Лия Боева
Открытое занятие по экологии «В гостях у степных жителей» в средней группе
«Чудо-цветики»
Задачи: познакомить детей с особенностями природной зоны степи Тарханкута; с животными степи;
-развивать у детей любознательность, стремление узнать новое о природе родного края, прививать любовь к Родине;
-формировать нравственно-волевые качества, представление о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения. Показать причины исчезновения некоторых животных (ящерицы желтопузика);
-воспитывать бережное отношение к животным, любовь к родной природе. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости;
Публикация «Открытое занятие по экологии „В гостях у степных жителей“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-закрепить у детей представление о степи как о природной зоне; умение отгадывать загадки и формулировать свои ответы.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: степь, степные животные, а также: суслик, ящерица желтопузик, тушканчик.
Оборудование: электронная презентация «Степь», «Животные степи», музыкальное сопровождение; маски к игре: лисы, зайца, суслика, ежа; вырезанные из цветного картона цветы, записка с загадками, «запутанный» рисунок, плакат-коллаж.
Предварительная работа: беседы с детьми о степи, как природной зоне;
-чтение художественной литературы: Н. Сладков «Разговоры животных», «Что важнее?»;
-рассматривание иллюстраций, презентаций из Интернет-ресурсов на тему «Степные животные»;
-заучивание наизусть стихотворения «Мы пойдем сегодня в степь», пальчиковой игры «Наш тушканчик хочет спать», знакомство со стихотворением «Суслик в норке сладко спит».
.
Ход занятия:
Дети под сопровождение музыки заходят в зал.
- Ребята! Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами (Степь) (Слайд 1)
-Молодцы, ребята, в путь:
Двигательное упражнение «В путь!» (Под звуки степи)
Мы пойдем сегодня в степь.
Нужно сапоги надеть,
Будем воздухом дышать,
За природой наблюдать:
Скачет суслик за бугром,
Слышен жаворонка звон;
Вот нора – лисы жилище,
Рядом мы грибы поищем.
Зорко под ноги смотри,
На гнездо не наступи!
Если ежика увидим
Брать не будем, не обидим.
Зайка серый, ты не бойся,
За густой травой укройся.
Мы шуметь в степи не будем,
Нашу мы природу любим!
-Вот мы и в степи. Что можно сказать про степь? Обращаю внимание на экран. Какая она? (ответы детей)
-Дорогие ребята, вы знаете, что в степи животным укрыться и спрятаться очень тяжело. Вот и приходится степным животным уметь быстро бегать, прыгать и рыть глубокие уютные норки, а также иметь цвет шубки похожий на цвет земли или сухой травы, (показываю) чтобы их не было видно. Но так хочется кого-нибудь увидеть, ну хоть краем глаза. Посмотрите, ребята, какие красивые здесь цветы. Мне кажется, они волшебные… В этом цветочке что-то спрятано, давайте посмотрим?
Загадывание загадок:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц). (Слайд 2)
Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все тропинки. (Суслик) (Слайд 3)
Хоть зверек я и степной,
Ты давно знаком со мной.
Набиваю в две щеки
Зернышко и колоски. (Хомяк) (Слайд 4)
Я живу в большой степи.
Здесь привольно, пи-пи-пи! (Мышовка) (Слайд 5)
-Посмотрите, ребята, кто это здесь нарисован? (Лиса и заяц). Дети отгадывают запутанную картинку. Хитрая лисичка и здесь решила нас обхитрить! (Слайд 6)
В клубок свернется,
Взять не дается. (Ёж) (Слайд 7)
Подвижная игра «Мы гуляли по степи» (под музыку с масками)
Мы гуляли по степи,
Мы там ежика нашли:
Покажи колючий бок
И свернись для нас в клубок!
Мы гуляли по степи,
Мы там суслика нашли:
Что за столбик над травой
Рядом с маленькой норой?
Мы гуляли по степи,
Вон, лисичка, посмотри:
Рыжим повела хвостом
И укрылась за бугром!
Мы гуляли по степи
Зайца видели вдали
Серый, быстрый, славный зайчик
Показал нам, как он скачет!
-Ой, ребята! Пока мы с вами играли, я возле своей ноги увидела какую-то желтую ленточку…Она проползла… Ой, это же скорее всего змея, а я так их боюсь! Кто нам подскажет, что это за змея, опасна ли она?
(Ребенок рассказывает стихотворение):
Между сереньких камней
Он живет в степи моей.
Эту ящерицу тут желтопузиком зовут.
Пусть он на змею похож,
Только ты его не трожь.
Очень мало их осталось,
Проявите люди жалость! (Слайд 8)
- Ребята, а почему их мало осталось?. (ответы детей) Как жалко! Дети, я вам хочу рассказать про еще одно редкое животное нашей степи:
За прыжком опять прыжок
Шустрый маленький зверек.
Чуть касается земли
Над травой в ночной степи…
Уши заячьи, хвост длинный,
Скачет он на лапах сильных.
Зубом роет он нору,
И похож на кенгуру.
Не хорек, не лис, не зайчик,
Редкий зверь в Крыму… Тушканчик. (обращаю внимание на экран) (Слайд 9)
- Вот такое маленькое чудо живет у нас в степи! Днем он спит, а ночью очень быстро прыгает, почти со скоростью машины! Но сейчас день, и он очень хочет спать…
Пальчиковая гимнастика «Наш тушканчик хочет спать»
Наш тушканчик хочет спать,
Не нужна ему кровать.
Ну и соня, что за соня,
Улегся прямо на ладони.
-Ребята, вам хочется, чтобы этот удивительный мир степи сохранился? Что нам нужно для этого делать? (Ответы детей) Давайте, мы проверим наши знания и выполним небольшое задание.
Задание «Убери те предметы, которые вредят степи». (Дети выполняют задание, называют то, что они убрали и почему, потом убирают лишних животных).
Итог:
-Какие мои ребята молодцы! Вот и подошла прогулка наша к концу. Как называются животные, живущие в степи? Кто вам больше всего понравился? Почему? А чтобы вы всегда помнили родную природу и защищали ее, мы вам подарим вот такие эмблемы «Юному экологу». Любите родную природу! Не обижайте ее!