Любовь Рыбакова
Открытое занятие по экологии «Раз, два, мы — туристы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
с элементами театрализации в подготовительной группе.
Тема: «Раз, два, мы – туристы»
Цель: знакомить детей с видами леса и его обитателями, используя различные виды театрализованной деятельности.
Задачи:
обучающие:
Публикация «Открытое занятие по экологии „Раз, два, мы — туристы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
расширять знания детей о лесе, как доме для растений и животных и его обитателях, зимующих и перелетных птицах, закреплять знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, обогащать словарный запас детей: березняк, дубрава, ельник, бор, смешенный лес, хвойный лес и т. д. ,
развивающие:
развивать навыки театрализованной деятельности детей через знакомство с видами театра;
развивать коммуникативные качества, воображение, ролевое поведение,
воспитательные:
воспитывать любовь к природе родного края, желание проявлять о ней заботу, защищать её.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
"Художественно- эстетическое развитие"
"Социально-коммуникативное развитие"
Оборудование: мультимедийное оборудование, видеозапись с изображением видов леса, аудиозапись голосов птиц, шума леса.
Материал: карта, театр на палочках, игрушка филин, ростовая кукла Баба Яга, костюмы зайца, лисы, волка, ежа, Лесовичка, рюкзак, рогатка, набор карточек с изображением экологических знаков, картинки с изображением птиц.
Оформление зала: ёлочки, дерево, пеньки, искусственные лесные цветы, избушка Бабы Яги.
Предварительная работа: разучивание стихов, распределение ролей в экологической сказке, разучивание слов, обучение детей вождению кукол театра на палочках.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте взрослые!
Мы сегодня входим в лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки,
Разгадаем леса тайны!
Воспитатель: Дети, а вы хотите отправиться в лес, где ждет нас множество чудес? (Ответы детей.)
Воспитатель: У меня есть карта, по которой мы будем сверять наш маршрут путешествия (показывает карту детям).
Посмотрите ребята, первый пункт нашего следования – лесная опушка. Ну, что же, – в путь! Повторяйте за мной:
Раз, два, мы – туристы,
Мы – туристы – следопыты.
Мы шагаем и поём
Нам преграды нипочем. (Дети шагают)
Воспитатель: Мы на лесной опушке. Дети, послушайте сказку про маленького бельчонка. (На экране появляются изображения леса, берёзовой рощи, ельника, соснового бора, дубравы. Дети инсценируют сказку с помощью игрушек театра на палочках).
Воспитатель: В лесу, в дупле большого дерева, жил маленький бельчонок со своей мамой белкой. Однажды он услышал от соседки белки слово «лес» и спросил:
- Мама, а что такое «лес»?
- Лес – это деревья, - сказала мама,- берёзы, дубы, ели, сосны, липы…
- А что такое берёзы? А что такое дубы? – не унимался бельчонок.
- Я вижу,- сказала мама,- вырос ты. Пора тебе познакомиться с лесом, приготовься к большому прыжку.
И перескакивая с ветки на ветку, они оказались на большом участке леса, да таком светлом, нарядном, что бельчонок только и смог сказать: «Ах, как красиво вокруг!»
Перед ним стояли красивые, белоствольные, стройные деревья.
Воспитатель: Скажите, ребята, какое дерево увидел бельчонок? (Ответы детей).
А теперь, Ариша, прочитай нам стихотворение о берё зке:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Воспитатель: Белка рассказала бельчонку, что лес, в котором растут одни берёзки, называется березняк.
А вы, ребята, запомнили, как называется берёзовый лес? (Дети отвечают).
Затем белки поскакали к лесу, в котором растут одни ели.
Бельчонок: Мама, как называется лес, в котором растут одни ели?
Белка: Запомни, сынок, такой лес называется ельником. Он густой и наполнен полумраком.
Воспитатель: Ребята, а почему ельник такой тёмный? (Ответы детей). Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро.
Затем мама с бельчонком поскакали к участку леса, где росли сосны. Здесь они спустились на землю, усыпанную хвоей (так называю иголки ели и сосны). Бельчонок, посмотрев вверх, даже ахнул: «Да, у этих деревьев и верхушек не видать!» Воспитатель: В этой части леса было очень светло и радостно, солнечные лучи доставали здесь до самой земли. Почему? (Ответы детей).
Ребята, вы помните игру «У медведя во бору…»?. Так вот, сосновый лес называется бором. Запомнили?
Бельчонок с мамой полакомились семенами сосновой шишки и отправились к могучим лесным богатырям. Догадались, о каком дереве сейчас узнает бельчонок. («Дуб» - ответы детей.)
