Надежда Гаврилова
«Сказочные птицы. Поиски Жар-птицы». Конспект открытого занятия по рисованию в технике «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказочные птицы. Поиски Жар-птицы». Техника граттаж.
Цель: Совершенствование технических навыков у детей в рисовании. Ознакомление детей с новой техникой рисования «граттаж».
Задачи:
Образовательные: Учить изображать перо в технике «граттаж» на основе собственных представлений. Закреплять строение пера. Определять местоположение звуков в слове; находить слова с заданным звуком. Проверить знания цифр первого десятка, умение называть соседние числа
Публикация «„Сказочные птицы, Поиски Жар-птицы“, Конспект открытого занятия по рисованию в технике „граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, птички. Рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Развивающие: Развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, творческие способности.
Воспитывающие: Воспитывать аккуратность и осторожность при работе с острым предметом (палочка, стека, ручка) желание прийти на выручку, дружеские отношения с детьми.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Методические приемы:
Проблемная ситуация (введение в воображаемую ситуацию, вопросы к детям, анализ готовых рисунков, самостоятельная деятельность детей, объяснение и показ деятельности воспитателем, музыкальное сопровождение, художественное слово.
Словарная работа: техника, граттаж, процарапывание, прекрасные, чудесные, волшебные, сказочные, необычные.
Демонстрационный: Панно с изображением птицы. Образцы рисунков перьев. Музыкальное сопровождение. Сундучок с конфетами. Карта с изображением трёх дорог; перо с элементами узоров. 5 конвертов с заданиями; цифры от 1 до 10; листы прямоугольной формы со словами без первой буквы; цифры от 1 до 5, с обратной стороны буквы для получения слова ”дятел ”. Плоскостное изображение "Жар-птицы” (без хвоста); листытонированные в чёрный цвет в виде перьев птицы.
Раздаточный: Шаблоны перьев, палочки, кисти, баночки, листытонированные в чёрный цвет в виде перьев птицы.
Предварительная работа: Чтение сказки Ершова "Конек-горбунок". Рассматривание иллюстраций к сказке. Сопоставление сказочного образа птицы с действительностью – павлином. Беседа о русском народном творчестве.
Ход НОД:
1. Зарядка-приветсвие
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришло много гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)
А теперь возьмитесь все за руки:
С голубого ручейка,
Начинается река,
А занятие начинается с улыбки. (Друг другу улыбаются)
Воспитатель: Ребята, а вы не слышите шаги? Я с вашего позволения посмотрю, кто это может быть.
(воспитатель открывает дверь и входит «Иван-Царевич»- воспитанник)
2. Сюрпризный момент
Воспитатель:- Ой, Иван - царевич?
Интересно как он к нам попал и что-то он грустный.
- Здравствуй, Иван – царевич.
Что, Иванушка не весел,
Что, головушку повесил?
Иван - царевич:
- Где это я?
Здравствуйте. Перестал, я есть и спать.
Птицу - жар бы мне достать.
Перо, та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо, я это подобрал, (показывает перо)
С тех пор покой я потерял.
Всю обувь я уж износил,
Но птицу - Жар не находил.
Воспитатель:
- Не горюй, Иванушка, то беда - не беда!
Ты, дружок, попал в детский сад и в гостях ты у ребят.
Ванечка, тебе поможем, горевать тебе негоже.
Но где же её искать?
Иван - царевич:
- Есть у меня карта, по которой можно добраться до сказочного царства – государства и найти Жар – птицу, но там столько препятствий! Чтобы преодолеть их, необходимо выполнить ряд заданий (даёт конверты с заданиями). Мне с ними одному не справиться.
Воспитатель:
- Сколько заданий! (Смотрю на конверты). Если мы с ними справимся, то найдём Жар - птицу и поможем Иван Царевичу. Ну что? Не боитесь трудностей? Справимся? Тогда вперёд!
Иван-царевич: - За каждое выполненное задание я вам буду давать победную цифру.
Воспитатель: (Рассматриваем с детьми схему).
- Впереди нас ждёт 3 дороги.
По 1-й пойдёте – попадёте прямо к лягушкам в болото. К лягушкам в болото Кому попасть охота?
По 2-й пойдёте – угодите сразу к бабе -Яге. Здесь в конце дорожки живёт в ступе бабка Ёжка.
По 3-й пойдёте – Жар птицу найдёте. Какую дорожку выбираем?
Дети: Третью!
3. Выполнение заданий.
Воспитатель:
Первое задание. Разминка.
Какое время года наступает после осени? Назовите все времена года. Какой день недели следует за вторником? Назовите все дни недели. Как называется часть суток, когда дети приходят в детский сад? Назовите все части суток. (Дети дают полные ответы. Иван Царевич даёт цифру 1).
Второе задание.»Посмотри и назови«.
Ребята, у меня в руках иллюстрации. Покажите среди иллюстраций –портрет; натюрморт; пейзаж. Дети показывают, а Иван Царевич даёт цифру 2).
Третье задание.
Ребята, а это задание посложнее, справимся?
Дети: Конечно.
(воспитанники читают слова с пропущенными буквами и находят их на ковре. Дети выполняют задание. Иван Царевич даёт цифру 3).
Четвёртое задание.
"Назови соседа”. (Показываю цифру, дети называют её и соседние цифры. Иван Царевич даёт цифру 4).
Пятое задание.
Игра «Скажи наоборот»
Веселый – грустный
Печальный – радостный
Трусливый – смелый
Ленивый – трудолюбивый
Злой – добрый
Сердитый – спокойный
Плакать – смеяться
(Иван Царевич даёт цифру 5).
