Светлана Циома
Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по родному краю» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Развивать интерес к изучению родного края, выявить знания детей о родном крае. Развивать речь, умение делать выводы, воспитывать чувство гордости за родную природу, родного края, бережного отношения к ней. Продолжать воспитывать детей быть добрыми, дружными, аккуратными, внимательными.
Материалы: шкатулка, игрушка- рыбка, телефон. Трафарет рыбки на каждого ребенка, лист ватмана, фломастеры, карандаши, клей.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Путешествие по родному краю“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Ход занятия. В зале установлены елочки, деревья, на центральной стене панно с рыбками, водорослями, обитателями моря. Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Входят дети и рассаживаются по местам. Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в природный мир родного края. Вы дети, уже много путешествовали в детском саду, с родителями. Где вы были? Ответы детей. Вы не боитесь трудностей? В пути много приключений, неожиданностей. Тогда давайте наберемся сил.
1. Мы идем по весенней мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги (Обычная ходьба, руки на поясе 15 сек.)
2. Теперь у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее, мы поднимаемся на носки.
(Под звуки маракасов ходьба на носках, руки за головой 15 секунд)
3. И снова все изменилось. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат опавшие листья.
(Ходьба на полусогнутых ногах, руки на поясе 15 секунд).
4. Ой, вдруг выпал снег, он мягкий, белый, мы идем по пушистому, но холодному снегу.
(Ходьба с высоким подниманием колен, руки к плечам 15 секунд).
5. Пошел дождь, он даст нам силу и снимет усталость. Мы бежим по теплым лужам. Дышится нам легко и свободно.
(Бег на подскоках, руки на поясе 20 секунд).
6. Теперь мы превращаемся в легкий ветер.
(Медленный бег 30 секунд)
7. Вот и начался настоящий ураган
(Быстрый бег змейкой 15секунд)
8. Ураган стихает и мы превращаемся в легкий нежный ветерок.
(Медленный бег 15секунд).
Стих ветерок, и мы оказались в густой чаще леса. Куда же нам идти? Давайте поищем тропинку. Идите за мной. Мне кажется я нашла заметную тропинку. Посмотрите, какая красота! (находим шкатулку)
Воспитатель: Это шкатулка Хозяйки Медной горы.
(Дети садятся на стульчики).
Звучит фонограмма.
Из домика выходит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка: Здравствуйте! Я – Медной горы Хозяйка! В этой шкатулке украшения, сделанные руками человека из камней-самоцветов, которыми богаты Уральские горы. Самоцветы эти принадлежат мне, но я разрешаю людям использовать их для поделок. Ответьте на мои вопросы.
1. Какие полезные ископаемые есть на Урале?
(асбест, уголь, железная руда, золото, изумруды).
2. Как называется город, в котором вы живете?
(Талица).
3. Как называется место, где вы родились?
(Родина).
Ребенок:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - это тоже Родина.
Хозяйка:
1. Какую сказку обо мне читали?
(«Малахитовая шкатулка» П. Бажов).
2. А каких уральских писателей вы еще знаете?
(Д. Мамин-Сибиряк).
Хозяйка: Молодцы! Эту шкатулку я дарю вам. Примерьте, полюбуйтесь и обратно сложится те в шкатулку.
Дети: Спасибо!
Хозяйка уходит.
Физкультурная минутка.
«Путешествие в подводный мир».
Опускаемся на речное дно, полюбуемся красотой подводного мира и увидим тайны речных глубин.
Звучит фонограмма. «Начинаем погружение». Дети, двигаясь под музыку, с помощью рук и тела имитируют движения под водой. Предлагаю детям представить, что они видят вокруг. Как дышат под водой? Почему? Дети называют морских животных, рыб.
Воспитатель: Ребята, знаете рыбы, осьминоги, кораллы принадлежат владыке морей - царю Нептуну.
Воспитатель: Смотрите-ка, а вот нам и послание от него. (Воспитатель находит спрятанный заранее конверт, в котором рисунок, изображающий Нептуна с трезубцем). У Нептуна беда! Оказывается, и у царей бывают неприятности. Его трезубец неожиданно потерял волшебную силу. Но мы можем помочь ему. Нужно только разгадать загадки.
1. Очень добродушная, я мягкая, послушная, но когда я захочу, даже камень источу. (Вода).
2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед).
3. По ней кораблики пускают, когда уходят холода. Жаль, только: мамы отпускают туда побегать не всегда (Лужа).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Загадки все вы разгадали, и трезубец Нептуна вновь обрел свою волшебную силу. А сейчас можно отдохнуть, (садятся на стульчики).
Слышен шум водопада. Входит царь морской.
Нептун: Я, друзья мои, старался - издалека добирался, торопился к вам сюда, вы мне рады детвора?
Дети: Да!
Нептун (садясь на трон) : Захотелось посмотреть, как живете у воды, потому что без нее ни «туды» и ни «сюды».
Нептун: Мои владения - океаны, моря и реки. Знаю, что живете вы на берегу моей любимой реки – Пышма. Бережете ли вы ее? Не загрязняете ли вы ее? Нептун: Вот видел я в реке Пышме много битого стекла, бумаги. Больно мне на это было смотреть. Почему же люди так поступают?
Дети (дают ответы) : Некультурные, невоспитанные.
Нептун: Люди не понимают того, что с каждым годом качество воды становится все хуже и хуже из-за их поступков.
Физкультурная минутка (ритмические упражнения).
Воспитатель: А сейчас проведем небольшую викторину.
1. Где находится исток реки Пышма? (В Верхней Пышме).
2. Назовите притоки реки Пышма? (Юрмыч, Сугатка, Урга, Беляковка,
3. Какие виды рыб водятся в реке Пышма? (щука, лещ, окунь, ерш, язь, пескарь).
Выставляю картинки на мольберт.
4. Как определить возраст рыбы? (по чешуе).
Нептун: Ну что же, я вижу, вы неплохо знаете мои владения. (Раздается звонок телефона, Нептун берет трубку, слушает). Алло! Я отправляюсь в Черное море! Меня ждут другие дети. До свидания.
Физкультурная пауза. (Пальчиковая гимнастика).
Воспитатель: Вот мы и вернулись из подводного царства.
Из-за ширмы появляется игрушечная рыбка. Она рассказывает (запись) : «Здравствуйте, дети! В этом озере прозрачная и чистая вода. На дне его золотистый песок, много камешков среди которых растут водные растения. Но приглядитесь, и вы увидите, что в этом замечательном озере нет ни одной рыбки.
Воспитатель: Дело в том, что в этом озере живет вот эта злая рыбка. Многие дети старались нарисовать рыбок и «заселить» ими озеро, но ничего не получалось. Оказалось, что дети неправильно рисовали своих рыбок. Изобразят туловище, но обязательно про что-нибудь забудут: то глаза не нарисуют, то плавники, то хвост, то чешую. А злая рыбка справедливо считала, что рыбка без глаз или хвоста, плавников, чешуи жить в озере не сможет. Я думаю, что озеро до сих пор остается без рыбок только потому что за эту работу не взялись вы. Хотите заселить озеро рыбками? Дети рисуют рыбку на трафарете (Звучит фонограмма). «Заселяют» озеро рыбками. Все дети проявили терпение и аккуратность. Рыбка стала доброй.
Рыбка: Я разрешаю жить рыбкам в этом замечательном озере. А вам дети я дарю сундучок, который лежал на дне озера. Воспитатель: Наше путешествие закончилось, возвращаемся в группу.