Нателла Шитова
Открытое занятие «Скрытый смысл пословицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ДЮЙМОВОЧКА»
«СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами.
• Учить осмысливать значение пословиц. Раскрывать иносказательный смысл пословицы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
• Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
• Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления. Предварительная работа:Чтение сказок «В умной беседе-ума набраться. а в глупой свой потерять»-«Мудрая дева» р. н. с. «Умный и без денег богат»-«Честный мальчик» корейская с., «Как аукнется так и откликнется», «Сказка о глупости» И. Франко Рисование на тему «В мире русских народных пословиц».Свободное рисование «Как я понимаю половицу»Д\и «Собери пословицу». Решение проблемной ситуации в сказке «Два жадных медвежонка». Используемая литература :.Большой сборник пословиц с объяснениями. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей».О. А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством» Демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц»,-схема с зашифрованной таблицей. Физ. мин. на мультимедийке. Парные картинки по пословицам.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Без пословиц не проживешь - точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Сегодня мы поговорим с вами о пословицах, об их крытом смысле. У народа для всякого случая есть пословица - короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.
Чему нас учат пословицы?
Дети:
- Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
Воспитатель:
- Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и…
Дети: Лжи.
Воспитатель:
- О труде и…
Дети: Лени.
Воспитатель:
- О войне и…
Дети: Мире.
Воспитатель:
- О счастье и…
Дети: Горе.
Воспитатель:
- О родителях и…
Дети: Детях.
Воспитатель:
- Вы уже знаете много разных пословиц. Картинки помогут вам вспомнить некоторые из них. Д\ и «Найди пару»
Дети по очереди берут картинки с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице, называют ее и объясняют смысл.
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Объясни значение этой пословицы.
(Значение –Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешся успеха)
• Яблоко от яблони недалеко падает.
(Значение –Ребенок похож на родных. он испытывает те же чувства что и его родители. Он похож лицом и характером. дети своим поведением и поступками похожи на родителей.
Как ты ее понимаешь?
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
В каком случае так говорят?
(Значение - если хочешь достичь чего-нибудь приятного. надо для этого упорно работать любишь отдыхать люби и трудиться.)
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Про кого так говорят? Хорошо иметь много друзей. друзья дороже богатств. денег. Друзья помогают выручают в беде.
• Ученье свет, а не ученье тьма.
В каком случае так говорят?
(Пословица, призывающая учиться).
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
(Русская пословица о том, что во всем нужно усердие.)
• Семь раз отмерь, один раз отрежь
(Прежде чем что-то сделать, принять решение, нужно основательно подумать и сделать правильный выбор.)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно!
- А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется «Закончи пословицу». Я буду говорить начало, а вы должны досказать пословицу до конца.
- Что с воза упало, то. (пропало)
- Век живи,. (век учись)
- Один в поле. (не воин)
- Не зная броду,. (не лезь в воду)
- Дело мастера. (боится)
- Когда я ем,. (я глух и нем)
- Утро вечера. (мудренее)
Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?
Если дети затрудняются, педагог дает пояснительный рассказ.
— Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
— Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь. ФИЗ. МИНУТКА (на экране). Инсценировка стихотворение-шутка «Ссора друзей»А другие дети пробуют догадаться и подобрать подходящую пословицу,объясняя свой выбор. Даня- Кто кого обидел первым?
Ваня-Ты меня!
Даня-Нет, ты меня!
Ваня-Кто кого ударил первый?
Даня-Ты меня!
Ваня-Нет,ты меня!
Даня-Мы же раньше так дружили?
Ваня-Я дружил!
Даня-И я дружил!
Ваня-Что же мы не поделили?
Даня –Я забыл!
Ваня-И я забыл!
Примерные пословицы :Когда у друзей лад,каждый этому рад!—Нет друга ищи, а нашел-береги---Вместе тесно,а врозь скучно---В трудную минуту-друг всегда рядом!Человек без друзей,что дерево без корней!
«Изображаем пословицу» (дети по желанию)
1 Без труда- не вынешь рыбку из пруда!
2 Нет друга- ищи,а нашел береги!
3 Трусливому зайке,и пенек волк!
4 Скучен день до вечера,коли делать нечего!
Дружба в делах помощница-правда дети.
На экране появляется таблица: «Собери осеннюю пословицу»
Вот и подошло к концу наше занятие,что мы узнали сегодня на нем?
Что живут в нашей речи пословицы,что они делают?-Они советуют,поучают,наставляют,предупреждают.
В пословицах выражен характер народа,его ум,наблюдение за жизнью.