МААМ-картинки

Открытый урок по географии «Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»

Курбанова Сапижат Курбанмагомедовна
Открытый урок по географии «Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

Стратегия реформирования образования направлена на переход образовательной системы на новый тип c целью обеспечения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

Публикация «Открытый урок по географии „Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии“» размещена в разделах

Она предусматривает формирование поколения молодежи, которое будет защищенным и мобильным на рынке труда, будет иметь необходимые знания, навыки и компетентности для интеграции в общество на разных уровнях, будет способным обучаться на протяжении жизни.

СЛАЙД 2.

География, как школьная наука, является не только источником теоретических знаний о Земле, а направлена на развитие у школьников умений сознательно ориентироваться в социально-экономических, общественно – политических и геоэкологических событиях. В задачах учебных программ по географии к группе основных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся относятся умения :

- объяснить причинно- следственные связи в природе и хозяйстве;

- объяснить прикладное значение географических знаний, дать развернутый ответ, отобрать необходимые знания;

- аргументировать свои утверждения и выводы;

- высказывать и аргументировать собственное отношение к различным взглядам на объект изучения;

- самостоятельно анализировать природные и общественные явления, делать соответствующие выводы и обобщения.

Эти метапредметные умения развиваются на каждом уроке благодаря развивающему обучению. В нём акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Слайд 3.

1. Приём «Парадокс» или «Завлекалочка»

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример, загадку, отрывок из литературного или документального произведения, захватывающие детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс. Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа:

«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской (Нижегородской) области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».

Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.

Слайд 4.

Или, например, зачитываю детям отрывок книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и его друзья замерзли, поднимаясь на воздушном шаре. Далее в течение урока предлагаю рассчитать, на какой высоте был воздушный шар, если у одного из героев на носу появились сосульки. Имея в условии, что температура у поверхности Земли была плюс 24 градуса, зная, что температура замерзания воды 0 градусов, а на каждый километр высоты температура понижается на 6 градусов, ребята решают простой математический пример: 24:6=4 км.

Слайд 5.

2. Прием «Найди ошибку».

Наиболее уместно использовать данный прием на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Ребятам дается текст с географическими ошибками. Их нужно найти и объяснить. Такие задания бывают во Всероссийской предметной олимпиаде.

«Градусная сетка на карте и глобусе состоит из параллелей и меридианов. Меридианы – это горизонтальные линии, а параллели – вертикальные. Параллели соединяют северный и южный полюса. А меридианы показывают направления на запад и восток. По параллелям и меридианам можно определить географические координаты сравнительно небольшого географического объекта на карте. Эти координаты называются шириной и высотой. Самый длинный меридиан на карте – это экватор.»

Обратное задание: «Составь рассказ с географическими ошибками». Данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.

Слайд 6.

3. Прием «Да-нет»

Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 - 6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта.

Например, я загадала одно из удивительных животных Южной Америки, Отгадайте, какое это животное (слайд 7 - лама). Чтобы дети пошли по правильному пути, нужно первоначально дать краткую, емкую характеристику объекта.

Слайд 8.

4. Прием «Что это?» или «Переведи топоним»

Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

1. Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия).

2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан).

3. Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих землю (полуостров Флорида).

4. Название этого острова у северо–восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).

Слайд 9 - проверим

Слайд 10.

5. Прием «Эпиграф».

Этот прием чаще всего используется на первом этапе урока. Эпиграфы обязательно связаны с темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Например, при изучении темы «Азиатская часть России» в 9 классе, пишу на доске высказывание М. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном» и организую обсуждение его с элементами дискуссии. Как вы считаете, верно ли высказывание Ломоносова?

Слайд 11.

В Сибири найдено огромное количество полезных ископаемых, залежи которых образовались в результате различных геологических процессов. Многообразие минеральных ресурсов объясняется огромной территорией и сложной историей формирования этого участка земной коры: Каменный и бурый уголь, Неметаллические ископаемые, Алмазы, Железные руды, Золото. Кроме этого богатейшие лесные ресурсы, ресурсы морей Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Неблагоприятные природные условия ведет к малочисленности населения, трудности строительства. В то же время, освоение территории ведет к ассимиляции и даже вымиранию малых народов Сибири. Распад СССР привел к изменению транспортно-географического положения Сибири. Часть транссибирской магистрали оказалась на территории Казахстана. В ходе дискуссии ребята делают вывод, что сырьевое направление развития Сибири сохранится надолго. После нефти необходимо будет переключиться на уголь. Крупнейший угольный бассейн — Тунгусский — остается пока почти нетронутым. Богаты рудными полезными ископаемыми и горы Южной Сибири. Однако рассматривать Сибирь только как «сырьевой придаток» было бы непра-вильно. Необходимо также развивать обрабатывающую промышленность, мо-дернизировать сельское хозяйство в южных районах. При соответствующей ре-конструкции и растениеводство, и животноводство способны давать гораздо больше продукции. Пока в развитии этих отраслей преобладает экстенсивный путь.

Слайды 12, 13,14.

7. Прием «Ребус, кроссворд».

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус или кроссворд развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов.

Слайд 15.

8. Прием «Одна голова хорошо…». Это задание с элементами соревнования, когда каждой паре учеников дается такое задние, которое быстрее выполнить вдвоем. Например, при изучении темы «Географические координаты» в 5 классе раздаю на каждую парту карточки с координатами географических объектов. Задача – как можно быстрее найти объект. Дети работают по одной карте, один ищет параллель, другой – меридиан. Если все сделано правильно, пальчики детей встречаются в нужной точке. Этот прием формирует, прежде всего, коммуникативные умения.

