Черняева
Конспект открытого занятия по познавательному развитию посредством экспериментирования в старшей группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по познавательному развитию посредством экспериментирования в старшей группе
Воспитатель: Черняева Е. И.
Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию посредством экспериментирования в старшей группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
1. исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
2. расширение словарного запаса и закрепление новых слов: лаборатория, лаборант, бесцветная, безвкусная, жидкость, парообразное состояние.
3. воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности, умение взаимодействовать в группе.
Оборудование и материалы:
1 стакан молока, баночки с краской, кисточки, по кол-ву детей прозрачные стаканчики, сахар, 10 ложек, 2 лимона, коробочка (посылка) лед с замороженными игрушками,, салфетки, термос, зеркало.
Рекомендации к проведению:
Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Ход:
В. Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Сегодня мы с вами будем работать в лаборатории, проводить опыты. А какие опыты будем проводить узнаете когда отгадаете загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
( Ответ: Вода)
В. Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
-Скажите, для чего нужна вода человеку? ( ответы детей: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.)
-А как вы думаете, животным нужна вода? ( ответы детей: Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы).
-Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды.
-Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? Правильно! Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!»
Теперь проходите в лабораторию, садитесь за столы.
В. Ребята, а что такое лаборатория? (Ответы детей)
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду лаборантом, а вы моими помощниками, и мы проведём опыты по исследованию воды. Давайте все вместе повторим слово лаборатория.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт № 1. «Цвет воды»
На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.
В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
В. Ребята, а я знаю, что вода может стать любого цвета какого захотите. Хотите убедиться в этом? (Ответы).
В. У вас на столе стоит баночка с краской, кисточка и стаканчик с водой. Давайте возьмем краску на кисточку и опустим в стаканчик с прозрачной водой.
В. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить другого цвета краски? Правильно вода приобретёт тот цвет который в нее добавили. Попробуйте это сделать дома.
Опыт № 2. «Вкус воды»
В. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. У вас на столе лежит сахар, давайте положим его в воду и попробуем. Какая теперь вода на вкус?
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Давайте мы это проверим?
В. У вас на столе лежит кусочек лимона. Давайте положим его в стаканчик и размешаем ложечкой. Понюхайте воду. Есть запах? (ответы детей)
Вывод: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавлены.
В. : Ребята, ну а теперь давайте с вами немножечко отдохнем и проведем Физкультминутку.
Физкультминутка: «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
В. Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт № 4. «Вода – это жидкость»
В. Ребята если я переливаю воду из одного сосуда в другой, что можно сказать о воде, какая она? Правильно вода льётся, значит это жидкость
В. Давайте мы возьмем один пустой стаканчик, а другой с водой и перельем воду. Вода течет? Переливается?
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
В. Ребята посмотрите пожалуйста, у меня на столе оказалась какая-то коробка. Давайте мы ее откроем.
Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство».
В. Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке?
Д. Лед и записка.
В. «Помогите нам пожалуйста, нас заморозил злой волшебник»
В: Нужно помочь игрушкам. Поможем? (Ответы)
В: Возьмите в руку кусочек льда, какой он?
Д. Лёд холодный.
В. А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему. Что еще можно сказать про лёд? Какой он?
Д. Лёд твердый.
В. Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? Дети: Можно поскользнуться и упасть.
В. Почему?
Д. Лёд скользкий.
В. Проведите пальчиком, скользит. Почему наши ладошки стали мокрыми?
Д: Лёд растаял в тепле.
В. Значит, когда лед мы нагреваем, то водичку получаем. А как из воды сделать лед?
Д. Поставить в холодильник.
В. Значит, что такое лёд?
Д. Это застывшая вода.
Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.
В. Смотрите ребята, мы с вами немного волшебники, теплом своих рук вы растопили лёд и освободили игрушки. Давайте посадим их на краешек стола и продолжим наши эксперименты.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар».
В. Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, вода еще может быть в другом виде. Возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит?
Дети: Выходит пар.
В. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?
Дети: Пар превращается в капельки воды.
Вывод: Пар - это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Воспитатель: И так, давайте повторим вода может быть : жидкостью, льдом и в виде пара
В: Молодцы!
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
В: Давайте теперь посмотрим на картинки которые у нас на доске и все вместе повторим:
Вода - это бесцветная жидкость, не имеющая запаха и вкуса. Вода может быть в твёрдом состоянии -это лёд и может быть в состоянии пара.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.