Александр Владимирович Гришин
Отношение психолога-педагога к подросткам при консультации
▼ Скачать + Заказать документы
Психолог Гришин А. В. считает, что доверительный контакт педагога-психолога и подростка, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности психолога по отношению к подросткам, является неотъемлемой составляющей психологического консультирования и психотерапии. Консультативный контакт – это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении, актуализировать потенциал осмысленной жизни. Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, это делает консультативный контакт интимными отношениями двух людей, причем специфически интимными (интимнотерапевтические отношения, непохожими на привычные дружеские или любовные отношения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Консультативный контакт имеет определенные характеристики.
1. Эмоциональность. Консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов. 2. Интенсивность. Поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он протекает интенсивно. 3. Динамичность. При смене клиента меняется и специфика контакта. 4. Конфиденциальность. Обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности.
Оказание поддержки. Постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому. Добросовестность. Каждый участник консультативного контакта несет ответственность. Консультант ответственен за то, чтобы процесс консультирования был организован по всем правилам и чтобы его воздействие было адекватным и целесообразным. Подросток ответственен за определение цели консультирования, выполнение предписаний и пр. Асимметричность. В противоположность интимно-личностным связям консультативный контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, так как: он устанавливается по правилам, указанным консультантом; консультант интерпретирует смысл рассказанного и оценивает, достигнуты ли цели консультирования; консультант имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о консультанте лишь как о специалисте. Таким образом, консультативный контакт – это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения. Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. Консультативный контакт предполагает, что работа осуществляется в психологическом пространстве консультирования.
Эффективная работа психолога-педагога предполагает введение подростков в психологическое пространство консультирования, включающее правила поведения подростка и консультанта, установление между ними партнерской позиции, постановку ими психологических целей, разделение ответственности за результат, использование адекватных методов воздействия.
Показателями психологического пространства консультирования и эффективности консультативного контакта служат следующие моменты.
1. Наличие консультанта и клиента предполагает оказание профессиональной психологической помощи, подчиняющейся определенным правилам, имеющей четкую структуру и цель. Непрофессиональная помощь может оказываться другом, родственником. Человек, обратившийся за психологической консультацией, может находиться в трех различных позициях: заказчик, клиент и гость. Родители или педагоги, обращаясь к консультанту, полностью перекладывает на него ответственность за решение проблемы. Гостя кто-то привел к психологу на консультацию, у него нет конкретной цели. Клиент принимает на себя ответственность за разрешение проблемы и осознает свою роль в возникновении проблемы. Эффективной может быть только работа с клиентом. Задача консультанта – на момент установления консультативного контакта определить, кто перед ним: гость, клиент или заказчик, осуществить воздействия, переводящие заказчика и гостя в клиента.
2. Целеполагание – это основополагающий этап консультирования, складывается из целей психолога (психотерапевта) и целей клиента. Клиент не всегда способен сформулировать свою цель психологически грамотно. В основе этого могут лежать мифы и ожидания клиента относительно психологического консультирования и психотерапии, механизмы психологической защиты, личностные особенности. Важно не подменять цели клиента своими целями, не использовать клиента для решения собственных проблем и не манипулировать клиентом.
3. Важно, чтобы была сформулирована психологическая задача взаимодействия. Социальная, этическая, нравственная задачи находятся за границами профессиональной компетенции психолога-консультанта и психотерапевта. Для адекватной и эффективной работы с клиентом терапевту необходимо помочь клиенту переформулировать социальную, этическую или нравственную задачу в психологическую. Для этого необходимо способствовать осознанию клиентом ограниченности его системы оценок, рассмотрению им альтернативных систем оценки тех или иных событий.
4. Партнерство педагога-психолога и подростка. Принято выделять следующие позиции взаимодействия консультанта с клиентом : «сверху», «на равных», «снизу».
• Взаимодействие из позиции «на равных» – это взаимодействие двух равно ответственных людей, власть между которыми распределена по принципу консенсуса. Этот вариант взаимодействия наиболее соответствует профессиональным границам психотерапии и психологического консультирования и способствует принятию клиентом ответственного, осмысленного решения.
• Взаимодействие из позиции «сверху». Позиция «сверху» авторитарна и клиент не может быть ответственным и самостоятельным. В этом типе взаимодействия власть полностью принадлежит психотерапевту или консультанту, что часто провоцирует навязывание собственной позиции при поисках решения, оценивание действий клиента как хороших или плохих. У клиента может начать формироваться зависимость от специалиста. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.
• Взаимодействие из позиции «снизу» – это крайне непрофессиональная позиция. Работа из этой позиции невозможна, специалист попадает под власть подростка – манипулятора, который использует его в собственных целях. Рассматривая клиентский способ построения взаимодействия в процессе оказания психологической помощи, следует говорить об ориентации подростков в процессе взаимодействия с психологом.