Елена Мельникова
Открытое занятие по развитию речи посредством сказки в старше-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи дошкольников посредством сказки. Закрепление пройденного материала.
Задачи:
речевая зарядка (обогащение словаря, работа с рифмой, звуковая культуру речи
развитие мышления и воображения
интерес к художественному слову
воспитание добрых чувств
интеграция образовательных областей
получение удовольствия от занятия и результата от проделанной работы
Методы и методика (приемы) :
Публикация «Открытое занятие по развитию речи посредством сказки в старше-подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
предварительная работа (чтение сказок,беседы о прочитанном, работа со сказкой)
загадки
рифмовки
физминутка
геометрические фигуры (работа на фланелеграфе)
Материалы и оборудование : книга со сказками, ноутбук, фланелеграф, геометрические фигуры для фланелеграфа, бумага,ручка, "волшебная палочка"
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель держит в руках волшебную палочку.
-Дети, а как выдумаете,что это я такое держу в руках?
-Волшебная палочка
-А где она живет,где мы с ней познакомились впервые,где встретили? Для чего она нужна?
-В сказке. Ей совершаются чудеса,колдовство.
-А она служит добру? Кому она обычно принадлежит?
-Доброй фее.
-Предлагаю сегодня отправится в страну сказок, может она там нам и пригодится?
-Да, конечно!
2. Основная часть
Воспитатель:
-Для начала я хочу предложить вам поразгадывать загадки, но загадки эти непростые, в них спрятались названия ваших любимых сказок. Готовы?
Первая загадка.
"Эти 33 героя очень были все дружны
Все в квартирках своих жили
Песни пели — не тужили.
Но однажды наш герой из квартиры номер "3"
Приходя домой с работы перепутал этажи.
И теперь в квартире «3»
Поселились не врачи,
А смешные птички. "
- «Сказка об алфавите»
-В какую квартиру попал врач?
-В соседнюю, в 4, где жила буква «Г» (примерные ответы детей)
-Так значит какие птички теперь живут в квартире,где раньше жили врачи?
- Грачи
-Хорошо! Неплохое начало, ловко же у вас получается, переходим тогда ко второе загадке.
"В этой сказке жили рядом два хвоста
Рыжий хвостик, серый хвостик -два дружка.
В гости каждый день ходили,вместе пили чай
А поссорились так глупо,
Невзначай.
Серый хвостик в гости раз пришел
И постучался в дверь.
Рыжий только глаз один открыл, увы не дверь. "
- «Лиса и заяц» Д. Хармс
-Ну что ж, и с этим вы справились. Пришло время необыкновенной загадке, я уберу из загаданной сказки все части речи,кроме глаголов, а вы попробуете догадаться,что же это за сказка.
-Но сперва я хотела бы спросить, а вы все помните, что это такая за часть речи — глагол? На какие вопросы он отвечает и что обозначает?
-Да.
-Нет
-Приведите мне примеры глаголов.
Если дети не смогут самостоятельно привести примеры простейших глаголов, воспитатель поможет, произнеся простые предложения, и поможет вспомнить, что это за часть речи и за что она отвечает в предложении. (играть,есть,спать,заниматься)
-Ну все, мы кажется готовы приступать.
3 загадка.
«Жил-был. ходил. ходил. ходил. ходил. ходил. не ходил. сказал. не успевает. сказал. почесал. почесал. увидел. сказал. увидеть. почесать. сорвал. съел.»
- «Как жираф пошел в школу»
Предложить детям вспомнить начало сказки,подобрав потерявшиеся слова.
2. -Вы оказались очень внимательными и сообразительными (спросить детей, какими еще они себя видят в данной ситуации) и ответы долго не заставили себя ждать. А значит мы легко можем приступать к следующей игре,да?
-А теперь ответьте мне,пожалуйста, как называют человека, который пишет стихотворения.
Попробуем с вами превратиться ненадолго в поэтов и посмотрим,что у нас из этого получится. Что необходимо поэту для сотворения произведения? ( ответы детей : вдохновение, рифма.)
