Оксана Егорова
Открытое занятие по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «Пересказ народной сказки «Лиса и волк».
Цель:
Публикация «Открытое занятие по развитию связной речи в старшей группе „Пересказ сказки „Лиса и волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Открытые занятия. Конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Учить детей пересказывать сказку без помощи воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным «лиса» и «волк». Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста.
Задачи:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
- развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание;
- активизировать словарь прилагательных, глаголов;
- называть в слове первый звук и последний звук;
- воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание сюжетных картинок; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии картинок к сказке.
Оборудование:
Народная сказка «Лиса и волк», сюжетные картинки.
Предварительная работа:
• Чтение народной сказки «Лиса и волк».
• Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
• Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают в круг и приветствуют гостей.
Педагог загадывает загадки: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Хвост пушистый бережет,
И зверюшек стережё т:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую. (лиса)
Педагог задает вопросы:
1) Почему вы думаете, что это лиса?
2) Скажите, какая лиса?
3) Как лиса убегает от опасности?
Педагог: А теперь послушайте другую загадку:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой …
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (волк)
Педагог задает вопросы:
1) Почему вы думаете, что это волк?
2) Скажите, какой волк?
3) Как волк воет?
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста
Педагог: А теперь садитесь на стульчики. Ребята вы любите сказки? Тогда я сейчас прочитаю вам русскую народную сказку, а вы внимательно послушайте.
2. Чтение русской народной сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
Педагог: Сказка называется «Лиса и волк».
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не шолохнется, лежит себе как мертвая.
— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбку и сама ушла.
— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу!
— Где?
— Там, на возу, — и рыба и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:
— Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк :
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуй, братец!
— Дай мне рыбки!
— Налови сам, да и кушай.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед за ним и лиса явилась : ходит около волка да причитывает :
— Ясны, ясны на небе звёзды!
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама плутовка поминутно твердит:
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, увидя серого:
— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу :
— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
— Эх, братец! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёс.
Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».
— Так, сестрица, так!
3. Беседа по содержанию сказки.
Педагог задает вопросы по тексту:
- О чем говорится в сказке?
- Что сделала лиса?
- Какая лиса? (хитрая, находчивая)
- Как лиса разговаривает с волком? (ласково)
- Что сделал волк?
- Какой волк? (глупый, доверчивый)
- А как волк относится к лисе?
- Чем заканчивается сказка?
Педагог: Молодцы, ребята.
4. Физкультминутка (имитация движений по ходу чтения) «Мы ногами топ-топ».
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два
Заниматься нам пора!
5. Дети садятся на стульчики. В гости приходит Лисичка.
Педагог: Ребята, смотрите, пока мы разминались, к нам в гости пришла лисичка и принесла письмо, прочитаем его?
Читаем письмо.
Педагог: Лисичка просит помочь ей восстановить сказку, поможем?
Дети пересказывают сказку, один начинает, другой продолжает в соответствии с картинками.
Педагог: Молодцы ребята, теперь лисичка может вернуться к себе в сказку. Ну а мы с вами сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
6. Игра «Назови ласково» по содержанию текста.
Педагог: Я буду называть слово, а вы должны будете назвать это же слово только ласково, хорошо?
Лиса-лисонька-лисичка, волк-волчок-волчонок, дед-дедушка-дедуля, баба-бабушка-бабуля, река-реченька-речушка, рыба-рыбка-рыбонька.
Молодцы.
III. Подведение итогов занятия
Педагог:
1) Какую сказку вы сегодня пересказывали?
2) О чем эта сказка?
3) Кто больше всех вам понравился? Почему?
4) А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.