Юдина Олеся
Открытое занятие по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».
Цель: Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспери-ментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную дея-тельность;
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
- показать фокусы с водой.
2. Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность;
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- формировать умение анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ре-сурсу.
Оборудование: Стаканы с водой, ложечки, ёмкости разной формы, краски,
сахар, растительное масло. Показ презентации на интерактивной доске – водоемы, использование воды.
Ход работы.
Мы сегодня станем,дети, в полукруг.
И с улыбкой, радостью, посмотрим мы вокруг.
Гости к нам пришли с утра!
Поздороваться пора!
С добрым утром! С новым днём!
Мы всегда вас в гости ждём.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
Если дети не отгадали с первого раза, ещё одна загадка:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в кране у нас журчит. (Вода)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: У нас сегодня с вами денёк-то непростой,
Сегодня мы, ребята, знакомимся с водой
Вы, конечно, скажете : «Всё про воду знаем!»
Но будет много нового,вам я обещаю!
Воспитатель: Для начала давайте вспомним, что вы знаете о воде.
(плакат на магнитной доске «где встречается во-да»)
Воспитатель: Где в природе встречается вода?
Дети: в реках, озёрах, морях, океанах, родниках.
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус, каким цветом обозначена вода? Дети :Синим
Воспитатель: сколько на Земле воды?
Дети: Много
Воспитатель: а её больше, чем суши?
Дети:Да.
Воспитатель:Что вы можете сказать о роли воды для всего живого.
Дети: без воды никто не сможет прожить, она нужна всем живым существам.
Воспитатель:А теперь вспомним и поговорим о свойствах воды.
Подходите к нашему экрану. (слайд таблица)
Посмотрите на табличку, давайте её заполним вместе.
1 Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
Воспитатель:Какого цвета вода?
Ответ детей: вода бесцветная.
Вывод: вода прозрачная жидкость. Ставим знак «-» в нашей таблице, напротив рисунка, символизирующего цвет. (у воды нет цвета.)
2 У воды нет запаха.
Воспитатель: имеет ли вода запах?
Ответ детей: нет.
Вывод: Вода не имеет запаха. Ставим знак «-» в нашей таблице, напротив рисунка, символизирующего запах (у воды нет запаха).
3. Своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: Есть ли у воды вкус
Дети: нет
Вывод: у воды нет своего вкуса. Ставим знак «-» в нашей таблице, напротив рисунка, символизирующего вкус (у воды нет запаха).
4. Вода текучая
Воспитатель: Что будет, если мы откроем кран с водой?
Дети: вода потечёт.
Вывод:Вода текучая
Подведё м итог :Какие свойства есть у воды? (спросить 1 ребёнка и он, опираясь, на таблицу расскажет о свойствах воды).
(слайд с изображением свойств воды)
Опытно-исследовательская деятельность.
1. Опыт. Какой формы вода?
Воспитатель: - Ребята, а какую форму имеет вода? Вот у меня в руке два предмета, какую форму они имеют?
Дети: шар и куб
Воспитатель: А какую форму имеет вода?
Дети: не знаем?
Воспитатель:Хотите узнать?
Дети: да
Воспитатель:Тогда нам нужно пройти в лабораторию, для эксперимента,но для начала мы должны вспомнить правила поведения в ла-боратории.
(слайд «правила поведения в лаборатории»)
Повторяем правила при проведении эксперимента.
Дети называют правила:
Нельзя ничего трогать без разрешения воспитателя!
Нельзя шуметь!
Нельзя вставать со своего места и ходить по лаборатории!
Надо быть очень аккуратным и внимательным!
Давайте узнаем какую форму имеет вода.
Для этого возьмем стаканчики с водой и перельем воду в любой пу-стой сосуд. (узкую баночку, широкую баночку, колбочку, стакан другой формы)
Воспитатель: Какой формы становится вода? Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит?
Дети: вода принимает форму того сосуда, в который её переливают.
Итак,вода формы не имеет.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму то-го сосуда, в котором находится.
2. опыт. Вода растворитель.