-так как поэты мы начинающие, тему позвольте я вам сегодня подскажу, давайте придумывать рифмы к словам, которые я приготовила заранее,относящиеся к одному времени года, а потом мы с вами послушаем,что получилось,выбрав наиболее удачные, сочиним небольшое стихотворение.
ЗИМА (дома, сама, одна, у окна)
МЕТЕЛЬ (карусель, капель,апрель, трель, свирель, колыбель, постель, карамель)
СНЕГ (ночлег, оберег, разбег)
ДЕД-МОРОЗ (красный нос, сам замерз, букет роз)
СНЕЖИНКИ (картинки, пушинки, тропинки,льдинки)
КРУЖИТСЯ (ложится, искрится, серебрится, клубится)
МОГУЧИЙ (скрипучий, колючий, трескучий)
Пока дети дают свои ответы воспитатель записывает все ответы,для дальнейшей работы)
Ну мы на славу потрудились,как думаете легко быть поэтом? (примерные ответы детей-нет, да, мне понравилось,нелегко, но очень интересно)
-А теперь соединим все, и послушаем,что у нас получилось!
Воспитатель сочиняет стихотворение из получившихся рифм.
Обмениваемся впечатлениями.
3.
-Поэтом пора немного поразмяться, ведь мы с вами хорошо поработали, надо и передохнуть, подвигаемся?
-Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Превращение» ,но прежде послушайте такой забавный шуточный стишок, русский народ ведь сочинял не только сказки в старину,но и шутки.
Воспитатель читает русскую народную шутку «Игра»
включает ноутбук с веселой и соответствующей настроению песенку или мелодию.
А теперь я возьму волшебную палочку и превращу вас по очереди в одного из героев этой шутки., а вы попробуете перевоплотиться и изобразить это.
Приступаем?
Проводится физминутка
4.
После физминутки в форме игры-превращения воспитатель предлагает перейти всем к фланелеграфу и усаживает детей на ковер пред ним.
На фланелеграфе заготовлены геометрические фигуры.
- Волшебная палочка видимо и тут потрудилась,пока мы с вами веселились и превратила все сказки в геометрические фигуры. Одну подсказку она оставила мне,чтобы вам было легче, в названии каждой сказки, присутствует число.
Будем разгадываать?
Воспитатель загадывает 3-4 сказки при помощи геометрических фигур на фланелеграфе,дети отгадывают. («Колобок», «Три медведя», «Гуси-Лебеди», «12 месяцев»,» Волк и семеро козлят», «Репка», «Цветик-семицветик»)
Далее детям предлагается самим загадать какую-нибудь всем известную сказку, в названии которой было бы число. 2-3 ребенка показывают,все остальные пробуют отгадать.
5.
Работа со сказкой
сказка на основе стишка.
- Ну что,мы все теперь про сказки знаем, а сами попробуем сочинить?
Как думаете это сложно? (ответы детей)
Я такую выручалочку вам предложу,чтобы было капельку полегче, и быстрее вы поняли,как сочиняются сказки, перво-наперво надо подумать о ком будет эта сказка, выбор героя занимает немаловажную позицию в предстоящей работе. Вот послушайте небольшое стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение :
«На братца сердится сестра
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит : «Ты где, Малина?»
Воспитатель:
- о ком будет эта сказка?
Ответы детей
-как будет звать нашего героя?
О. д
- как обычно начинаются сказки?
О. д
Воспитатель читает начало сказки :
«Жил-был мальчик, и звали мальчика Петя.»
- какой это был мальчик, какой у него был характер?
-У Пети была какая-нибудь проблема, его что-нибудь беспокоило?
-А что он говорил/думал, о том, что с ним происходит (расстраивался,плакал,другие дети может быть его дразнили)
По-ходу сочинения сказки воспитатель направляет,помогает и корректирует ответы детей,направляя сюжет в нужное русло.
Воспитатель:
- Как Петя ищет выход из ситуации? -Кто мог прийти ему на помощь (сестра, с которой он ссорился, друзья,случай, волшебство)
В конце воспитатель пересказывает получившуюся сказку и спрашивает детей,довольны ли они проделанной работой.