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть дерево дуба и описать его. Дети отмечают, что дуб большой, высокий, могучий, ветвистый, ствол толстый, коричневый, ветви большие, раскидистые, листья резные и т. д.)
Белка сказала бельчонку: Лес, в котором растет много дубов, называют красивым словом дубрава.
Воспитатель: Нравится оно вам, ребята? Запомнили? (Дети повторяют.) Бельчонок и мама устали от прогулки и решили вернуться в своё родное дупло. На обратном пути им встречались разные деревья, и мама белка рассказала бельчонку ещё много интересного о лесе.
Белка: Кусты и деревья, листочки на ветках –
Лиственный лес это, помни мой детка.
Дуб в нём, берёзы, липы, рябины,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва и хвоинки,
Рядом и ели растут и осинки,
Смешанным лес тот зовётся, друзья –
Здесь все деревья от «А» и до «Я».
/А. Кочергина/
Воспитатель: Бельчонок и его мама возвратились в своё уютное дупло. Бельчонок узнал много интересного о том, что такое лес и какие леса бывают.
Ответьте, пожалуйста, ребята, что такое смешанный лес? Хвойный лес? Что такое «лес» для бельчонка и его мамы? Что такое «лес» для человека?
(Дом, где они живут, встречают много друзей и врагов, питаются; как для нас дом, в котором мы живём вместе с родными. Для человека лес – друг и помощник.)
А теперь сверим по карте наш маршрут и идём дальше. Пункт назначения -
лесная полянка с цветами. (Дети повторяют за воспитателем слова речёвки.)
Раз, два, мы – туристы,
Мы – туристы – следопыты.
Мы шагаем и поём
Нам преграды нипочем. (Дети шагают)
Воспитатель: Присядем на лесной полянке, послушаем, как шумит лес.
(Звучит фонограмма шум леса.)
Экологическая сказка.
В зал входит хулиган Гришка
Гришка: Наконец-то я пришел, в лесу гулять так хорошо.
Веток наломаю, костер я разведу,
В птичек постреляю, потом поем, потом посплю.
(достает из рюкзака рогатку, банку, бутылку, ест, всё разбрасывает в разные стороны и ложится спать)
Зайка: Ой-ой-ой, скорей спасите, доктора мне позовите.
Наступил на что-то я, лапка бедная моя!
Кто-то здесь разбил стекло, в лапку врезалось оно.
Волк : Ах, как гадко, ах, как скверно.
Кто-то очень злой, наверно,
Здесь в лесочке побывал, всюду мусор разбросал.
Лиса: Слышу, кто-то там храпит, и под елкой крепко спит.
Может это дровосек?
Волк: Кто там?
Лиса: Это – Человек! (смотрят на Гришу)
Еж: Знаю этого мальчишку, я в лесу его встречал,
Он всегда здесь безобразит, это - Гриша, хулиган!
Заяц: Это он стекло разбил, это он здесь насорил,
Все цветочки оборвал, ветки все переломал.
Лиса: надо Гришу проучить, любить природу научить.
Еж: Медведя надо нам позвать,
Он знает Грише что сказать!
(Звери уходят, Гриша просыпается)
Звучит фонограмма пения птиц.
Гриша: Эй, чирикать прекращайте,
Спать не мешайте
Возьму рогатку – вот тогда
Разлетитесь кто куда. (Стреляет из рогатки)/.
Входят медведь и звери.
Медведь: Кто в моем лесу шалит?
Птицам петь кто не велит?
Звери: Вот этот мальчишка, зовут его Гришка.
Медведь: Ну-ка, Гришка, мне скажи, где живешь ты?
Гришка: Дом номер 5, квартира 3
Там живет моя семья….
Медведь: А в доме чисто у тебя?
Гришка: Конечно, в доме чистота, в квартире нашей – красота!
Все вместе с мамой убираем, посуду моем, подметаем.
Цветы у нас везде растут, порядок в доме и уют.
Медведь: Так и лес наш - тоже дом, И в этом доме мы живем,
А ты пришел, здесь набросал…
И лес, как будто, свалка стал.
Волк: Как в этом мусоре нам жить?
Нельзя природу так губить.
Медведь: Запомнить надо всем навек
Звери: За все в ответе ЧЕЛОВЕК,
Гришка: Понял, понял я, друзья.
Природу обежать нельзя,
Коль ее беречь не будем, сами мы себя погубим.
Лиса: Вот и славно. А сейчас нам надо быстро лес от мусора очистить
(Все собирают мусор, звери уходят.)