Воспитатель: Можно ли в воде растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите?
Ответы детей. Соль,сахар.
Воспитатель:Давайте теперь проверим на опытах, какие вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде? Что мы с вами уже растворяли в воде? Помните?
Дети:соль
Воспитатель: Давайте теперь попробуем растворить сахар. Возьмите немного сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось?
Дети: сахара не видно.
Вывод:Сахар растворяется в воде.
Воспитатель:А песок растворяется в воде?
Дети:нет
Воспитатель:Давайте проверим. добавьте в воду песка, размешайте,что у нас получилось.
Дети:песок не растворился.
Вывод:песок в воде не растворяется.
Воспитатель:А теперь растворим в воде краску. Возьмите кисточки, немного краски и растворите в воде. Что произошло?
Дети: краска растворилась и окрасила воду.
Воспитатель:а как вы думаете, ребята, растворяется ли в воде масло?
Дети: да, нет!
Воспитатель: проверим и это. Добавьте ложечкой в стакан с водой масло. Что произошло?
Дети: масло плавает сверху.
Вывод:масло не растворятся в воде
А что будет, если положить другие предметы в воду, что растворится, а что нет.
Ответы детей.
Ну что, вы устали? Всё-таки работа в лаборатории -это нелёгкий труд. Давайте немного отдохнём. Выходите на зарядку.
Физкультминутка
«Очень всем нужна вода» (выполнений движений согласно тексту)
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два. Звери из ручья попили, Влево, вправо поклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дождик вдруг полил с утра, Заниматься нам пора.
Воспитатель:
Ну что, ребята, отдохнули, присаживайтесь на свои места. Продолжим.
Ребята, а ещё вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях. Каких, ребята?
Дети: жидкое, твёрдое.
Воспитатель: А ещё? Сейчас я вам покажу подсказку.
(слайд «Три состояния воды»)
Дети: жидкая вода, лёд, пар.
Воспитатель: А где мы можем увидеть в природе воду в этих состояниях?
Дети: снег, лёд на реке, вода в море (ещё)
Воспитатель:А пар мы можем увидеть в природе? Что это за явление?
Дети:Туман (Правильно, молодцы)
Воспитатель: то есть, можно сказать, что вода переходит из одного со-стояния в другое?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как называется такое превращение воды, её путешествие.
Ответы детей, если нет ответа – показать слайд -подсказку.
(слайд «круговорот воды в природе»).
А хотите увидеть это явление прямо сейчас, у нас в группе?
Воспитатель проводит эксперимент «Круговорот воды».
Заливаем горячую воду в стакан, закрываем крышкой. Но, чтобы увидеть результат нужно время, минут 10.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень меня порадовали своими знаниями, старанием. И я хочу тоже порадовать вас. Вы любите фокусы?
Дети:да!
Воспитатель: мне пришлось быстренько освоить профессию фокусника и выучить несколько фокусов специально для вас. Сейчас я вам их покажу.
1. Фокус с водой, свечой и стаканом.
Наливаем воду в тарелку, ставим туда же свечу, зажигаем, закрываем свечу сверху стаканом и вода затягивается в стакан.
2. Фокус с двумя стаканами (масло и вода)
В один стакан наливаем масло, в другой- наливаем подкрашенную воду и закрываем пластиковой картой, переворачиваем и ставим на стакан с мас-лом, чуть сдвигаем карту и масло перетекает из нижнего стакана наверх.
Попросить детей дать объяснение этому фокусу (на основании проведённых опытов).
А теперь вернёмся к нашему опыту «круговорот воды». Понаблюдаем, что произошло. Дети описывают увиденное.
Итог занятия.
Ребята, вам понравилось быть исследователями? Что нового вы сегодня узнали? А что больше всего вас удивило?
Всё-таки вода очень нам знакома и очень загадочна!
Нам пора заканчивать наши эксперименты. Но мы скоро вернёмся в нашу лабораторию и продолжим, согласны? А вы пока подумайте, с чем мы будем экспериментировать в следующий раз, о чём вы хотите узнать.