Ольга Маркина
Открытое занятие в средней группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у сказки
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. Познакомить с понятием «народные сказки». Закрепить знания о русских народных сказках, учить отгадывать загадки. Используя технологию ТРИЗ обучать детей пересказу сказок по мнемотаблицам. Прививать любовь Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. Познакомить с понятием «народные сказки». Закрепить знания о русских народных сказках, учить отгадывать загадки. Используя технологию ТРИЗ обучать детей пересказу сказок по мнемотаблицам. Прививать любовь к книге. Развивать речь, активизировать словарный запас. Развивать творчество, фантазию, воображение. Учить детей закрашивать предметы, не выходя за линии, собирать пазлы. Пробудить чувство сострадания к окружающим. Доставить удовольствие от участия в процессе через художественное творчество и дидактические игры. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок : «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса» «Маша и медведь», «Жихарка». Рассказывание сказок : «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Пых», «Снегурочка», «Лиса и заяц». Участие в театрализованной деятельности: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Материал к занятию : Дидактические игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку по таблице», «Расскажи сказку по серии картинок». Иллюстрации к русским народным сказкам. Раскраска «Сказки». Куклы- героев сказок к театрализации. Иллюстрации к сказке «Пых». Пустая книга «Русские народные сказки». Клубок ниток; загадки к русским народным сказкам; мнемотаблицы; карандаши. Музыка «В гости к сказке», Чайковский «Осень».
Публикация «Открытое занятие в средней группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Ход занятия : Играет музыка «В гостях у сказки» дети заходят в сопровождении воспитателя. Вос-ль: Рано-рано поутру, Когда все крепко спали Прямо под моим окном Две синички щебетали. И они мне рассказали, Чтобы все ребята знали Что сегодня в гости к нам Спешит сама Бабушка Бабушка-Рассказушка.
Б. Р. : Слышу, слышу про меня Разговор ведёте, Здравствуйте детишки! Здравствуйте гости дорогие! Как давно мы не видались Вот и осень скоро закончится, Наступит зима И теперь я собралась В гости к вам прийти сама.
Игра «Давайте познакомимся».
Б. Р. : Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать. (Дети стоят в кругу, Баб. Рассказ. передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Рассказушке.) Вот мы с вами и познакомились. (Б. Р. кладёт клубок под ёлочку). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных сказках. Богат русский народ своими сказками. Мы говорим «русские народные сказки», а кто их сочиняет, как вы думаете? Дети: Люди, народ. Б. Р. : Правильно. А вы любите сказки? Дети: Да. Б. Р. : Если сказка в дверь стучится Ты скорей её впусти, Потому что сказка- птица Чуть спугнёшь и не найти. (Обращает внимание на книгу, лежащую на полу). Посмотрите, книга лежит на полу. Да это же русские народные сказки. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Дети: На книжной полке. Б. Р. : Мы сейчас её прочитаем и поставим на полку. Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же страницы? Ой, наверное сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо: «Сказка- это чудеса и волшебная страна В сказках много приключений, много сказочных свершений. Но, чтоб сказки вам найти, нужно многое пройти: сложные задания, забавные свидания Эй,ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь! И подпись: Ваши сказки». Б. Р. : Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: Да. Б. Р. : Ребята, а какие сказки, мы пойдём с вами искать? Дети: Русские народные. Б. Р. : Люди сочиняют сказки, чтобы рассказать их своим детям. О чём в них говорится? Дети: О счастье, доброте, дружбе. Б. Р. : Сказки осуждают жадность, зависть и трусость. Ну что, отправляемся в сказочную страну за сказками. Но чтобы туда попасть, нам нужен волшебный предмет, который указывал бы нам путь дорогу. Что это, кто знает? Дети: Волшебный клубок. Б. Р. : Правильно. У меня есть такой клубок. Мне его подарила одна знакомая волшебница. Ой, ребята, посмотрите клубок то размотан. Никак мышка-норушка поигралась. Что же делать? Как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю способ- заново намотать клубок при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовём, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Игра «Назови сказки». (Дети называют сказки Б. Р. наматывает клубок). Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому что вы знаете много сказок. А сейчас, закройте глазки. Потому что мы с вами отправляемся в чудо- сказку. (Звучит музыка).Вот мы и оказались в сказочном лесу. Давайте посмотрим куда же приведёт нас клубочек. (Дети с Б. Р. произносят волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги». Клубочек покатился к ёлочке Б. Р. вместе с детьми находят страницу из книги, но взять не могут). Б. Р. : Посмотрите-ка ребята, здесь какой-то конверт лежит. (за ё лочкой спрятан конверт с первым заданием и мягкие игрушки для театрализованной деятельности: Заяц, лиса, волк, мышка, медведь, лягушка). Б. Р. (читает)»Сказку возьмёте лишь тогда, когда выполните это задание». Задание 1 Б. Р. : Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки. (Ребёнку, который первый отгадывает загадку, надевают на руку мягкую игрушку из театра). 1 Прыгун трусишка Хвост коротышка Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки Одежда в два цвета На зиму и на лето. (Заяц). 2 Хвост пушистый Мех золотистый, В лесу живёт В деревне кур крадёт. (Лиса). 3 Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это… (Волк). 4 Маленький рост, Длинный хвост Серенькая шубка Остренькие зубки. (Мышка). 5 Кто большой и косолапый Мёд достал из бочки лапой. Скушал сладость и реветь А зовут его? (Медведь). 6 На болоте проживает, Ловит мух и комаров. Только «ква» она и знает Кто назвать её готов? (Лягушка). Ребята, посмотрите, мы с вами отгадали животных. Все они герои одной всеми любимой сказки. Давайте подумаем, что же это за сказка. А помогут нам в этом наши мнемотаблицы. В какой сказке встречается медведь, мышка, волк, лиса, заяц? Дети: Теремок. (показывают на таблицу). Б. Р. : Правильно. А теперь посмотрите на таблицы и скажите, в каких ещё сказках встречаются волк, лиса, заяц, медведь, мышка? (Дети с игрушками на руках подходят и отвечают). Правильно. Молодцы. С первым заданием вы справились. (дети подходят и берут сказочную страницу). Из какой сказки эта страница? Дети: Теремок. Б. Р. : Давайте вернём эту сказку в книгу. (крепит страницу в книгу). Ну что, одну сказку мы с вами нашли, отправляемся дальше в путь. Но сначала давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги». (клубочек катится под ёлочку Б. Р. находит конверт со следующим заданием. Задание 2
Дидактическая игра: «Расскажи сказку по серии картинок». (Дети рассказывают сказку «Пых» и находят следующую страницу). Б. Р. : Ребята, давайте вернём её в нашу книгу. (крепит страницу в книгу). Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились, отправляемся дальше в наше путешествие. Говорим волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги». (звучит музыка, дети идут за клубочком, клубочек катится к столам, где на них лежат раскраски: яичко и колобок). Задание 3 Б. Р. : Ребята, посмотрите, куда привёл нас клубок. Что это такое лежит на столах, как вы думаете? Дети: Раскраски. Яйцо и колобок. Б. Р. : Они не случайно здесь появились. Чтобы найти сказки, нужно раскрасить яичко и колобка не выходя за линии, аккуратно. Это и будет следующее наше задание. Каким цветом будем раскрашивать? Дети: Яйцо-желтым, колобок- желтым, оранжевым. Б. Р. : Садимся за столы и приступаем к работе. (дети садятся, звучит спокойная музыка). После окончания работы Б. Р. хвалит детей. Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А скажите мне, в каких сказках мы читали про яичко и колобка? Дети: «Колобок», «Курочка Ряба». Б. Р. : Сейчас, мы сможем взять странички и поместить в нашу книгу. Ну что ребята, устали сидеть за столами, прежде чем продолжить путь я предлагаю вам «размяться» и сделать зарядку, а клубок наш пусть отдохнёт. Задание 4 Физминутка «Сказки» Жили Котик (пальцы растопырили) С Петушком (руками изобразили крылья) У лесной опушки, Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком») Подкралась к избушке. (сделали руками крышу) Утащила Петушка За высоки горы (потянулись на носочках) Утащила Петушка В свою лисью нору. (присели, спрятали голову) Вот её мы посадили (наклониться) И водой её полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь её потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки, здоровые и крепкие (показать «силу») Мы славная семья козлят (показать на себя) Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (показывают «рожки») Б. Р. : Ребята, а вы заметили, что физминутку мы делали по сказкам. А какие сказки здесь присутствовали? Дети: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Волк и семеро козлят». Б. Р. : Давайте мы с вами поищем страницы этих сказок и вернём их в книгу. (дети находят страницы и Б. Р. крепит их в книгу. Молодцы ребята, мы с вами выполнили ещё одно задание, а теперь продолжаем наше путешествие. (Б. Р. достаёт клубок) Скажем волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги и дорогу покажи». (Клубок катится дети идут за ним, и за грибом находят ещё один конверт с заданием). «Соберите пазлы и найдёте оставшиеся страницы книги». Задание 5 Дидактическая игра «Собери сказку» Дети подходят к столам и собирают пазлы из сказок. Б. Р. : Молодцы ребята, с последним заданием вы справились. Посмотрите внимательно. Какие сказки вы собрали? (Б. Р. подходит по очереди к каждому столу и спрашивает). Дети называют собранные сказки : «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и Лиса», «Три медведя», «Снегурочка». «Жихарка», «Лиса и заяц», находят страницы и Б. Р. вкладывает их в книгу. Б. Р. : Посмотрите ребята, у нас не осталось больше пустых страниц. Мы собрали все русские народные сказки. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Наше путешествие по сказочной стране закончилось, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы с вами закроем глаза, я скажу волшебные слова (дети закрывают глаза). Б. Р. говорит: «Раз, два, три в детский сад вернулись мы». Ну а мне пора прощаться с вами. Б. Р. : Вы ребята просто чудо Никогда вас не забуду Отличились вы на славу И за это вам награда. (Б. Р. дарит сказочное лото). Но это ещё не всё, ещё я хочу подарить вам эту книгу со сказками. Берегите её и сказки всегда будут с вами. В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят вам тепло Пусть Добро навеки Побеждает зло. До свидания, ребята. До новой встречи. Бабушка Рассказушка уходит. Занятие закончено.
к книге. Развивать речь, активизировать словарный запас. Развивать творчество, фантазию, воображение. Учить детей закрашивать предметы, не выходя за линии, собирать пазлы. Пробудить чувство сострадания к окружающим. Доставить удовольствие от участия в процессе через художественное творчество и дидактические игры. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок : «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса» «Маша и медведь», «Жихарка». Рассказывание сказок : «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Пых», «Снегурочка», «Лиса и заяц». Участие в театрализованной деятельности: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Материал к занятию : Дидактические игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку по таблице», «Расскажи сказку по серии картинок». Иллюстрации к русским народным сказкам. Раскраска «Сказки». Куклы- героев сказок к театрализации. Иллюстрации к сказке «Пых». Пустая книга «Русские народные сказки». Клубок ниток; загадки к русским народным сказкам; мнемотаблицы; карандаши. Музыка «В гости к сказке», Чайковский «Осень».
