Папки-передвижки

Конспект беседы «Откуда пошла Азбука»

Елена Шушлебина
Конспект беседы «Откуда пошла Азбука»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Откуда пошла Азбука»

Форма проведения: беседа + творческое задание

Цель: познакомить детей с историей возникновения азбуки.

Задачи:

- воспитывать интерес к литературе, к истории России;

- ввести в словарь детей слова: пергамент, папирус, свиток, книгопечатание;

- активизировать словарь детей словами: азбука, буквы;

- закрепить умение самостоятельно выбирать элементы декоративного узора: завитки, веточки, косички.

Публикация «Конспект беседы „Откуда пошла Азбука“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: книга Азбука; иллюстрации к занятию; гуашь, мелки, фломастеры; картинки – буквы.

План занятия:

1. Орг. момент

2. Беседа по теме

3. Физминутка

4. История о печатной книге

5. Творческое задание

6 Итог

Ход

I. Орг. момент.

- Ребята, сегодня мы поговорим о первой книге, которая появилась у людей много лет тому назад.

Попробуйте отгадать, как она называется.

В каждом доме, в каждой хате –

В городах и на селе,

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Книгу всем понятную,

Умную, занятную –

Мальчики и девочки, все читать хотят.

Догадались, правильно – это Азбука. Вот посмотрите. Когда я была первоклассницей, у меня тоже была вот Азбука (показ). Как вы думаете, кто в ней живет?

Крошки – птички сели в ряд

И словечки говорят.

Правильно, буквы.

II. Беседа по теме

Хотите узнать – откуда Азбука к нам пришла. Тогда слушайте.

Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.

Картинки даже помогали вести хозяйство. Ну, например, посмотрите: «Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре 40 мешков гороха» (показ иллюстрации). А вот другая история: «Я взял у соседа 3 быков и должен вернуть к концу лета» (показ иллюстрации). Но даже самый простой рисунок не просто нарисовать. И человек старался делать все проще и проще. Вместо быка стали рисовать его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки (показ иллюстрации, или букву А. Древние народы называли быка Алеф, вот оттуда и пришла буква А. Вот тогда человек и начал изобретать буквы, которыми можно было писать обо всем на свете.

А как вы думаете, на чем и как писали люди в древности? Посмотрите на иллюстрации, они вам подскажут (ответы детей). Правильно они писали острой палочкой на бересте, листьях деревьев, глине, коже животных, и даже на медных листах.

А сейчас посмотрите на эту картинку – это папирус. Растет оно в Африке, по берегам болот и рек. Оно вдвое выше человека и его ствол толщиной в руку. А прославилось это растение тем. Что на нем начали писать первые книги. Было это больше 6 тысяч лет назад. Сердцевину тростника резали на волосы-полоски, укладывали друг на друга, прижимали тяжесть, а потом сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать буквы. А потом эти листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились первые книги – свитки. А из чего они были сделаны? (из папируса).

Там, где не было папируса, научились писать на пергаменте (показ иллюстрации). Его делали из кожи коз, телят, овец. Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Посмотрите, какая она была толстая и тяжелая (показ иллюстрации). Одну книгу писали долгие месяцы, а иногда и не один год. Как называлась эта книга? (пергаментная книга).

Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе, и о пергаменте, потому что люди научились превращать древесину в бумагу. Бумага белая, гладкая, удобная. Бумагу изготавливает - бумагодельная машина (показ иллюстрации). Это одна из самых больших машин на свете. Высокая и такая длинная машина, что мастера на разных ее концах говорят друг с другом по телефону. За год она изготавливает лист бумаги шириной в несколько метров, который мог бы протянуться до Луны и обратно. Как называется самая большая машина на свете? (Бумагодельная машина) .

