Александр Владимирович Гришин
Отношение психолога-педагога к подросткам при консультации
▼ Скачать + Заказать документы
Психолог Гришин А. В. считает, что доверительный контакт педагога-психолога и подростка, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности психолога по отношению к подросткам, является неотъемлемой составляющей психологического консультирования и психотерапии. Консультативный контакт – это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении, актуализировать потенциал осмысленной жизни. Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, это делает консультативный контакт интимными отношениями двух людей, причем специфически интимными (интимнотерапевтические отношения, непохожими на привычные дружеские или любовные отношения.
Консультативный контакт имеет определенные характеристики.
1. Эмоциональность. Консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов. 2. Интенсивность. Поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он протекает интенсивно. 3. Динамичность. При смене клиента меняется и специфика контакта. 4. Конфиденциальность. Обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности.
Оказание поддержки. Постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому. Добросовестность. Каждый участник консультативного контакта несет ответственность. Консультант ответственен за то, чтобы процесс консультирования был организован по всем правилам и чтобы его воздействие было адекватным и целесообразным. Подросток ответственен за определение цели консультирования, выполнение предписаний и пр. Асимметричность. В противоположность интимно-личностным связям консультативный контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, так как: он устанавливается по правилам, указанным консультантом; консультант интерпретирует смысл рассказанного и оценивает, достигнуты ли цели консультирования; консультант имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о консультанте лишь как о специалисте. Таким образом, консультативный контакт – это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения. Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. Консультативный контакт предполагает, что работа осуществляется в психологическом пространстве консультирования.
Эффективная работа психолога-педагога предполагает введение подростков в психологическое пространство консультирования, включающее правила поведения подростка и консультанта, установление между ними партнерской позиции, постановку ими психологических целей, разделение ответственности за результат, использование адекватных методов воздействия.
Показателями психологического пространства консультирования и эффективности консультативного контакта служат следующие моменты.
1. Наличие консультанта и клиента предполагает оказание профессиональной психологической помощи, подчиняющейся определенным правилам, имеющей четкую структуру и цель. Непрофессиональная помощь может оказываться другом, родственником. Человек, обратившийся за психологической консультацией, может находиться в трех различных позициях: заказчик, клиент и гость. Родители или педагоги, обращаясь к консультанту, полностью перекладывает на него ответственность за решение проблемы. Гостя кто-то привел к психологу на консультацию, у него нет конкретной цели. Клиент принимает на себя ответственность за разрешение проблемы и осознает свою роль в возникновении проблемы. Эффективной может быть только работа с клиентом. Задача консультанта – на момент установления консультативного контакта определить, кто перед ним: гость, клиент или заказчик, осуществить воздействия, переводящие заказчика и гостя в клиента.
2. Целеполагание – это основополагающий этап консультирования, складывается из целей психолога (психотерапевта) и целей клиента. Клиент не всегда способен сформулировать свою цель психологически грамотно. В основе этого могут лежать мифы и ожидания клиента относительно психологического консультирования и психотерапии, механизмы психологической защиты, личностные особенности. Важно не подменять цели клиента своими целями, не использовать клиента для решения собственных проблем и не манипулировать клиентом.
3. Важно, чтобы была сформулирована психологическая задача взаимодействия. Социальная, этическая, нравственная задачи находятся за границами профессиональной компетенции психолога-консультанта и психотерапевта. Для адекватной и эффективной работы с клиентом терапевту необходимо помочь клиенту переформулировать социальную, этическую или нравственную задачу в психологическую. Для этого необходимо способствовать осознанию клиентом ограниченности его системы оценок, рассмотрению им альтернативных систем оценки тех или иных событий.
4. Партнерство педагога-психолога и подростка. Принято выделять следующие позиции взаимодействия консультанта с клиентом: «сверху», «на равных», «снизу».
• Взаимодействие из позиции «на равных» – это взаимодействие двух равно ответственных людей, власть между которыми распределена по принципу консенсуса. Этот вариант взаимодействия наиболее соответствует профессиональным границам психотерапии и психологического консультирования и способствует принятию клиентом ответственного, осмысленного решения.
• Взаимодействие из позиции «сверху». Позиция «сверху» авторитарна и клиент не может быть ответственным и самостоятельным. В этом типе взаимодействия власть полностью принадлежит психотерапевту или консультанту, что часто провоцирует навязывание собственной позиции при поисках решения, оценивание действий клиента как хороших или плохих. У клиента может начать формироваться зависимость от специалиста. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.
• Взаимодействие из позиции «снизу» – это крайне непрофессиональная позиция. Работа из этой позиции невозможна, специалист попадает под власть подростка – манипулятора, который использует его в собственных целях. Рассматривая клиентский способ построения взаимодействия в процессе оказания психологической помощи, следует говорить об ориентации подростков в процессе взаимодействия с психологом.