Караева Алина
Отражение образа родного города в процессе конструирования из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
На любом этапе воспитания детей дошкольного возраста, очень важно прививать детям чувство любви к родному городу, уважения к старшему поколению. В силу возрастных особенностей, высокой потребности в положительных эмоциях ребенок стремится рассказать о своих чувствах к родному городу в рисунке, поделке. Чтобы рассказать окружающим о родном городе - ребенок мастерит дом, в котором он живет, любимое место семейного отдыха и многое другое. То, что ребенок не может выразить словами – он отображает в изобразительной деятельности.
Публикация «Отражение образа родного города в процессе конструирования из бумаги» размещена в разделах
Актуальность данной темы обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который подчеркивает значимость конструктивной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста.
С целью теоретического обоснования проблемы развития конструктивной деятельности в условиях педагогического процесса и необходимостью систематизировать эти знания для их дальнейшего практического использования, были изучены труды таких ученых, как Лиштван Зинаида Васильевна, Парамонова Лариса Алексеевна, Сакулина Нина Павловна и других.
В рамках исследования стояла проблема: какие возможности конструирования из бумаги существуют в настоящее время, которые будут доступны детям дошкольного возраста с целью создания образа родного города?
Объектом исследования был процесс развития конструктивного творчества детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования: разнообразные виды и способы конструирования из бумаги, используемые в детском саду при создании макетов, иллюстрирующих образ родного города.
В 1 части исследования было необходимо раскрыть значение конструирования во всестороннем развитии дошкольников. Прежде чем коснуться значения конструктивной деятельности во всестороннем развитии ребенка, обратимся к самому понятию :
Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленный на получение определённого, заранее задуманного реального продукта. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, картона и различного природного материала.
При изучении литературы пришли к выводу, что конструирование из бумаги является неотъемлемой частью развития творческих способностей ребенка. Оно так же направлено на развитие нравственного, эстетического и умственного развития. С уверенностью можно сказать, что конструирование - очень интересный способ анализа предметов окружения, так как любой предмет можно сконструировать из различного материала и различными способами.
Были рассмотрены виды создания поделок конкретно из бумаги : это объемное конструирование, полуобъемное и плоскостное изображение. Все эти виды совершенно не похожи друг на друга, но все они, по сути, основаны на азбуке бумажной пластики с использованием разных форм организации художественного конструирования : это конструирование по образцу, по модели, по условиям и по замыслу.
А для того, чтобы дети научились обследовать сам предмет, выделили последовательность обследования:
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой;
2. Определение общей формы предмета;
3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга;
4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным;
5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики.
А так же в детском саду часто организуется конструктивная деятельность детей с целью создания макетов и моделей. Создание макетов с изображением элементов архитектуры родного города представляют для автора исследования личную заинтересованность, поскольку ранее уже был получен некоторый практический опыт. Так, в рамках практической работы по данному направлению принималось участие в создании коллективом студентов макета Колледжа. Работа по его созданию была увлекательной, необычной, и принесла яркий результат.
И так как был интересен данный макет, во 2 части исследования, были рассмотрены приемы и техники конструирования, которые можно использовать для создания образа родного города, такие, как: складывание, скручивание, сгибание, вырезывании, склеивание и наклеивание отдельных частей. Разрезание и сгибание являются более сложными приемами, но распространенными в педагогической практике.
Таким образом, несмотря на весь интерес, конструирование из бумаги с использованием различных техник и приемов - является самым сложным видом этой деятельности. Это можно объяснить тем, что у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления, так как они не могут допускать ошибки и исправлять неверные действия.
А чтобы у детей появилось желание для творчества – следует создать условия для его проявления:
- организация педагогом интересного, содержательного и полезного времяпровождения детей;
- создание уютной и благоприятной обстановки.
- наличие различных материалов для творчества и возможность действовать с ними;
- поддерживать выбор ребенка при оформлении или изготовлении продукта.
После самого изготовления продукта - у педагога стоит задача оценить уровень развития конструктивных умений детей. Критерии оценивания:
содержание итогового продукта
передача формы
строение предмета
передача пропорций предмета в изображении;
композиция
передача движения и цвета
какие материалы использовались для создания продукта при условии самостоятельного их выбора;
уровень самостоятельности выполнения работы.
Далее педагог должен оценить уровень развития конструктивных умений дошкольников : низкий, средний или высокий. Но на данный момент, такие уровни развития используют не все, а переходят на более лояльные словосочетания, например, соответствует ли стадии развития, частично соответствует, или находится в точке роста.
В заключение хочется отметить, что конструктивная деятельность является несомненно важной частью развития детей дошкольного возраста, поскольку она способствует всестороннему развитию дошкольников, осуществлять ее необходимо планомерно, систематически и целенаправленно.