
63. «Такси». Цель: приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с
другом, менять направление движения.
64. «Догони самолет».
Цель: учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад
65. «Мы - шоферы» :
Цели:
- закреплять знания о труде шофера;
- учить ориентироваться на местности.
66. «Брось дальше», «Подбрось и поймай».
Цель: улучшать координацию движений.
67. «Зайцы».
Цель: закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах.
Работа с родителями
1. Анкетирование
2. Пополнение и расширение знаний через информационно-теоретическое содержание в родительском «Уголке здоровья».
3. Тематические ширмы.
4. Консультации, беседы на родительском собрании.
5. Фотовыставки.
6. Практическое обучение родителей через тренинги, «круглые столы».
7. Помощь в изготовлении и приобретении пособий.
Родители должны активно участвовать в оздоровлении своих детей. С целью повышения их роли в профилактической работе рекомендуется провести цикл бесед:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхо-лёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в ДОУ.
6. Роль закаливания в повышении резистентности к ОРЗ.
7. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
8. О питании дошкольников.
9. Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
10. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
11. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
12. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
13. вредные привычки у родителей (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и влияние их на здоровье детей.
Работа с детьми
Беседы (на прогулках, в режимных моментах).
Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые, развивающие, игры драматизации (на прогулках, в режимных моментах).
Активный отдых (физкультурный досуг)- 1 раз в неделю.
Художественная литература (в режимных моментах, на занятиях).
Познавательно-практическая деятельность (на занятиях, в режимных моментах).
Продуктивная деятельность.
Занятия по темам (согласно планированию).
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
- проектировать коррекционно-развивающую среду в группе в соответствии с реализацией поставленных задач
- создавать единые благоприятные условия для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ
- оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий
- совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений
- ввести в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации
- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления.