Ольга Алексеева
Открытое занятие в подготовительной группе «Инновационная опытно-экспериментальная деятельность»
«Инновационная, опытно – экспериментальная деятельность"
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
развитие речи,
физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением.
1. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Инновационная опытно-экспериментальная деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
3. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
4. Способствовать развитию любознательности.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава
Оборудование: Сосуды с водой, красна краска, сода, моющее средство, одноразовые тарелки, стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты (для детей и воспитателя, воздушный шарик).
Техническое оборудование: ноутбук, презентация
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.
Словестные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.
Ход образовательной деятельности.
I Вводная часть.
Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки (руками взяться за голову,
Будут думать много,ловко (раскачивают головой вправо,влево).
Ушки будут слушать (руками взяться за ушки,
Ротик чётко говорить (чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать (хлопки руками,
Ножки будут топать (ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг,другу улыбаемся (дети улыбаются друг,другу)
Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо от детей из детского сада «Солнышко». Послушайте, что пишут дети:
«Дорогие ребята! Нам загадали загадку, помогите нам ее отгадать, отгадав ее вы познакомитесь с удивительным явлением природы (вулкан). А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку». И знаете ли вы это природное явление.
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
(Вулкан.)
- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Ребята, а вы знаете, что такое — вулкан?
(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
(показывает картинки)
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно!
Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране нашего ноутбука.
Презентация : "Вулканы".
- Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.
-А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан.
-А какой формы все вулканы? Как она называется? (Конус.)
- Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (Воронка).
-Вершина, из которой извергается вулкан, называется - кратер.
- давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется (как) - лавой.
-Вот сколько новых слов вы узнали на занятии. (каих) –вулкан, кратер, воронка, лава, конус.
Физминутка.
Раз. Два. Три. Четыре, пять
Поработали на пять.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Мы попрыгаем немножко
потрясем ладошки тоже
повращаем головой
усталость всю сняло рукой
- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?
Тогда давайте пройдем в нашу лабораторию.
Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов.
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
А, теперь давайте оденем свами специальную одежду для работы в лаборатории.
- Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять.
-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.
Какую, например? (воду)
-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
-Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
Опыт № 1 «Извержение вулкана».
Для опыта нам понадобится : пищевая сода - это порошок белого цвета, лимонная кислота, краситель красного цвета, и конечно же сам макет вулкана, палочки для размешивания.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стакан с водой и с него выливаем красную воду, возьмем ложку и с помощью нее в «жерло» вулкана насыпаем соду, в эту смесь добавляем лимонной кислоты и все перемешиваем (палочкой).
И посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается.
- Скажите, что сейчас произошло?
- А почему так получилось?
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (сода) с кислотой. Соединенные вещества вступили в реакцию.
- Вам понравился наш опыт?
вот и наше путешествие в лабораторию подошло к концу.
II Рефлексия
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, мы познакомились с новым природным явлением о котором говорилось в письме? (каким) вот и наше путешествие в лабораторию подошло к концу.
С какими понятиями мы сегодня познакомились?
( познакомились с понятиями: вулкан, спящий вулкан, действующий вулкан, воронка, кратер, лава)
Что мы сегодня делали? (проводили опыты : извержение вулкана) Что вам понравилось?
А что запомнилось больше всего?
А хотели бы вы стать настоящими учёными?
Воспитатель: Ребята! Я Желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.