Дарья Захарченко
Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – сложнейший этап психосоциального развития. Именно в этом возрасте психические процессы становятся опосредованными, произвольными, происходит активное формирование личности ребенка. В рамках культурно-деятельностного подхода в психологии считается, что окружающие ребенка условия играют принципиальную роль в его развитии. Ключевую роль здесь играют родители, как те значимые взрослые, которые, согласно Л. С. Выготскому, выполняют функцию культурного посредничества, определяя содержание и характер социальной ситуации развития. Постепенно в процессе взросления появляются другие значимые взрослые («общественные взрослые» - воспитатели, возникают особые отношения со сверстниками, кардинально меняется структура режима дня и условия жизни. Все это оказывает серьезное влияние на развитие ребенка. Поэтому выбор дошкольного учреждения является важным фактором, который может оказать серьезное влияние на дальнейшую жизнь взрослеющего человека.
Темочки:
Особо отметим, что основным мотивом решения родителей об определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение является стремление к его полноценному развитию, которое основано на их представлении о том, что именно в детском саду будет обеспечена возможность личностного развития ребенка, его успешная социализация и подготовка к школе. В этой связи важно учитывать современную тенденцию к дифференциации образовательных учреждений : на сегодняшний день в поле зрения родителей находится широкий спектр дошкольных учреждений, которые существенно различаются между собой, как по условиям содержания детей, так и по содержанию реализуемых образовательных программ. При этом, несмотря на имеющиеся возможности дифференциации содержания образования, по-мнению большинства родителей, отклонение от стандартной программы является нежелательным параметром деятельности образовательного учреждения.
В ряду многочисленных проблем особое значение приобретает вопрос, касающийся отношения родителей детей дошкольного возраста к содержанию и качеству образовательного процесса в детском саду. Так, в зарубежных и отечественных исследованиях специальное внимание уделяется выявлению тех объективных показателей, которые влияют на качество образовательного процесса : количество детей в группе, профессиональный уровень воспитателя, содержание образовательной программы, качество окружающих ребенка условий, внимание к его потребностям, ориентация процесса обучения на личностное развитие ребенка и др. Несмотря на то, что ученые серьезно продвинулись в выявлении разнообразных критериев, определяющих оценку качества дошкольных образовательных учреждений, мало что на данный момент известно именно о взглядах родителей на эти вопросы. Заметим, что особое значение это приобретает в связи с данными о различиях в представлениях родителей о критериях качественного образования в зависимости от влияния таких социально-стратификационных факторов, как, например, национальность, уровень материальной обеспеченности, уровень образования, полнота семьи и др. Это свидетельствует о том, что отношение к образовательному процессу – сложный феномен, требующий подробного изучения. В этой связи стоит сделать специальный акцент на важности исследования специфики отношения к образовательному процессу всех субъектов образовательного процесса : педагогов, обучающихся и их родителей.
Высказанные выше положения определяют основную цель настоящей статьи – рассмотреть особенности отношения родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду. В этой связи особое внимание будет уделено следующим трем вопросам: общая удовлетворенность родителей образовательным процессом; оценка качества обучения; эффекты обучения в развитии личности ребенка.
Статья основана на материалах анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения города Москвы, и продолжает наши предыдущие публикации по результатам проведенного исследования.
В ходе исследования была использована анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования РАО в 1997 году, которая в последствии модифицировалась и совершенствовалась. В ней родителям предлагается широкий круг вопросов, касающихся их жизненных ценностей, особенностей детско-родительских отношений, отношения к системе дошкольного образования, особенностей взаимодействия с воспитателями в дошкольном учреждении, ожиданий по отношению к образовательной программе и др.
Полученный материал проведенного анкетного опроса анализируется относительно влияния демографических (пол ребенка, пол родителей, возраст родителей) и социально-стратификационных (образовательный уровень родителей, материальное положение, полнота и состав семьи) факторов.
Разработали:
Собкин Владимир Самуилович – академик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ (Москва, Россия)
Халутина Юлия Андреевна – научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (Москва, Россия)
Журнал «Современное дошкольное образование» (теория и практика)