Ольга Бабяк
Открытое занятие в старшей группе «Музей богатырской славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мильковское казённое дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Экскурсия в музей богатырской славы»
Составила: воспитатель Бабяк Ольга Григорьевна
с. Мильково
2018 год
Цель: формирование уважительного отношения к защитникам Отечества, чувства гордости за русских воинов.
Задачи:
- расширять представления детей о родной стране;
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Музей богатырской славы“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- систематизировать знания детей о защитниках отечества;
- формировать понятия гендерной принадлежности;
- совершенствовать речь, как средство общения;
- активизировать словарь детей (кольчуга, шлем, щит, мечь, стрелы, копье, булава, палица);
- совершенствовать аппликативные навыки;
- воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование и материалы: картины В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», М. И. Авилов «Поединок на куликовом поле», И. Рерих «Илья Муромец», «Илья Муромец и соловей-разбойник», иллюстрации «Орудие и одежда богатыря».
Раздаточный материал: листы бумаги формата А3, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеенки, цветная бумага, шаблоны.
Ход занятия:
1 часть (4 минуты).
В помещение входят дети. Их встречает экскурсовод.
Экскурсовод: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Экскурсовод: Прошу, проходите и рассаживайтесь поудобнее. Меня зовут Ольга Григорьевна. Я приглашаю вас в свой мини-музей. Ребята, а что такое музей?
(Ответы детей)
Экскурсовод: Музей – это место где собраны различные экспонаты. Обычно это предметы далекой старины. Например, то, чем люди пользовались много лет назад, и благодаря музеям мы можем посмотреть на эти старинные вещи. Ну а мой мини-музей называется «Музей богатырской славы». Я буду вашим экскурсоводом и расскажу вам много интересного о нашей родной стране и о замечательных людях. Скажите, а как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия!
Экскурсовод: Правильно, Россия. Мы с вами Россияне. Россия - наша Родина. Слово это означает родная, родимая. Родина у человека одна, как мама. Второй такой нигде нет. В старину говорили «На чужой стороне и весна не мила». Это означает, что лучше, чем Родина, места на свете не найдешь. (Слайд-шоу) Страна наша очень большая. В ней много городов и деревень. В ней много рек, морей и озер. Много лесов и полей. Много животных и птиц. Земля наша плодородная и дает богатый урожай овощей, фруктов, зерна, из которого делают муку, что бы потом испечь хлеб. А в горах наших великих из покон веков добывают камни самоцветные, драгоценные. А русские девушки всегда славились особенной красотой.
И много врагов нападало на наши Русские земли, на нашу большую Родину. Хотели враги забрать у нас наши богатые земли, а девушек наших красных себе в рабство и в услужение. Но всегда на защиту Родины выходили смелые, могучие богатыри. Наши защитники. Били они врагов наших, не давали в обиду жен своих и матерей. Всегда освобождали русские земли от недругов и прогоняли их прочь от наших земель, потому что русские богатыри были сильными и бесстрашными.
2 часть. (10 минут)
А теперь ребята, я предлагаю вам пройти в выставочный зал. Посмотрите - это картинная галерея. В ней собраны картины с изображением смелых и отважных воинов. На первой картине изображен настоящий русский богатырь. Посмотрите на него внимательно и скажите, какой он?
Дети: Большой, сильный, мускулистый.
Экскурсовод: Правильно, глядя на этого мужчину мы можем сказать, что он действительно очень силен. Посмотрите, какие у него мускулистые и крепкие руки. Какой у него строгий и целеустремленный взгляд. Всем своим видом он выражает силу, храбрость и мощь.
Посмотрите на вторую картину. Это знаменитая картина Виктора Васнецова «Три богатыря». На ней изображены самые знаменитые защитники древней Руси. А вы знаете имена этих богатырей?
(Ответы детей)
Экскурсовод: Это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В самом центре Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, а справа Алеша Попович. Посмотрите на них внимательно. Обратите внимание на их коней, которые были очень сильные и выносливые. Все богатыри на этой картине смотрят в одну сторону, а Илья Муромец смотрит из под ладоней вдаль – не надвигается ли враг на родимую сторонушку?
А на этой картине изображен витязь на распутье. Так и называется эта картина. Воинов раньше еще называли витязями. Как вы думаете, что значит на «распутье»? (Ответы детей)
Помните как в сказке про «Ивана Царевича и сером волке», когда Иван царевич оказался на перекрестке трех дорог, а посередине камень. А на камне написано «Направо пойдешь – женатым будешь, налево пойдешь – богатым будешь, а прямо пойдешь живым не бывать». Вот и стоит витязь возле камня и думает, какую дорогу ему выбрать.
