Епанешникова Виктория
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
«Составление описательного рассказа
по картине И. Левитана «Золотая осень»
Образовательные цели. Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование навыка пересказа.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказа по картине И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, творческого воображения.
Оборудование. Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень» (большого размера, презентация со слайдами, аудиозапись «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского, карточки с заданиями, цветные карандаши на каждого ребенка, «подзорная труба».
Предварительная работа. Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки. Слушание и обсуждение произведение П. И. Чайковского «Времена года. Осень». Речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение».
Словарная работа. Репродукция, озимые.
Игровая мотивация.
Ведущий: «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Перед тем как мы начнем наше занятие, давайте разомнем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье, после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
«Улыбочка» .Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
- А теперь давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Дети садятся.
Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами, что же происходит осенью в природе.
Д/у «Какой, какая, какие»
Давайте вспомним:
– Какое сейчас время года? – Осень.
- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какие листья бывают осенью? (золотые, желтые, багряные, коричневые)
Какой ветер осенью? (холодный, колючий, порывистый, принизывающий)
Какое небо осенью? (темное, облачное, серое, пасмурное, хмурое, покрытое тучами)
Дождь, какой осенью? (холодный, моросящий, мелкий, осенний)
Чем пахнет осень? (грибами, хвоей, прелыми листьями)
Какая погода? (ясная, солнечная, пасмурная, хмурая, дождливая, ветреная)
А какое настроение бывает осенью? (Радостное, печальное, грустное и т. д.). Молодцы.
А теперь я предлагаю вам Д/и «Закончи предложение»
Я надела теплую куртку потому что….
Я взяла зонт потому что….
Листья пожелтели потому что….
Птицы улетают в теплые края потому что….
Мама одевает мне шапочку чтобы….
Я бы взяла зонт, если бы….
Мотивация детей на предстоящую деятельность.
- Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с еще одной картиной этого выдающего художника, а вы поделитесь своими впечатлениями о ней.
Слайд (Портрет И. И. Левитана)
В. – И. И. Левитан написал несколько картин об осени. Мы их с вами рассматривали.
В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?
Дети – Пейзаж.
В. – Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем И. И. Левитана и попробовать описать содержание картины.
2. Уточнение знаний в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Рассматривание картины.
В. – Перед нами репродукция картины. Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?
Дети. – Репродукция – это копия картины.
В. - Верно. Для чего создаются репродукции картин?
Дети - Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину.
В. – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим картину Левитана.
• Рассматривание картины, беседа по содержанию картины.
Дети рассматривают картину, звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского
В. - Какое время года изображено на картине?
Дети - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.
В. – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?
Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые.
В. – Молодец. А как в народе называют середину осени?
Дети – Золотая осень.
В. – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?
Дети. – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.
В. – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».
В. – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А я все ваши красивые выражения буду складывать вот в эту корзиночку, чтобы не забыть их, когда будем составлять рассказ. Что нарисовал художник?
Дети. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.
В. - Какое время суток запечатлел художник?
Дети - Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно.
В. - Каким вы видите небо?
Дети – Я вижу голубое небо, с плывущими облаками.
В. –Замечательно сказали, давайте эти красивые слова сложим в корзинку.
- А что можно сказать про солнце?
Дети - Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.
В. - Опишите погоду. Какая она?
Дети - Погода теплая, ясная, солнечная. (в корзину)
В. - Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?
Дети – Это березы.
В. – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах.
В. - На что похожи листья березы?
Дети - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на летающих желтых бабочек.
В. – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?
Дети – С пестрым одеялом, покрывалом.
В. - Умницы! Ребята, а трава только зелёная?
Дети. - Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.
В. – Верно. А река выглядит, так же как и летом?
Дети. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная.
В. – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам взять «подзорную трубу».
В. – С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.
Дети в «подзорную трубу» рассматривают картину.
Дети. - На заднем плане картины изображены поле и лес.
В. – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?
Дети – Дома находятся за полем.
В. – Дома находятся далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово.
Дети. – Игрушечные.
В. – Молодцы.
В. – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?
Дети. – Нет. Справа, на правом берегу реки, деревья еще зеленые.
В. – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика (выполняется стоя.)
Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.
Поиграли мы с тобой!
В. – Вернемся к нашей картине.
В. - Какими красками написана картина?
Дети. - Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые, краски.
В. – А сейчас представьте, что вы сами оказались в этом живописном месте, изображенном на картине, и можете слышать звуки. Что вы слышите?
Дети. – Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на березах, как льется вода в реке.
В. – А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них.
Дети. – Пахнет лесом, грибами. Пахнет речкой. Пахнет опавшей листвой.
В. - Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину?
Дети. - У нас радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной, светлой.
В. - А сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.
Физкультминутка
В. – Предлагаю вам отдохнуть.
Входит осень в лес дремучий (Дети шагают на месте)
Машет жёлтой кистью -(Движения руками)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).
Осень встала на опушке (Разводят руками в стороны)
В жёлтом сарафане.
(Т. Ткаченко.)
• Составление рассказа.
А сейчас я предлагаю послушать мой рассказ.
В. - Перед нами картина И. И. Левитана «Золотая осень». На картине изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день. На переднем плане картины река глубокого синего цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа- небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
3. Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.
В. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы складывали в эту корзинку.
- Кто хочет начать рассказ? Расскажи, как называется картина и что расположено на переднем плане.
- Кто продолжит? А ты расскажи о том, что изображено в центре картины.
- А кто закончит рассказ? А ты расскажи о том, что ты видишь на заднем плане картины.
- А теперь кто хочет составить полный рассказ?
Работа за столом «Найди звук».
А сейчас ребята проходите на свои места за столы. А кто мне скажет в слове ОСЕНЬ, какой первый звук? (О) Посмотрите у вас на столе карточки с заданиями. Посмотрите внимательно на картинки и отметьте, где в этих словах находится звук О (в начале, в середине, в конце). А кто мне скажет О – это гласный или согласный звук? Каким цветом мы его будем отмечать? Вы задание выполняете на карточках, Максим идет к доске и выполняет сама, а потом мы с вами проверим, правильно ли вы все выполнили. Проверьте у себя, у соседа.
Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
Садитесь на пенечки.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
- Сегодня мне очень понравилось, как работал….
- Мне очень понравилось, как (имя ребенка) вел себя на занятии, как (имя ребенка) помогал с заданием соседу.