Жилина Раиса Владимировна
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Биоценоз леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе по экологии :
«Биоценоз леса»
Воспитатель Жилина Р. В.
Г. Смоленск
Познавательное развитие.
Продолжать формировать представления у детей о лесе как сообществе взаимосвязанных растений и животных, приспособленных к совместному проживанию в различных природных условиях (наличие солнечного света, а также практически отсутствие его). Дать возможность детям на основе собственной творческой фантазии и деятельности постичь сложность понятия «биоценоз» леса. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Публикация «Открытое занятие по экологии в подготовительной группе „Биоценоз леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Социально-нравственное развитие.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, прививать экологическую культуру, грамотное поведение в природе.
Речевое развитие.
Обогатить словарь детей новыми словами, продолжать упражнять детей отвечать на поставленные вопросы распространенными предложениями. Работать над активностью речевых высказываний детей в течении занятия.
Художественно-эстетическое развитие.
Прививать умение замечать красоту в природе, а также отражать в продуктивной деятельности.
Эмоционально-целостное развитие.
Учить эмоционально реагировать на красоту природы, радоваться общению с ней, замечать что то необычное, восхищаться и любить.
Креативное развитие.
Вызвать желание наблюдать, замечать, развивать интерес к неизвестному и новому в природе.
Физическое развитие.
Продолжать учить детей бережно относится к своему здоровью. Дать понятие, что здоровье зависит от состояния окружающей среды. Учить детей соблюдать правила безопасного поведения в природе.
Демонстрационный материал.
- фланелеграф; нарисованные деревья с листьями, сухие деревья, старичок-лесовичок, кусты, трава, цветы, грибы, жаба, ящерица, заяц, лиса, белка, волк, насекомые, птицы.
* Для проведения занятия была использована музыка Вивальди «Времена года», сказка Ю. Дмитриева «Что такое лес?», стихотворение «Секреты лесовичка», загадки о лесе и его обитателях, психологический тест «Стань деревом», письмо от лесовичка, экологические знаки.
Ход образовательной деятельности.
Пальчиковая гимнастика.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы
Белочке в дупле на ели. на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие)
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и
Всем тепло, уютно в нем. кулачками поочередно)
- Ребята, каждое утро, как и сегодня, вы приходите в детский сад. Откуда?
- Да, правильно, из дома. Каждый человек себя чувствует наиболее спокойно, защищено, когда он находится дома. Сегодня я вам расскажу об одном удивительном доме, а вы слушайте внимательно - в конце рассказа скажете, о каком доме я вам рассказывала.
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? - подумал он. - Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось: вот-вот побежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человека с большой бородой - старичка- лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть обязательно лесовичок.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Тут одни только деревья.
Посмотрел он на картину и понял, что с ним старичок-лесовичок разговаривает.
- Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где же кусты, трава, цветы?
- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зеленой травы - множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес.
- Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок.
- Да, забыл, - согласился художник. - Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил не часто.
- Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно, - и художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, - сказал лесовичок, - что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, и на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
- Ну, теперь всё в порядке, - решил художник и, ещё раз полюбовавшись на картину, опять куда-то уехал.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля и деревья стояли совершенно без листьев, как зимой, даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошёл к картине. и вдруг отшатнулся. Всё на ней - и земля, и стволы, и ветви деревьев - было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины - казалось, вот-вот упадёт. И вид у него был грустный-прегрустный.
- Это ты виноват, - закричал художник, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
- Конечно, - сказал старичок-лесовичок, - конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
- Что же делать! - в отчаянии воскликнул художник. - Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
- Никогда, - сказал старичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил в землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветвях деревьев появились весёлые птицы.
Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он опять погиб.
- Но почему же теперь он может потонуть? Ведь здесь всё есть.
- Не всё, - сказал лесовичок. - Нарисуй жабу, ящерицу, зайца, лису, волка, белку.
- Нет! - решительно заявил художник.
- Нарисуй, - твёрдо сказал лесовичок.
И художник нарисовал жабу, ящерицу. Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг он услышал какие- то шорохи, попискиванье, фырканье.
-Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё : и деревья, и травы, и цветы, и животные. Это - лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать.
- Ребята, старичок-лесовичок ушел, но оставил вам письмо. А в нем вопросы, загадки, стихотворение, а также экологические знаки.
- О каком доме я вам рассказывала?
- Есть ли этажи у этого лесного дома?
- Какой этаж самый солнечный?
- Какие растения растут на этом этаже?
- Какой этаж самый тёмный?
- Какие растения растут на этом этаже?
- Что можно назвать «подвалом» данного дома?
- Что растёт в почве?
- Есть ли квартиры у леса?
- Кто живёт в самой солнечной квартире?
- Кто живёт в «подвале»?
Работа детей с экологическими знаками.
Психологический тест «Стань деревом»
Вы маленькие деревца, стоящие в широком поле. Сейчас конец зимы и ваши корни не гнутся, закоченели от холода в земле. Ваши ветки голы, прошлогодние листья слетели, а новые листочки сидят в плотно закрытых почках, надёжно укрывших их от стужи. Небо серое. Вокруг вас вьюжит, ветки заиндевели и качаются от ветра. И стволы подрагивают под его напором, (дети присели, руки опущены вниз, сжаты в кулачки, тихонько покачивают туловищем в разные стороны)
Наконец приходит весна! Земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветки и побеги хотят пить, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки. Вода течет по корню (дети медленно встают). Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, а затем в ветки и молодые побеги. По мере того как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки (пальцы разжимаются и руки, широко расставленные, поднимаются). Один за другим листочки разворачиваются и подставляют свои нежные пластинки неяркой голубизне весеннего неба.
Сейчас лето - время роста деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попадало как можно больше солнечного света. Вы чувствуете тепло, согревающее листочки. Вам нужна вода, поступающая от корней - пейте больше воды! Вам нужно больше солнечного света - берите его! (руки подняты вверх, повороты туловища в стороны, руки вверх, подняться на носочки, потянуться вверх)
Лето проходит, и вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни, ощутите гордую стать ствола, раскиньте ветви. Но уже наступает время осенних ветров и бесконечных дождей. Гнутся и клонятся на ветру ветки. По мере приближения холодов ваши листочки один за другим слетают с ветвей, оставляя туго закрытые почки (вновь сжать кулачки). Это уже новые почки, которые распустятся следующей весной! Жизнь опять вернётся!
Загадки от старичка - лесовичка
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Но зимние метели
В снега его одели
(дерево)
Под соснами, под ёлками
Бежит мешок с иголками.
(ёж)
Чёрный жилет,
Красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(дятел)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный.
(волк)
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик,
Под сосной
Стоит среди травы –
Уши больше головы
(заяц)
Маленький рост.
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
(мышь)
А вот какое стихотворение вам прислал старичок-лесовичок!
Старичок-лесовичок
Я старичок-лесовичок
В лесу своём не новичок,
Много знаю и могу,
Я природу берегу.
Я вам советую, друзья,
Любить природу, как и я,
Ведь если много будешь знать,
Сумеешь тайны разгадать.
- Ребята, нарисуйте зимний лес и пришлите мне, а я посмотрю, всех ли вы запомнили лесных жителей.
Рисование с детьми зимнего леса.
Итог: молодцы! Очень хорошо справились с поставленной работой. Лесовичку понравятся ваши рисунки.
Ребята, значит лес - это дом для растений и животных. В этом доме всё взаимосвязано. Поэтому бережно относитесь ко всему живому.