Арустамян Гоар
Открытое занятие «Воспитание нравственных качеств посредством русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственных качеств посредством русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» в средней группе.
“Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений”.
В. А. Сухомлинский.
Цель: формирование у детей нравственных качеств.
Задачи: закреплять знания детей о сказках; развивать умение детей думать, сравнивать и анализировать поступки сказочных героев;
Публикация «Открытое занятие „Воспитание нравственных качеств посредством русской народной сказки „Лисичка со скалочкой“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- «Лисичка со скалочкой», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
воспитать эмоционально-образное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; побуждать детей участвовать в инсценировках.
Материал:
Книга с иллюстрациями, иллюстрации к сказкам; атрибуты для показа инсценировки, куклы и маски по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», мешочек с бобами, перышко, набор посуды к сказке «Три медведя»
Ход занятия
Дети входят в зал.
Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько у нас гостей! Давайте с вами поприветствуем друг друга и наших гостей. (Картушина. «Здравствуйте ручки»)
Воспитатель : Ребята, моя знакомая сказочница узнала, что я очень люблю сказки и прислала в подарок вот эту книгу с русскими народными сказками. А вы любите сказки? (ответы детей) Хотите вместе посмотрим? (ответы детей)
Давайте сначала вспомним, чем отличается сказка от других литературных произведений. (Ответы детей)
Воспитатель : верно, в сказках и волшебство есть, чудеса разные, и животные разговаривают человеческим голосом. А еще в сказках встречаются особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка. По каким?
Дети: Жили-были; в тридевятом царстве; в некотором царстве, некотором государстве; стали жить поживать и добра наживать…
Воспитатель : Мы знаем с вами, что есть сказки о животных, где главные герои – разные звери. Какие сказки вы можете вспомнить?
(ответы детей)
Воспитатель : Кто из лесных животных самый страшный? (волк)
Кто самый слабый и трусливый (зайчик)
Кто в лесу самый красивый (лисичка)
Вспомните, какие прозвища у этих животных в сказках
Дети: Волчик – братик, волчок – серый бочок, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Давайте посмотрим какие сказки живут в этой книге. (воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказку. Несколько страниц в книге пустые)
Воспитатель : ой, ребята, посмотрите! Наши сказки пропали! Что же нам делать? (ответы детей)
Воспитатель : надо найти сказки и вернуть их на место. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну сказок. Но это очень далеко! Как мы можем добраться туда? Какие волшебные транспортные средства вы можете предложить? (ответы детей)
А я вам предлагаю отправиться в страну сказок на ковре-самолете. Мы все на нем поместимся. Вы согласны? Нас ждут испытания и приключения. Вы готовы? Тогда в путь! Усаживайтесь все на ковер, закрывайте глазки, мы отправляемся! (Звучит сказочная мелодия)
Мы прибыли, ребята! А вот и первое испытание.
Дети подходят к первому столику, где под платочком спрятаны иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» свернутое и перевязанное лентой, мешочек с бобами.
Воспитатель : Ребята, чтобы узнать какая сказка здесь спрятана нам надо догадаться, что же находиться в этом мешочке. (дети исследуют на ощупь мешочек) (ответы детей)
Воспитатель : из какой же сказки эти бобы? (ответы детей)
Воспитатель : Давайте проверим. (Разворачивает иллюстрацию)
Воспитатель : Вы молодцы, ребята! Отправляемся дальше. У нас на пути густые заросли. (Дети идут по кругу имитируя прохождение через заросли)
Подходят к следующему столику, где иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» и перышко в коробочке.
Воспитатель : Какая же сказка скрывается здесь? Как вы думаете, кто потерял эти перья? (ответы детей)
При правильном ответе разворачивает иллюстрацию.
Воспитатель : Вы справились ребята. Идем за следующей сказкой. Нам предстоит пройти по болоту. Будьте внимательны, идем наступая на кочки.
На третьем столе коробочка с набором посуды к сказке «Три медведя»
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, кому принадлежит эта посуда? Из какой сказки? (ответы детей)
Воспитатель : чтобы добраться до следующего задания нам надо переплыть реку. (Имитируют движения.)
Здесь дети находят сундучок.
Воспитатель : Ребята, давайте же узнаем, что в волшебном сундучке. Воспитатель достает из сундучка карточки с загадками, и предлагает детям отгадать их.
1. Что за птица людей не боится,
Не летает высоко, а поёт «Ко-ко-ко?»
Дети: Курица.
Воспитатель : правильно, курица.
2. Он стоит, на нас гогочет,
Ущипнуть за пятки хочет.