Ход занятия : Играет музыка «В гостях у сказки» дети заходят в сопровождении воспитателя. Вос-ль: Рано-рано поутру, Когда все крепко спали Прямо под моим окном Две синички щебетали. И они мне рассказали, Чтобы все ребята знали Что сегодня в гости к нам Спешит сама Бабушка Бабушка-Рассказушка. Б. Р. : Слышу, слышу про меня Разговор ведёте, Здравствуйте детишки! Здравствуйте гости дорогие! Как давно мы не видались Вот и осень скоро закончится, Наступит зима И теперь я собралась В гости к вам прийти сама. Игра «Давайте познакомимся». Б. Р. : Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать. (Дети стоят в кругу, Баб. Рассказ. передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Рассказушке.) Вот мы с вами и познакомились. (Б. Р. кладёт клубок под ёлочку). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных сказках. Богат русский народ своими сказками. Мы говорим «русские народные сказки», а кто их сочиняет, как вы думаете? Дети: Люди, народ. Б. Р. : Правильно. А вы любите сказки? Дети: Да. Б. Р. : Если сказка в дверь стучится Ты скорей её впусти, Потому что сказка- птица Чуть спугнёшь и не найти. (Обращает внимание на книгу, лежащую на полу). Посмотрите, книга лежит на полу. Да это же русские народные сказки. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Дети: На книжной полке. Б. Р. : Мы сейчас её прочитаем и поставим на полку. Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же страницы? Ой, наверное сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо: «Сказка- это чудеса и волшебная страна В сказках много приключений, много сказочных свершений. Но, чтоб сказки вам найти, нужно многое пройти: сложные задания, забавные свидания Эй,ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь! И подпись: Ваши сказки». Б. Р. : Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: Да. Б. Р. : Ребята, а какие сказки, мы пойдём с вами искать? Дети: Русские народные. Б. Р. : Люди сочиняют сказки, чтобы рассказать их своим детям. О чём в них говорится? Дети: О счастье, доброте, дружбе. Б. Р. : Сказки осуждают жадность, зависть и трусость. Ну что, отправляемся в сказочную страну за сказками. Но чтобы туда попасть, нам нужен волшебный предмет, который указывал бы нам путь дорогу. Что это, кто знает? Дети: Волшебный клубок. Б. Р. : Правильно. У меня есть такой клубок. Мне его подарила одна знакомая волшебница. Ой, ребята, посмотрите клубок то размотан. Никак мышка-норушка поигралась. Что же делать? Как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю способ- заново намотать клубок при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовём, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Игра «Назови сказки». (Дети называют сказки Б. Р. наматывает клубок). Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому что вы знаете много сказок. А сейчас, закройте глазки. Потому что мы с вами отправляемся в чудо- сказку. (Звучит музыка).Вот мы и оказались в сказочном лесу. Давайте посмотрим куда же приведёт нас клубочек. (Дети с Б. Р. произносят волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги». Клубочек покатился к ёлочке Б. Р. вместе с детьми находят страницу из книги, но взять не могут). Б. Р. : Посмотрите-ка ребята, здесь какой-то конверт лежит. (за ё лочкой спрятан конверт с первым заданием и мягкие игрушки для театрализованной деятельности: Заяц, лиса, волк, мышка, медведь, лягушка). Б. Р. (читает)»Сказку возьмёте лишь тогда, когда выполните это задание». Задание 1 Б. Р. : Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки. (Ребёнку, который первый отгадывает загадку, надевают на руку мягкую игрушку из театра). 1 Прыгун трусишка Хвост коротышка Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки Одежда в два цвета На зиму и на лето. (Заяц). 2 Хвост пушистый Мех золотистый, В лесу живёт В деревне кур крадёт. (Лиса). 3 Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это… (Волк). 4 Маленький рост, Длинный хвост Серенькая шубка Остренькие зубки. (Мышка). 5 Кто большой и косолапый Мёд достал из бочки лапой. Скушал сладость и реветь А зовут его? (Медведь). 6 На болоте проживает, Ловит мух и комаров. Только «ква» она и знает Кто назвать её готов? (Лягушка). Ребята, посмотрите, мы с вами отгадали животных. Все они герои одной всеми любимой сказки. Давайте подумаем, что же это за сказка. А помогут нам в этом наши мнемотаблицы. В какой сказке встречается медведь, мышка, волк, лиса, заяц? Дети: Теремок. (показывают на таблицу). Б. Р. : Правильно. А теперь посмотрите на таблицы и скажите, в каких ещё сказках встречаются волк, лиса, заяц, медведь, мышка? (Дети с игрушками на руках подходят и отвечают). Правильно. Молодцы. С первым заданием вы справились. (дети подходят и берут сказочную страницу). Из какой сказки эта страница? Дети: Теремок. Б. Р. : Давайте вернём эту сказку в книгу. (крепит страницу в книгу). Ну что, одну сказку мы с вами нашли, отправляемся дальше в путь. Но сначала давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги». (клубочек катится под ёлочку Б. Р. находит конверт со следующим заданием. Задание 2
