Екатерина Мигалева
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в средней группе «Какие разные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в средней группе
Тема: «Какие разные камни».
Цель: Познакомить детей со свойствами разных камней.
Задачи:
Образовательные: Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.
Развивающие: Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Публикация «Открытое занятие по экспериментальной деятельности в средней группе „Какие разные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: презентация, посылка с камнями.
• Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: чтение произведения «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней.
* Экспериментирование «Какие бывают камешки»
Оборудование:
Посылка с камнями, письмо, конфеты “Морские камушки», оборудование для проведения исследовательской деятельности, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, камни разной величины, одноразовая посуда, деревянный кубик. Компьютерная презентация «Камни».
Ход
Воспитатель приглашает детей в лабораторию, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся…
И друг другу улыбнёмся.
Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.
- Ребята! Что это?
Дети: посылка
А давайте прочитаем для кого эта посылка?
От кого?
(Открываем, достаём шкатулку и письмо)
Предлагаю детям присесть на коврик я прочитаю письмо
«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
Воспитатель. - Давайте рассмотрим камни в посылке.
Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, для чего нужны камни человеку?
Дети: - Они нужны для строительства домов, дорог.
Воспитатель:- Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.
- Что вы слышите? Расскажите свое представление.
Дети: - Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места на место, стучат друг о друга.
Воспитатель:
1. Кто-нибудь из вас был на море?
2. Какой берег там был: каменистый или покрытый песком?
3. Вы брали в руки камешки, рассматривали их?
Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни, и узнавать о них кое-что новое и интересное.
Воспитатель. Я предлагаю вам отправится в лабораторию и провести эксперименты (проговорить правила поведения при проведении экспериментов).
(На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка) .
Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите на салфетку.
1. Что помогло узнать, что это морские камешки?
2. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?
Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.
- Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.
Воспитатель. – А теперь предлагаю вам найти обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне.
Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.
- Постучите, камень о камень, что происходит?
Дети. Мы слышим звук.
- Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?
Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.
Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями? (Ответы детей)
Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.
Подвижная игра-эстафета «Обычные и морские камни»
Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все камешки не окажутся в своих коробочках.
Выигрывает команда быстрее и правильнее справившаяся с заданием.
Звучит музыка с быстрым темпом.
По окончании игры проверить точность выполненного задания.
Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться.
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка,
До небес макушка
Её ветер обдувает,
Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает, камешки теряет
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы!
Ребята! Подойдите к столу и встаньте вокруг него. Возьмите в руку камень и крепко сожмите его… Камень изменил форму?
Почему?
Как вы думаете, дерево тверже, чем камень? (ответы детей) Я возьму деревянный брусочек, молоток и гвоздь. Попробую в дерево вбить гвоздь. Получилось? (ответы детей)Теперь я попробую вбить гвоздь в камень. Я смогла забить в камень гвоздь. (ответы детей) Что произошло с гвоздем? (ответы детей) А что произошло с камнем? (ответы детей) А теперь предлагаю вам опустить камень в воду. Что произошло с камнем? (ответы детей) А теперь возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что с ним происходит? (ответы детей) Почему? (ответы детей) А почему деревянный брусочек плавает? (ответы детей) Обратите внимание на камень, который находится в воде. Какой он? (ответы детей) Правильно, он мокрый. Сравните его с камнем на салфетке. Чем они отличаются? (подвести детей к выводу, что они отличаются цветом, мокрый камень более темный, чем сухой. Правильно!
Итак, с помощью различных экспериментов мы многое узнали о свойствах камней.
Предлагаю вам присесть и поиграть в игру «Правильно - не правильно»!
1. Камень тонет в воде?
2. Камень прозрачный как стекло?
3. Камень легкий как пух?
4. Мокрый камень темнее, чем сухой?
5. Камень тянется в разные стороны как резинка?
6. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?
7. Из камня можно вылепить любую форму?
8. Камень может плавать в воде как дерево?
9. Камень рвется как бумага?
10. Мокрый камень становится мягким?
11. Все камни одинакового размера?
Воспитатель:- Хозяйка Медной горы приготовила ещё один сюрприз
Показ презентации «Коллекция камней».
Воспитатель: - Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет.
Итог:
Для чего нужны камни?
Где можно встретить, увидеть камни?
Какие бывают камни?
Рефлексия:
Вам понравился наш эксперимент?
А что больше всего вам понравилось?
А что интересного вы узнали?
Вам понравилась наша работа?
Вы активно работали?
(Дети отвечают). Молодцы! В нашей посылке есть особенные камушки. Конфеты «Морские камушки». Воспитатель угощает детей.