Воспитатель зовет Гришу идти вместе с детьми, чтобы научить его правилам поведения в лесу.
Воспитатель и дети сверяют по карте маршрут.
Следующий пункт назначения – поляна с пеньками.
- Раз, два, мы – туристы,
Мы туристы, следопыты,
Мы шагаем и поем,
Нам преграды нипочем. (дети шагают).
Лесовичок (ребёнок) : А ну, стой! Почему без моего разрешения в лес пришли? Я старик – лесовик, хозяин здешнего леса, повелитель всех зверей и птиц. А вы кто такие?
Воспитатель: Мы туристы, пришли в лес отдохнуть, поиграть, много нового узнать.
Лесовичок: Знаю я, как вы гуляете – отдыхаете! Цветы топчете, деревья ломаете, костры разводите, птиц пугаете.
Воспитатель: Нет, нет! Что ты? Наши ребята знают правила поведения в лесу.
Лесовичок: Ой, ли? Сейчас я проверю ваши знания. У меня есть знаки, обозначающие правила поведения в лесу. Сможете их объяснить, пропущу дальше.
(Дети объясняют значение экологических знаков)
Лесовичок: Вижу, вы хорошо подготовились к походу, ну что же, проходите. Воспитатель вместе с детьми еще раз сверяет по карте маршрут, впереди их ждёт избушка Бабы Яги.
Проводится сказочная физкультминутка.
В тёмном лесу есть избушка (дети шагают).
Стоит задом наперёд (дети поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем).
Бабушка Яга живёт (грозят пальцем другой руки).
Нос крючком (показывают пальчиком).
Глаза большие (показывают,
словно угольки горят (покачивают головой).
Ух, сердитая какая!
(топают ногами - сердитое выражение лица)
Дыбом волосы стоят (руки вверх - пальцы разжаты)
А вот и она - наша красавица.
Воспитатель изображает Бабу Ягу (ростовая кукла).
Баба Яга: Ой, касатики! Как хорошо. Что вы ко мне забрели. Вы - то мне и нужны. Надысь Леший подарил мне на аменины компьютер, ну это штука такая умная, чтоб я кругозор свой расширяла, много нового узнавала и знания свои проверяла. Сейчас я и ваши знания проверю.
Дидактическая игра «Что будет, если?»
Баба Яга: На нашей планете существует живая и неживая природа. Например: вода, растения, птицы, животные, насекомые, человек. Представьте, что будет, если из этой цепи я заберу воду? Как это отразится на растениях, животных птицах, насекомых, людях? (ответы детей)
Баба Яга: Воду оставляем. Что будет, если я заберу растения? (нечем дышать.)
Баба Яга: Что будет, если я заберу насекомых? (не будет птиц)
-Что будет, если я заберу птиц? (не будет животных)
-Если не будет человека?
Дети: не будут вырубать деревья, не будут травить насекомых, не будут убивать животных, птицы будут спокойно жить в лесу.
Баба Яга: Так кто же из существ лишний? (Ответы детей.)
Дети:
Богатство лесов береги и храни
Тебе благодарными будут они!
Дерево, зверек, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете останемся одни!
Баба Яга: Молодцы, касатики, справились с заданием. А я пойду ещё в компьютере посижу! (Баба Яга уходит.)
Воспитатель: А нам, ребята, пора в путь.
(Разворачивают карту – сверяют маршрут, сосна, на ней сидят птицы).
Дети читают речё вку:
Раз, два, мы – туристы.
Мы – туристы – следопыты.
Мы шагаем и поём
Нам преграды нипочем. (Дети шагают)
Воспитатель: Ребята, вы устали? (ответ детей) Давайте присядем на
лужайке, отдохнем. (Вдруг слышится голос филина.)
- Ой, ребята, чей это голос?
(Воспитатель уходит, приносит игрушку - филина.)
Филин: Здравствуйте, ребята! Я мудрый филин. Скучно мне одному в лесной глуши. Может, вы поиграете со мной?
Дидактическая игра «Угадай, чей голос?»
Дети отгадывают птицу по голосу (аудиозапись, показывают её на картинке, называют, какая это птица, зимующая или перелетная.
Филин: Спасибо ребятки, порадовали старика. А теперь вам пора возвращаться домой. Ступайте за мной, я выведу вас из леса.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось быть туристами - следопытами? (Ответы детей.)
Сколько всего интересного мы узнали! А теперь мы с вами нарисуем, что же каждому из вас больше всего понравилось и запомнилось в лесу.
(Дети рисуют по памяти после занятия, а вечером устраивают выставку рисунков.)