Карине Овсепян
Открытое занятие в старшей группе «Русская народная песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная песня
(10.02.2021 г.)
Цель:
развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;
Задачи:
- расширять знания детей о русском народном музыкальном творчестве; познакомить с русской народной музыкой и русскими народными песнями;
- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Русская народная песня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Старшая группа
- Темочки
- учить выразительно исполнять плясовые движения, передавать радостный, весёлый характер песен;
- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой и культурой;
- воспитывать и прививать любовь и уважение к русской народной музыке;
Ход занятия:
Звучит русская народная песня (хороводная)
Дети старшей группы заходят в зал «хороводным шагом» и становятся в круг.
Музыкальный руководитель встречает детей.
Муз. рук.
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем всех музыкальным приветствием!
Поют:
Музыкальный руководитель:
За окном летят снежинки,
Здравствуйте, друзья!
Дети:
- За окном летят снежинки,
Здравствуй, музыка!
Муз. рук:
Ребята, вы показали «хороводный шаг». Молодцы!
А теперь садитесь. НО, идти вы будете не обычным шагом, а «змейкой.»
Дети под русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я – да» проходят «змейкой» и садятся на стульчики.
Муз. рук:
Ребята, а теперь внимание на экран. (На экране -русские народные музыкальные инструменты -слайд инструментов на экране).
Спросить детей,что они видят на экране,какие знакомые муз. инструменты, а какие -нет.
(если дети затрудняются – помочь им)
После на экране появляется изображение древнерусского сказителя, певца Бояна.
В руках он держит гусли.
Муз. рук:
(говорит на фоне звучания гуслей):
Ребята, давным – давно, во времена богатырей, жили в древней Руси сказители – певцы, ещё их называли Боянами. Посмотрите, вот так они выглядели (рассматривают) Именно от них произошли слова баян, басня, баюкать, баянить, баять. А помогали они себе игрой на древнерусском старинном музыкальном инструменте – гуслях.
Ребята, а вы знаете, что Бояна можно назвать самым первым исполнителем русской песни. И пел он русские песни о том, как прекрасна Русь – Матушка, как злые вороги хотят её обидеть да защитники – богатыри, яростно бьют врага и гонят его с земли русской.
Изображение богатырей.
***
Детство любого человека начинается с родного дома, с ласкового голоса матери и с песни.
Какую песню слышит ребёнок в своей жизни самой первой? – колыбельную.
Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.
У русского народа существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению.
Давайте послушаем с вами русскую народную песню «Колыбельная»
Звучит «Колыбельная»,
- какая песня по характеру? – ответы
- ласковая, нежная, протяжная.
- песня исполнялась под музыкальное сопровождение?
- нет
- когда песня поётся просто голосом, такое исполнение называют
«а капелла»
Ребята, сейчас я вам предлагаю стать музыкантами.
Мы с вами сейчас сыграем русскую народную
Музыку….
Игра на деревянных ложках.
Следующий слайд «Крестьяне работают»
Муз. рук.
А знаете, ребята, песня сопровождала людей везде – даже на работе.
Такие песни называли - трудовые. Люди пели их, выполняя какую – либо работу, порой очень тяжёлую, и песня помогала им преодолеть все трудности. А мы с вами тоже знаем такую песню.
Выходите, вставайте в хоровод и споём русскую народную песню
«На горе – то, калина!»
Хоровод (после садимся)
Муз. рук.
Наряду с хороводами существовал ещё один тип русской песни, наиболее любим русским народом. Это – частушки.
Ребята, а что такое частушка? – ОТВЕТЫ
Частушка - это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.
Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать, спеть для себя и про себя. Их поют уже много лет. Чаще всего частушки пели, подыгрывая себе на гармошке или баяне, или балалайке – иллюстрация гармошки и балалайки.
Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок.
Муз. рук.
Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию.
Ребята, что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)
(в конце можно приглашать всех слушателей открытого занятия на общий хоровод)
Муз. рук. :
Спасибо всем за участие!
А теперь давайте попрощаемся и пропоём друг другу «До свидания!»
- сначала Муз. рук., а дети отвечают.
Дети выходят из зала под русскую народную песню.