Герасимова
Конспект открытого урока по классу скрипки «Работа над звукоизвлечением»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская музыкальная школа Теректы
Открытый урок
На тему:
Работа над качеством звукоизвлечения в классе скрипки
Подготовила: преподаватель по классу скрипки
Герасимова А. А.
2021 г.
План
Дата проведения 23.02.2021
Целевая аудитория : учащаяся 4 класса Пивень Анна
Тип урока : тематический
Форма работы : индивидуальная
Публикация «Конспект открытого урока по классу скрипки „Работа над звукоизвлечением“» размещена в разделах
Тема урока : «Работа над качеством звукоизвлечения в классе скрипки»
Цель урока : работа над непрерывным звучанием, без призвуков, задеваний других струн. Качественное ведение смычка, исполнение штрихов. Контроль правой руки.
Задачи урока : Образовательные: совершенствование практических навыков исполнения на инструменте, грамотное прочтение текста, закрепление знаний
Воспитательные: Формирование личностных качеств самообладание, выдержка, целеустремленность
Развивающие: развитие художественного вкуса учащегося, развитие слуха, координации рук и прочих навыков
Педагогические технологии, применяемые на уроке :
- проблемное обучение
- развитие творческого потенциала
- игровая
-индивидуализация обучения
Методы применяемые на уроке :
Методы мотивации учебной деятельности: беседа, рассказ, показ на инструменте, изучение текста.
Методы формирования новых умений, направленные на закрепление умений и навыков, создания необходимого по звучанию варианта произведения.
Методы контроля результатов обучения: опрос
Методы стимулирования учебной деятельности: предъявление требований, поощрение, создание атмосферы эмоционального комфорта.
Репертуарный план урока : Н. Бакланова «Мазурка», гамма соль мажор.
Содержание урока :
Организационный этап: приветствие, сообщении о цели о ходе урока
Основная часть: теоретическая часть с показом на практической деятельности по работе с репертуаром.
Заключительная часть: подведение итогов, оценка, запись домашнего задания.
Оборудование: 2 скрипки, пюпитр, ноты.
Длительность урока : 40 минут
Список литературы:
1. Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке».
2. К. Флеш. «Проблема звучания»
3. А. И. Ямпольский. «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей»
Ход урока:
1. Организационный этап:
Сегодня мы проводим открытый урок по специальности в классе скрипки с ученицей «Детской музыкальной школы», 5 класса Пивень Анны. Тема нашего урока «Работа над качеством звукоизвлечения»
2. Основная часть:
- теоретическая часть:
Учитель:
- Анна, текст «Гавот» у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок?. Нет.
Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?. Правда
Наша пьеса называется "Гавот". Расскажи, что же это значит?.
Ответ: Гавот - (франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - старинный франц. нар. танец. По-видимому, развился из 2-й части бранля. Вначале был хороводным танцем. Отличит. черты Г. - умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или половинную длительность, членение по двутактам, завершающимся на сильном времени
А как ты думаешь где музыканты исполняли такие пьесы?
Ответ: на балах, когда танцевали такие танцы, как полька, менуэт, но они по характеру другие.
Молодец, Анна!
(4 минуты)
- подготовительные упражнения
Аня, посмотри в ноты. Что ты там видишь, что поможет нам сделать красивый звук?
Ответ: здесь есть акценты, штрих стаккато, деташе, два легато
Молодец, давай попробуем показать эти штрихи на примере гаммы, заодно разыграемся.
Гамма соль мажор на две октавы.
А) играем штрих деташе, от колодки до верхушки смычка, следим за его правильным ведением, смычок на бочок не ложить, мезинец круглый, большой палец согнут, не задеваем соседние струны.
Б) штрих два легато. Ведение смычка от колодки до верхушки. Ведение должно быть не прерывным, как будто бежит ручеек. При этом надо следить за чем? Ответ: круглый мезинец, смычек наклонен от себя, большой палец согнут, не цеплять лишние звуки.
Аня очень внимательно следит за поставленными задачами.
В) Аня, давай сыграем штрих стоккато. Какой он должен быть? Ответ: небольшим количеством смычка, в его середине и остреньким, как будто я укололась иголочкой.
Далее идет штрих два стоккато, по такому же принципу.
Г) А теперь на этой же гамме мы сыграем акцент. Он играется как деташе, полным смычком, но начало у него торжественное и плотное, в начале ноты смычек нужно посильнее прижать и страться его не отпускать. Сейчас не торопись, старайся следить за смычком.
Аня делает при этом я проверяю, что бы ее правая рука не поджималась в плече, и пальцы лежали на смычке правильно.
Молодец. Заметила ли ты небольшие ошибки? (Анализируем ошибки)
(10 минут)
- работа над произведением Н. Бакланова «Мазурка»
Молодец! Теперь давай начнем играть саму пьесу. (Аня проигрывает пьесу от начала до конца. Далее мы начинаем подробную работу)
Аня, как ты думаешь получилось у тебя сыграть мазурку весело и задорно?
Аня отвечает: начало было не такое веселое, потому что я плохо поставила смычок. Заболтала восьмые, (показывает в нотах где именно. Мы выделяем это место)
Берем каждую цифру и начинаем отрабатывать ее отдельно, при этом следим за правой рукой, т. к. от нее и зависит качество звукоизвлечения. Лишний призвук или не хватка веса правой руки, влияет на качество звука.
Так же в целях закрепления прорабатываем отрывок в 1- ой цифре. Чаще всего он звучит не четко. Это делается с помощью различных штрихов: пунктир, 2 легато 2 отдельно, 1 деташе и 3 легато. Проигрываем так, как написано в нотах.
И далее до конца произведения:
- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, без задеваний струн и заваливания смычка на бочок.
- проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;
- работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;
- затем, поработав отдельно над каждой фразой, объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;
- параллельно происходит работа над ошибками, если они имеются в тексте.
Аня, давай уделим внимание 4-ой цифре. Здесь у нас какой идет штрих?
Ответ: стоккато залегованное.
Давай сделаем его так, как будто ты укололась иголочкой два раза. Острое начало и нота по звучанию не долгая. (Отрабатываем, следим, что бы на вторую ноту острота звучания не терялась.)
Молодец, теперь соединим со следующим тактом.
(15 минут)
Ты устала? Давай немного отдохнем.
- рефлексия
Упражнения на отдых мышц
Важно, чтобы рука была в естественном положении.
(4 минуты)
-контрольное проигрывание учащимся.
(Аня играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке)
(3 минуты)
3. Подведение итогов, запись домашнего задания
Аня, скажи, что тебе понравилось и не понравилось?
Ответ: Мне понравилось, то что я сыграла ее легко. У меня получилось это место, в котором я всегда путалась.
Ты задевала лишние звуки? – нет, если только вот здесь (показывает в первой цифре и в третьей)
Соблюдала ли ты динамику? - да, но в конце я немного сыграла тихо.
Дома, тебе надо все пройденное на уроке закрепить, главное следить за правой рукой, а именно за мизинцем правой руки, большим пальцем и опущенным плечом. Старайся не играть фальшивых нот. И играй все весело, и легко.
Запись домашнего задания в дневник, оценка за работу на уроке 5.
(4 минуты)