Воспитатель:
- Иван - царевич, а задания мы уже все выполнили - преодолели препятствия! Но Жар-птицу не нашли.
Иван - царевич:- А вы цифры мои сложите по порядку, переверните их и найдёте отгадку. (Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 5, переворачивают цифры и читают слово "дятел”).
Воспитатель:
- Посмотри, Иванушка, не это ли твоя Жар - птица? (показываю картинку дятла).
Иван - царевич:
- Нет! Моя большая и красивая! Да вот перо от неё осталось. (Показывает перо).
Воспитатель:
- А это что у нас? (а доске изображена Жар - птица без хвоста). Так вот же она! Ребята, мы нашли её! (Показываю птицу, у которой отсутствуют перья на хвосте.)
Иван - царевич: - Нет, не моя эта птица. У моей, яркий, красивый хвост был.
Воспитатель:
- И это беда не беда. Наши дети тебе помогут. Ребята, как можно помочь Ивану - царевичу?
Дети: Нарисовать перья.
4. Объяснение. Показ
Воспитатель:
- Предлагаю занять свои места за столами и приступить к спасению Жар – птицы.
- Ребята, посмотрите перед вами на столе по одному перышку, да оно затонировано в чёрный цвет и нет на нём рисунка. А как нам помочь Ивану?
Дети: Мы его украсим различными узорами, а потом из всех перышек соберем красивый, яркий хвост для Жар-птицы. Сегодня я вас научу оформлять перо в новой для вас технике, которая называется «ГРАТТАЖ». Эта техника ещё называется «Цап-царапки». Мы поможем тебе Иван, я научу не только тебя, но и ребят, делать такие необычные перья.
- У вас на столах лежат: острые палочки, кисти. Вы будете процарапывать рисунок на хвосте.
А вот посмотрите на перо Ивана, на нём нарисован рисунок. Что вы видите?
Дети: Круги, капельки и полоски разного цвета.
Воспитатель: посмотрите на перо, узкая часть - это основание, а широкое - верхняя часть пера. Где находятся круги?
Дети: круги находятся на верхней части пера.
Воспитатель: из чего состоит рисунок, расположенный под кругами?
Дети: из длинных и коротких полосок.
Воспитатель: Но для начала, давайте вы закроете глаза и придумаете себе волшебное перо, которое вы бы подарили Ивану.
Воспитатель включает музыку, дети закрывают глаза, фантазируют.
Воспитатель:Подумали. Вот и славно!
Воспитатель: Ребята, кто скажет, из чего состоит перо? (круги – большой и маленький, полоски, линии).
6. Физминутка «Жар-птицы».
Руки подняли и покачали - Руки вверх, наклоны вправо-влево.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кистями Постепенно расслабить руки, опустить вниз
Встряхнули - и поднять вверх, потрясти кистями.
Это ветер сбивает росу. Повторить расслабление рук.
В стороны руки, Руки в стороны, взмахи – волны с поворотами
Плавно помашем - туловище налево-направо.
Это павлины летят.
Как они сядут,
Мы тоже покажем Расслабить руки, опустить вниз и назад за спину,
кисти в «замок», лопатки соединить, держать
5. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель предлагает Ивану ускорить работу и самому помочь детям, а включает музыку, дети самостоятельно выполняют работу (процарапывают).
(Во время работы воспитатель следит за осанкой. Обращать внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность. Оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы).
Воспитатель:
- Какие красивые перышки получились у вас! Давайте, мы их рассмотрим! Теперь вашими нарядными перышками мы украсим хвост Жар - птице. (По мере того, как дети заканчивают свою работу, каждый ребенок подходит и прикладывает перо к хвосту. Положительно оцениваю работу каждого ребенка.)
Воспитатель:
Образ жар-птицы очень любили в народе. Её считали вестницей весны. Крестьяне делали птиц из щепок, подвешивали их на нитке к потолку и ждали весну. Они верили, что прилетит в их края такая птица расправит крылья распустит хвост и растают снега, зазеленеет трава. Жар-птицу еще называли птицей солнца, даже загадку про нее сочинили:
Большая светлица,
Горит жар-птица.
Всяк ее знает и обожает.
Воспитатель:- Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар-птица?
Воспитатель: Какие перья у вас получились? (Чудесные, волшебные, прекрасные, сказочные, праздничные, необычные)
Воспитатель: Ребята, в этой технике можно изображать не только цветы, но и пейзажи, натюрморты, даже портреты.
Иван-царевич:
Вот спасибо удружили,
Какую птицу мне добыли.
Будет жить она не в клетке,
А в саду сидеть на ветке.
Будет песни распевать,
Сад волшебный украшать.
- Спасибо вам, ребята!
А за то, что вы мне помогли, я вас отблагодарю! (Даёт сундучок.)
Этот сундучок не простой! Как только вы будете совершать хорошие, добрые поступки, в нём будут появляться сладости!
(Звучит запись песни "Сюрприз", музыка М Сивакова. Иван-царевич раздаёт конфеты.)
6. Рефлексия.
Воспитатель:
- И тебе спасибо, Иван - царевич. Нам пришло время прощаться с Иван - царевичем и Жар - птицей. До свидания! Ребята, я очень рада, что вы смогли преодолеть все препятствия, помогли Иван – царевичу и показали свои знания.
А вы хотите побывать в других сказках и повстречаться с их персонажами (Ответы детей). Я так и думала. Надеюсь, такая встреча в скором времени состоится.
Литература:
1. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками», - М. :ТЦ Сфера 2008г.
2. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М. : ВАКО.