Слайд 16.

Задание: определите объекты по их координатам.

1. 35 ю. ш., 59 з. д. – Буэнос-Айрес

2. 33 ю. ш., 20 в. д. – Кейптаун

3. 61 с. ш., 149 в. д. – г. Мак-Кинли

4. 26 ю. ш., 105 з. д. – о. Пасхи

5. 8 ю. ш., 105 в. д. – влк. Кракатау

Слайд 17 – проверка.

Использование современных образовательных технологий, таких как технология развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках географии, также способствует решению поставленных задач. Учебник является наиболее важным средством обучения, раскрывающим основы наук. Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т. д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся.

Как же можно организовать творческую работу с учебником географии?

Слайд 18.

9. Прием «Задай вопрос» и «Составь задание»

По ходу чтения текста дети формулируют вопрос, на который дает ответ каждый смысловой блок текста.

Например, в теме «Как люди открывали Землю» в 5 классе рассматривается вопрос «Что знали о нашем мире древние?». Пятиклассники могут многое рассказать по данному вопросу. Но, возможно, их знания не систематизированы. Поэтому целесообразно организовать чтение параграфа.

«География – одна из древнейших наук о Земле. Первые представления о Земле и ее форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трех слонов, а те стоят на огромной черепахе. Жители Вавилонского царства представляли Землю плоской, накрытой небосводом, как опрокинутой чашей. С развитием мореплавания, науки и техники эти представления менялись».

Задайте вопрос к этому отрывку.

Пятиклассники часто затрудняются, формулируют некорректные или неконкретные вопросы. Предлагаю работу в паре: задайте вопрос товарищу, если он сможет ответить, значит, вопрос сформулирован верно.

На самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более, что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфах учебника. Учитель объясняет технику составления и проводит упражнения по задаванию вопросов: (слайд 19)

Техники постановки вопросов

№ Название техник Определения Как это сделать?

1 Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ Начинайте с вопросов «Что?», «Как?», «Почему?», «Каким образом?» и. т. п.

2 Закрытые вопросы Вопросы предполагающие однозначный ответ или ответ «Да», «Нет» «Сколько на Земле материков?» «Кто совершил первое кругосветное плавание?»

3 Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов «Какие реки: горные или равнинные, больше подходят для строительства гидроэлектростанций?»

Слайд 20.

Более продвинутым ученикам можно предложить составить продуктивные задания из репродуктивных.

Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Например, репродуктивное задание в учебнике 6 класса «Почему важнейшей задачей человечества является сохранение биосферы?», а продуктивное задание «Представьте себе, что на Земле исчезли бы все растения. Чтобы случилось?»

Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

а) выборочно или у всего класса в тетрадях;

б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;

в) организовать работу в парах: ученики задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;

г) организовать работу внутри групп (как в парах);

д) организовать работу между группами.

Слайд 21.

10. Прием «Составь текст с пропущенными словами» не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

11. «Составь рассказ по заданным словам» способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение. Помним, что учить писать сжатое изложение должны не только учителя русского языка и литературы, но все педагоги.

12. Прием «Составь тест».

Тесты – наиболее распространенный вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу.

И т. д.

Слайд 22.

13. Прием «Ассоциация». Программа по географии в настоящее время носит все более страноведческий характер. При изучении стран мира предлагаю ученикам записать в тетради все слова, которые приходят на ум при произношении названия страны. Часто дети выдают очень неожиданные ассоциации.

Какие ассоциации у вас возникают при упоминании названий стран Зарубежной Европы: Германия, Франция, Великобритания? (ответы)

Слайд 23.

Очень интересно этот прием работает, когда при изучении России в 8 классе предлагаю почувствовать себя в роли иностранца и описать свои ассоциации о России.

Вам также предлагаю это сделать (КЛИП РОССИЯ Газманова)

Рефлексия.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Слайд 24.

Предлагаю заполнить лежащую перед вами таблицу (плюс, минус, интересно). Это еще один прием, активизирующий познавательную активность. Ведь конструктивный анализ своей работы, своих успехов и неудач – залог успешного обучения.

А теперь, уважаемые коллеги, прошу оценить работу друг друга. Раздайте смайлики тем, кто был сегодня активнее других. Прошу не лениться, и лично вручить коллегам смайлики, заодно и подвигаетесь. Спасибо за совместную работу! (слайд 25).

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.) Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.) По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся.

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии Доклад Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» Выполнила: учитель географии высшей категории Илюхова.

Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» «Географии основы Заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету…» И. И. Ландо.

Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» В нашем детском саду «Золотая рыбка» завершилась Неделя Географии. Каждый день в течение недели был посвящён.

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Игра «Что? Где? Когда?» Интегрированное занятие по познавательной деятельности для детей 6–7 лет. Открытый просмотр Игра «Что, где, когда?» 1. Школьники прислали задания для игры. Задания в конвертах. Если отгадаете или выполните задания, то получите.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Простые занятия географии «Посткроссинг на МAAM»Простые занятия географии «Посткроссинг на МAAM» Доброго времени суток всем, дорогие мои коллеги! Вот и пролетели новогодние каникулы. Но, похоже, что время чудес не заканчивается, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по географии «Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 17:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок по географии «Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»» (включая файлы) размещена пользователем Курбанова Сапижат Курбанмагомедовна (УИ 2654505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД