Ибрагимова Хеди
Открытое занятие психолога «Путешествие в страну чувств и эмоций». Самоанализ
Открытое занятие на тему : «Путешествие в страну чувств и эмоций»
Цели: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
Умение понимать эмоциональные состояния других.
Задачи:
• Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
Публикация «Открытое занятие психолога „Путешествие в страну чувств и эмоций“, Самоанализ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Самоанализ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• Способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы.
• Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции - чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, портреты детей, выражающие разные чувства, кружки разного цвета, зубная паста, влажные салфетки, «радуга», аудиозапись «Веселый ручеек», «Путешествие», «Грустная», столик, конверт с письмом от царя.
Предварительная работа:
- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью цвета).
Описание: Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.
Ход занятия:
Психолог : - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
( традиционное приветствие: Подарить улыбку друг другу)
Психолог : - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (конверт). А что в нем? (письмо)
«Дорогие дети, Я - царь Еремей страны Чувств и Эмоций имею честь пригласить вас на празднование ежегодного бала в честь дня рождения царевны Несмеяны. А для того чтобы вы быстро добрались до нашего царства, я посылаю вам в помощь символ своего государства «Радугу»
С уважением, царь Еремей».
Психолог : - Ребята предлагаю вам дружно взяться за концы этой разноцветной радуги и отправиться в путешествие. Ну что же, ребята, к путешествию мы готовы.
(дети берутся за концы «радуги» и под музыку идут по кругу).
Психолог : - Вот мы и прибыли в царство чувств и эмоций! Послушайте, о чем я хочу вам рассказать…
«Жил был царь Еремей. Управлял он великой страной под названием «Царство Чувств и Эмоций». Жили в этом большом царстве разные чувства. - Давайте посмотрим («дерево эмоций», проговариваем какие чувства : радость, грусть, злость, обида, удивление).
У царя была единственная любимая дочь по имени Софья. Софья была все время грустной, печальной, обиженной и поэтому все жители царства забыли ее настоящее имя и стали ее называть Несмеяной. Что только ни делал царь, чтобы развеселить дочь: приглашал царевичей, заморских принцев, никто из них не смог подарить радость царевне.
(Звучит грустная музыка из-под радуги появляется грустная царевна, которая после приветствия начинает громко плакать, собирая слезы в ведерко).
Царевна:
Отчего то грустно мне
Не могу понять…
Грусть-тоска мне не дает
К радости прийти….
Вот и плачу целый день
День-деньской рыдаю.
Помогите же вы мне
Победить тоску.
Психолог : Ребята поможем развеселиться царевне Несмеяне? Давайте с помощью мимики, нашего выражения лица по приветствуем ее без слов, мысленно сказав (Я рад (а) тебя видеть).
А сейчас поможем ей успокоится и познакомим ее с ручейком радости. Психогимнастика «Ручеек радости».
Давайте подышим. Вдох через нос, выдох медленный через рот. И так вдох… выдох… Закрываем глаза и слушаем. (Под музыку ручейка).
Дети садятся на ковер, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленький и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.
Царевна: Я больше не плачу и мне «весело» (с грустным выражением лица).
Психолог : Ребята посмотрите на Несмеяну. Как вы думаете ей действительно весело? А как вы определили, что ей грустно?
- Покажите ребята нашей Несмеяне грусть. (Дети показывают мимикой, пантомимикой состояние грусти).
Царевна: Ребята мне на самом деле становится легче и мне хочется улыбаться, но грусть меня не отпускает надолго…
Психолог : Мы тебе поможем, когда поймем, как выглядит грусть и радость.
- Ребята скажите каким цветом можно изобразить грусть? (серым, черным, коричневым).
- А каким цветом можно изобразить радость? (желтый, оранжевый, голубой).
- Предлагаю вам сейчас изобразить радость на кружочках.
(с помощью зубной пасты рисуем радость на кружочках, затем наклеиваем кружки на ватман, формируя радугу).
- Ребята, вам нравится коллаж? Что здесь мы все изобразили?
- Хочу напомнить вам что мы сюда прибыли по приглашению царя Еремея на день рождение царевны. А что нужно делать на день рождение для именинницы? (подарок) Давайте подарим ей радость – коллаж с радостью – это будет замечательный подарок!
Рефлексия, прощание.
- Позволь спросить тебя царевна поняла ли ты что такое радость? Ты теперь будешь чаще пребывать в радостном настроении?
Царевна заходит под радугу и выходит оттуда преображенная, радостная:
- Ребята мне очень стало весело и радостно, спасибо вам! А вам понравилось со мной дружить? (Царевна раздает подарки детям)
Прощаемся и отправляемся в обратный путь с помощью радуги и под музыку. Вернувшись проводим рефлексию.
Психолог : Предлагаю вам по очереди зайти под радугу, а оттуда выйти с тем настроением которое сегодня вам больше всего понравилось.
- До свидания, до скорых встреч в стране Чувств и Эмоций!
Самоанализ открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну чувств».
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие проводилось с детьми коррекционной группы.
На занятии присутствовало 7 детей: 3 девочки и 4 мальчика.
Цель: Цели: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
— Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;
Развивающие:
— развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям;
Воспитательные:
— воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения,
— формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.
При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами и какого их значение в жизни человека.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.
В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Приветствие улыбкой», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой.
Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – письмо от Короля.
В качестве продуктивной деятельности детям было предложено задание «Рисование эмоций», где дети рисовали эмоции с помощью зубной пасты. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц окружающих. С заданием дети справились хорошо.
Итак, король освобожден и в честь этого дети устроили салют – это развивает сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.
В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, как помогли дочери короля Несмеяне. В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал «Ты и я – друзья!», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
Педагог-психолог : Ибрагимова Х. Р.