А на этой картине изображен Илья Муромец и соловей разбойник, который своим свистом разрушал все в округе – дома рушились, деревья с корнем вырывались, когда соловей начинал свистеть. Но, богатырь поймал его и привязал к своему коню.
А эта картина называется «Поединок на Куликовом поле». Раньше, прежде чем начать бой, выходили воины в чисто поле. И вставали они друг против друга. А на середину выходили самые сильные воины одного и второго войска и начинали силой мериться. Нападало первым то войско, воин которого оказывался сильнее и побеждал в поединке.
И на последней картине мы видим людей, которые в любую секунду готовы ринуться в бой, на врага, что бы защитить свою Родину.
Раньше на Руси войско называлось дружина, а воинов называли дружинниками. Все богатыри были дружинниками сильного и славного войска. Посмотрите, как они были одеты. (В доспехи - амуниция)
Что было надето у богатыря на голове? (Шлем)
Что было надето у богатыря на теле? (кольчуга, это рубаха из мелких металлических колец).
Экскурсовод: А кто знает, какое оружие было у дружинников?
Дети: Меч, копье, булава, пялица, лук и стрелы (иллюстрации)
Экскурсовод: А это что? (иллюстрация щита)
Дети: Щит
Экскурсовод: Для чего он был нужен?
Дети: Щит защищал от меча, стрел и другого оружия.
Экскурсовод: Правильно, молодцы. А вот здесь вы можете посмотреть на богатырские предметы. (Дети рассматривают экспонаты)
Так снаряжали каждого воина, отправляющегося в боевой поход. Как вы думаете, почему русские богатыри всегда побеждали врагов? Какой человек (человек с какими качествами) мог защитить свое отечество?
Дети высказывают предположения
Экскурсовод: Да, только человек с совестью и честью, смелый и любящий свою Родину может быть надежным защитником своей земли.
Вот такие интересные картины и экспонаты в моей музее. А вам, ребята, что больше всего понравилось на выставке? (Ответы детей)
3 часть. (5 минут)
Экскурсовод: Молодцы ребята. Мой музей необычный. В нем можно не только посмотреть на экспонаты, но и кое – что сделать своими руками. Прошу вас пройти в мою мастерскую. Присаживайтесь на свои места и послушайте, что я вам расскажу.
У каждого богатыря была семья. Дома их ждали матери, невесты и жены. Долго приходилось порой ждать своих защитников домой русским девицам – красавицам. А за ожиданием, занимались девицы рукоделием. Как вы думаете, чем занимались девушки?
Дети: Вязали, пряли, вышивали.
Экскурсовод: Правильно. Настоящие мастерицы жили на Руси. Своими руками делали и украшали себе вещи. Сарафаны и головные уборы – кокошники (иллюстрации) А еще, на Руси были мастера, которые занимались кузнечным делом – кузнецы. Они были сильными и выковывали из металла различные предметы, в том числе и мечи, кольчуги, щиты и шлемы для русских воинов. И, я предлагаю вам ребята, своими руками изготовить богатырские шлемы и девичьи кокошники. А что именно вы хотите изготовить, вы выберете сами. Проходите за столы и послушайте внимательно задание. Те ребята, которые выбрали кокошник, вам нужно его украсить. Возьмите готовые фигуры, смажьте их клеем и аккуратно наклейте их на кокошник. Излишки клея примакните салфеткой. Использованную кисточку кладем на подставку. А те ребята, которые выбрали шлем, возьмите лист бумаги и согните пополам. Приложите шаблон к сгибу бумаги. Обведите шаблон простым карандашом. Возьмите ножницы, и не раскрывая лист бумаги, вырежете по контуру. Разверните. Шлем готов. С ножницами работаем аккуратно – не размахиваем ими. (Если требуется, проводится индивидуальная помощь, отдельно отмечаю индивидуальные работы детей)
4 часть (3 минуты).
Экскурсовод: А теперь ребята, я предлагаю надеть вам свои головные уборы. Девицам – красавицам надеть кокошники, мальчикам – богатырям – свои шлемы. Выходите и вставайте полукругом. Полюбуйтесь друг на друга. Вот какие у нас замечательные, красивые девочки – рукодельницы. Вот какие храбрые, сильные и смелые мальчики – богатыри, наши будущие защитники.
Экскурсовод: Ребята, любите нашу страну, берегите ее природу. Будьте смелыми, здоровыми и сильными, что бы стать настоящими защитниками своей Родины. Ну а нам пришла пора прощаться. До свидания.