- Га-га-га, га-га-га,
Не топчите берега!
Дети: Гусачка.
3. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
Дети: Лисичка.
4. Если видит – там чужой,
Вздыбит шерсть и станет злой.
А хозяин на крылечке –
Хвост закрутится в колечко.
Дети: Собачка.
5. Чтобы вылепить пельмешки
Нужно тесто раскатать.
Подскажите - ка, ребятки,
Что мне надо в руки взять?
Дети: скалочка.
Воспитатель : помните, для чего нужна скалочка?
Упражнение «Скалочка» (Физминутка)
Мы скалочку в руки возьмем, -- (стоя, имитация «держим скалку в руках» перед грудью.)
Сильнее по тесту ведем, -- (движения рук вперед-назад, пальцы сжаты в кулачках.)
Выйдут вкусные лепёшки -- (имитация «лепим лепёшки».)
Птичкам достанутся крошки- (машут руками)
Воспитатель хвалит детей за сообразительность. Показывая картинки с отгадками, предлагает вспомнить, в какой русской народной сказке, присутствуют некоторые представленные здесь животные и предметы быта.
Воспитатель : Правильно. Эта хорошо знакомая нам сказка - «Лисичка со скалочкой», и в ней курочка, гусачка, лисичка, собачка. А вот здесь и скалочка лежит. (Показывает детям).
Воспитатель : Ребята, поскольку нам очень понравилась эта сказка, я предлагаю вам ее разыграть.
Театр открывается, сказка начинается!
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
(обсуждение поступка лисы-взяла чужую вещь)
Пришла в деревню и стучится в избу:
Лисичка : стук-стук-стук!
Мужик: Кто там?
Лисичка : Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
Мужик: у нас и без тебя тесно.
Лисичка : да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку, скалочку - под печку.
Воспитатель : Её пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик - под лавочку, скалочку - под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
Лисичка : где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Воспитатель : Мужик - делать нечего! - отдал ей за скалочку курочку. Взяла лисичка курочку, идёт да поё т:
Лисичка :
- Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
За скалочку взяла курочку!
( обсуждение: Лиса хитрая, обманула хозяина.
Хозяин пожалел лису, пустил переночевать)
Воспитатель : пришла она в другую деревню:
Лисичка : стук-стук-стук!
Второй мужик: Кто там?
Лисичка : Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
Второй мужик: у нас и без тебя тесно.
Лисичка : да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку, курочку — под печку.
Воспитатель : Её пустили. Лисичка легла сама на лавочку, хвостик - под лавочку, а курочку - под печку. Рано поутру лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит:
Лисичка : где же моя курочка? Давайте мне за неё гусачку!
Воспитатель : ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за
курочку гусачку. Взяла лисичка гусачку, идёт да поё т:
Лисичка :
- Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла гусачку!
( Обсуждение: Лиса жадная.
Хозяин пожалел лису. Вместо пропавшей курочки отдал гусачку)
Стук-стук-стук!
Третий мужик: Кто там?
Лисичка : Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
Третий мужик. Да у нас и без тебя тесно.
Лисичка : А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик -под лавочку, гусачку - под печку.
Воспитатель : Её пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик - под лавочку, а гусачку — под печку. Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да после и говорит:
Лисичка : где же моя гусачка? Давайте мне за неё девочку!
Воспитатель : А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:
Третий мужик: Бери, лиса, девочку!
Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:
Лисичка : Девочка, пой песни!
Воспитатель : А собака в мешке как зарычит! Лиса испугалась, бросила мешок - да бежать. Тут собака выскочила из мешка - да за ней! Лиса от собаки бежала, бежала да под пенек в нору юркнула. Сидит там и говорит:
Лисичка : Ушки мои, ушки, что вы делали?
- Мы всё слушали.
-А вы, ножки, что делали?
- Мы всё бежали.
- А вы, глазки?
- Мы всё глядели.
- А ты, хвост?
- А я всё тебе мешал бежать.
- А, ты всё мешал! Ну, постой же, я тебе задам! - И высунула хвост из норы: — Ешь его, собака!
Воспитатель : тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай её трепать!
Поделом лисичке.
( Обсуждение: как поплатилась лиса за свой обман)
Воспитатель : вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
В. Чему учит, ребята, эта сказка?
(Ответы детей)
Воспитатель желает детям быть честными, правдивыми, добрыми, вежливыми.
В. Ребята, нам пора возвращаться. Садитесь на ковер-самолет. (звучит сказочная музыка)
Вы молодцы! Справились со всеми испытаниями. А теперь попрощаемся с гостями и пойдем приводить в порядок нашу волшебную книгу.