Дидактическая игра: «Расскажи сказку по серии картинок». (Дети рассказывают сказку «Пых» и находят следующую страницу). Б. Р. : Ребята, давайте вернём её в нашу книгу. (крепит страницу в книгу). Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились, отправляемся дальше в наше путешествие. Говорим волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги». (звучит музыка, дети идут за клубочком, клубочек катится к столам, где на них лежат раскраски: яичко и колобок). Задание 3 Б. Р. : Ребята, посмотрите, куда привёл нас клубок. Что это такое лежит на столах, как вы думаете? Дети: Раскраски. Яйцо и колобок. Б. Р. : Они не случайно здесь появились. Чтобы найти сказки, нужно раскрасить яичко и колобка не выходя за линии, аккуратно. Это и будет следующее наше задание. Каким цветом будем раскрашивать? Дети: Яйцо-желтым, колобок- желтым, оранжевым. Б. Р. : Садимся за столы и приступаем к работе. (дети садятся, звучит спокойная музыка). После окончания работы Б. Р. хвалит детей. Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А скажите мне, в каких сказках мы читали про яичко и колобка? Дети: «Колобок», «Курочка Ряба». Б. Р. : Сейчас, мы сможем взять странички и поместить в нашу книгу. Ну что ребята, устали сидеть за столами, прежде чем продолжить путь я предлагаю вам «размяться» и сделать зарядку, а клубок наш пусть отдохнёт. Задание 4 Физминутка «Сказки» Жили Котик (пальцы растопырили) С Петушком (руками изобразили крылья) У лесной опушки, Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком») Подкралась к избушке. (сделали руками крышу) Утащила Петушка За высоки горы (потянулись на носочках) Утащила Петушка В свою лисью нору. (присели, спрятали голову) Вот её мы посадили (наклониться) И водой её полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь её потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки, здоровые и крепкие (показать «силу») Мы славная семья козлят (показать на себя) Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (показывают «рожки») Б. Р. : Ребята, а вы заметили, что физминутку мы делали по сказкам. А какие сказки здесь присутствовали? Дети: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Волк и семеро козлят». Б. Р. : Давайте мы с вами поищем страницы этих сказок и вернём их в книгу. (дети находят страницы и Б. Р. крепит их в книгу. Молодцы ребята, мы с вами выполнили ещё одно задание, а теперь продолжаем наше путешествие. (Б. Р. достаёт клубок) Скажем волшебные слова: «Раз, два, три нам клубочек помоги и дорогу покажи». (Клубок катится дети идут за ним, и за грибом находят ещё один конверт с заданием). «Соберите пазлы и найдёте оставшиеся страницы книги». Задание 5 Дидактическая игра «Собери сказку» Дети подходят к столам и собирают пазлы из сказок. Б. Р. : Молодцы ребята, с последним заданием вы справились. Посмотрите внимательно. Какие сказки вы собрали? (Б. Р. подходит по очереди к каждому столу и спрашивает). Дети называют собранные сказки : «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и Лиса», «Три медведя», «Снегурочка». «Жихарка», «Лиса и заяц», находят страницы и Б. Р. вкладывает их в книгу. Б. Р. : Посмотрите ребята, у нас не осталось больше пустых страниц. Мы собрали все русские народные сказки. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Наше путешествие по сказочной стране закончилось, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы с вами закроем глаза, я скажу волшебные слова (дети закрывают глаза). Б. Р. говорит: «Раз, два, три в детский сад вернулись мы». Ну а мне пора прощаться с вами. Б. Р. : Вы ребята просто чудо Никогда вас не забуду Отличились вы на славу И за это вам награда. (Б. Р. дарит сказочное лото). Но это ещё не всё, ещё я хочу подарить вам эту книгу со сказками. Берегите её и сказки всегда будут с вами. В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят вам тепло Пусть Добро навеки Побеждает зло. До свидания, ребята. До новой встречи. Бабушка Рассказушка уходит. Занятие закончено.