Получи документы

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»

Светлана Лазарева
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Познакомить с древними способами общения людей, вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма; приобщать к русской культуре; познакомить со славянской азбукой, которую создали братья Кирилл и Мифодий; формировать познавательную активность детей; пробуждать интерес к прошлому народа; развивать чувство сопричастности к Родине; развивать потребность в приобретении знаний о культуре государства.

Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста „Как научились люди писать, или откуда азбука пошла“» размещена в разделах

Ход беседы.

Воспитатель: В древности люди не умели писать, читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков. Представьте, что вы древние люди, и с помощью рук, мимики, жестов, звуков передайте следующие ситуации: «Хочу пить», «мне холодно», «болит зуб» и т. д. (игра «Через стекло»). В древности люди использовали язык сигналов, знаков: например, камень у входа означал «Не входить!»; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др. Давай придумаем свой язык сигналов для ситуаций: «Не надо ссориться!», «Давай дружить!». (Выполняют). Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)

Послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ). Послание включало четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов? Царь Дарий рассудил так: скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо. Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав. Легенда показывает, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании.

Со временем люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки). Так с помощью рисунка люди передавали информацию друг другу: как прошла охота, какой был улов и др.

Постепенно от рисунка люди перешли к знакам-символам: например, слово «человек» передовали изображением человека. Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке). Догадайтесь, что изображено вместо букв?

Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой, на них делали зарубки, пометки, чтобы незабыть важную информацию. С тех пор возникло выражение «зарубить на носу». Как вы его понимаете? Да, это значить запомнить раз и навсегда.

В разных странах писали на разных материалах, папирусе, пергаменте, глиняных табличках. А на чем рисовали на Руси? Этот материал – дерево, символ России.

Наши предки записывали все важные события, специально для этого готовили бересту, т. е. кору березы; для письма заостряли палочки, которые назывались писалами.

Долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели или слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки. Сведения разного рода черпали из песен, сказок, гаданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность? (Высказывание детей.) Со временем накопилось мног знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Понятно ли было такое письмо? (Ответы.) Да, рисунки для всех слов трудно и грамотно по ним нелегко учиться. Братья Кирилл и Мифодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать. Кирилл и Мифодий взяли греческий алфавит (показывает) и применяли его к звукам славянского языка, поэтому многие наши буквы внешне похожи. Первая славянская азбука – глаголица, от слова «глагол», что означает «речь», «говор». Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ). Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кириллицу, которую назвали память одного из ее создателей. Славянскую азбуку с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов.

На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались письму. А как образовалось слово «азбука»? (По первым буквам «аз» и «буки».) В Москве открыли памятник братьям Кириллу и Мифодию на Славянской площади. Почуму о них помнят? (Братья принесли на Русскую землю письменность, приобщили народы к культуре). Кирилл и Мифодий говорили: разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Значит, все люди равны, и всем нужна грамота. Вы согласны с этими словами? (Высказывание детей.) Возникновение письменности на Руси послужило развитию грамотности народа, распространению книжного дела.

Отгадайте загадку.

Черные, кривые,

От рождения немые.

А станут в ряд—

Сразу заговорят. (Буквы.)

Да, это буквы, в алфавите они располагаются в определенном порядке. Давайте рассмотрим современный алфавит и кириллицу. Чем они похожи и чем они отличаются? (Количеством букв; в современной азбуке их 33, в кириллице 43; их написанием).

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Как люди раньше общались, с помощью чего? Для чего же людям нужна азбука?

Публикации по теме:

Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать» Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна Тема:.

Беседа к 23 февраля «Наша армия» с детьми старшего дошкольного возраста Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к 23 февраля на тему «Наша Армия». Цель: o Расширить знания детей о празднике 23 февраля –.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «День Земли» Скажите, пожалуйста, где мы все живем, как называется наш общий дом? Наш общий дом - Земля. Ежегодно 22 апреля люди по всей планете отмечают.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми»Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми» Акция против жестокого обращения с детьми «Личная безопасность ребенка» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя с.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя с незнакомцами»Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя с незнакомцами» Акция против жестокого обращения с детьми «Личная безопасность ребенка» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Мои права» Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний. Задачи: Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Уроки добра» Цели: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека. Развивать желание совершать добрые поступки,.

Досуг по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука» Досуг по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста: «Дорожная азбука». Задачи: Образовательная: - Учить правильно.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Беседа «Лесные гости» Беседа «Лесные гости».Задачи. Расширять знания детей о лесных птицах. Закреплять представления о том, как похолодание изменяет жизнь птиц.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Беседа «Зимующие птицы» Беседа «Зимующие птицы».Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Закреплять представления о том, как похолодание изменяет жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»
Опубликовано: 6 июня 2018 в 13:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лазарева (УИ 411355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД