Дарья Захарченко
Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – сложнейший этап психосоциального развития. Именно в этом возрасте психические процессы становятся опосредованными, произвольными, происходит активное формирование личности ребенка. В рамках культурно-деятельностного подхода в психологии считается, что окружающие ребенка условия играют принципиальную роль в его развитии. Ключевую роль здесь играют родители, как те значимые взрослые, которые, согласно Л. С. Выготскому, выполняют функцию культурного посредничества, определяя содержание и характер социальной ситуации развития. Постепенно в процессе взросления появляются другие значимые взрослые («общественные взрослые» - воспитатели, возникают особые отношения со сверстниками, кардинально меняется структура режима дня и условия жизни. Все это оказывает серьезное влияние на развитие ребенка. Поэтому выбор дошкольного учреждения является важным фактором, который может оказать серьезное влияние на дальнейшую жизнь взрослеющего человека.
Публикация «Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества» размещена в разделах
Особо отметим, что основным мотивом решения родителей об определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение является стремление к его полноценному развитию, которое основано на их представлении о том, что именно в детском саду будет обеспечена возможность личностного развития ребенка, его успешная социализация и подготовка к школе. В этой связи важно учитывать современную тенденцию к дифференциации образовательных учреждений : на сегодняшний день в поле зрения родителей находится широкий спектр дошкольных учреждений, которые существенно различаются между собой, как по условиям содержания детей, так и по содержанию реализуемых образовательных программ. При этом, несмотря на имеющиеся возможности дифференциации содержания образования, по-мнению большинства родителей, отклонение от стандартной программы является нежелательным параметром деятельности образовательного учреждения.
В ряду многочисленных проблем особое значение приобретает вопрос, касающийся отношения родителей детей дошкольного возраста к содержанию и качеству образовательного процесса в детском саду. Так, в зарубежных и отечественных исследованиях специальное внимание уделяется выявлению тех объективных показателей, которые влияют на качество образовательного процесса : количество детей в группе, профессиональный уровень воспитателя, содержание образовательной программы, качество окружающих ребенка условий, внимание к его потребностям, ориентация процесса обучения на личностное развитие ребенка и др. Несмотря на то, что ученые серьезно продвинулись в выявлении разнообразных критериев, определяющих оценку качества дошкольных образовательных учреждений, мало что на данный момент известно именно о взглядах родителей на эти вопросы. Заметим, что особое значение это приобретает в связи с данными о различиях в представлениях родителей о критериях качественного образования в зависимости от влияния таких социально-стратификационных факторов, как, например, национальность, уровень материальной обеспеченности, уровень образования, полнота семьи и др. Это свидетельствует о том, что отношение к образовательному процессу – сложный феномен, требующий подробного изучения. В этой связи стоит сделать специальный акцент на важности исследования специфики отношения к образовательному процессу всех субъектов образовательного процесса : педагогов, обучающихся и их родителей.
Высказанные выше положения определяют основную цель настоящей статьи – рассмотреть особенности отношения родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду. В этой связи особое внимание будет уделено следующим трем вопросам: общая удовлетворенность родителей образовательным процессом; оценка качества обучения; эффекты обучения в развитии личности ребенка.
Статья основана на материалах анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения города Москвы, и продолжает наши предыдущие публикации по результатам проведенного исследования.
В ходе исследования была использована анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования РАО в 1997 году, которая в последствии модифицировалась и совершенствовалась. В ней родителям предлагается широкий круг вопросов, касающихся их жизненных ценностей, особенностей детско-родительских отношений, отношения к системе дошкольного образования, особенностей взаимодействия с воспитателями в дошкольном учреждении, ожиданий по отношению к образовательной программе и др.
Полученный материал проведенного анкетного опроса анализируется относительно влияния демографических (пол ребенка, пол родителей, возраст родителей) и социально-стратификационных (образовательный уровень родителей, материальное положение, полнота и состав семьи) факторов.
Разработали:
Собкин Владимир Самуилович – академик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ (Москва, Россия)
Халутина Юлия Андреевна – научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (Москва, Россия)
Журнал «Современное дошкольное образование» (теория и практика)