III. Физминутка.

1, 2, 3, 4 – кошку грамоте учили, (хлопки в ладоши)

Не читать и не писать, (приседания)

А за мышками скакать. (Прыжки)

IV.История о напечатанной книге

А теперь самое главное – нужно на бумаге напечатать книгу. Но как это было сделать? Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет тому назад. Напечатал ее Иван Федоров (показ иллюстрации). Это было великое изобретение. Федорова еще называли первопечатником. Он вместе со своими помощниками отлил из олова отдельные буквы – литеры и разложил их по ящикам. Буквы клали бережно на доску, так складывали слова и строки. Сверху на буквы наносили краску. Бумагу к буквам прижимали плитой. Такой была первая печатная машина (показ иллюстрации). Поворот винта … страница напечатана. Теперь книгу можно было быстро изготовить, и она уже не такая дорогая, как рукописная. К тому же все буквы стоят ровненько, аккуратно. Стала, наконец, книга на знакомую нам книгу похожа, настоящая печатная книга.

Кто был первым создателем печатной машины? (ответ ребенка). Печатные книги можно делать сообща. Одни мастера буквы в строчки собирают – это сборщики. Другие краску наносят на буквы, оттиск страницы на бумаге получают – это печатники. Мастерские, где печатали книги, становились все больше и больше и превратились в настоящие фабрики книг. Назвали эти фабрики – типография (от греческих слов «типос» - отпечаток и «графо» - пишу).

Федоров напечатал много книг, но главная для нас книга – букварь. Интересно, что Федоров ни как не мог назвать свой букварь, поэтому иногда его называли Азбукой или Грамматикой. Раньше каждая буква азбуки имела свое название. Не просто. А, а - аз, не. Б – а Буки… так дети и заучивали: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть…

Так вот откуда ребята Азбука к нам пришла.

V. Творческое задание

Чтобы запомнить какие буквы были в древности, давайте попробуем их раскрасить. Выбирайте любые материалы и постарайтесь сделать их такими, чтобы они стали похожи на буквы старинного алфавита. Какие элементы декоративного узора вы можете использовать? Правильно, сказочные завитки, необычные цветы, косички, веточки и даже птички.

Выполнение детьми работ по рисованию.

VI. Итог

Целых четыре тысячи лет продолжалось путешествие египетских иероглифов через Финикию, Грецию, Болгарию к нам.

В пути чего с ними только не было. Они и менялись с виду, и переворачивались лицом слева направо, и ложились на спину, и становились на голову.

Путешествовали они и на финикийском тридцативёсельном корабле, и на спине рабов в круглой корзине, и в котомке странствующего монаха. Многие буквы погибли, но зато присоединились другие. И наконец после долгих скитаний буквы (буковки) дошли до нас изменившимися почти до неузнаваемости.

Да, длинная история. Но наше путешествие было интересное, познавательное и не утомило никого. Спасибо всем

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла» Цели: Познакомить с древними способами общения людей, вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма; приобщать к русской культуре;.

Конспект НОД «Откуда пришла книжка?» в подготовительной группе Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам. Задачи: Обучающие:. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.

Конспект образовательной ситуации «Откуда на небе берется радуга?» Конспект образовательной ситуации "Откуда на небе берется радуга?" 1. Задачи: Образовательные - Подвести к пониманию того, как образуется.

Конспект организованной образовательной деятельности «Откуда хлеб пришёл» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Откуда хлеб пришёл» Авакян Лусине Вазгеновна Учитель-логопед МАДОУ.

Конспект по познавательному развитию «Откуда стол пришел?» Цель: развивать речь детей, познавательную активность, образное мышление, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, закрепить.

Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл» ТЕМА: Откуда хлеб пришел НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание,.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл к нам на стол?» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: 1. Сформировать.

Конспект ООД «Откуда хлеб пришёл» в старшей группе Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время и прошлые века, сравнить труд.

Конспект занятия «Откуда хлеб пришел?» Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Дети, вы любите кушать хлеб? Какой хлеб бывает? (Белый, черный).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Откуда пошла Азбука»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 11:48
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Откуда пошла Азбука»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шушлебина (УИ 1142047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД