Марина Катакова
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по патриотическому воспитанию по теме : «Путешествие в прошлое».
Материал:слайды, иллюстрации о героях, защищавших нашу Родину, книги о героях (выставка).
Словарная работа: предки, славяне, Русь, рать, богатырь, доспехи: кольчуга, палица, кистень, шлем, щит; дружина, дань, бесстрашные, героические, отважные; атака, засада ….
Задачи:Формировать у детей интерес к истории нашей Родины. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей.
Публикация «Открытое занятие по патриотическому воспитанию „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Воспитывать уважение к героям былин, героям войны 1812 года, героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.
Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость в борьбе с врагом.
Познакомить детей с воинским снаряжение, военной техникой.
Развивать интерес и любознательность, речь, активизировать словарь по теме.
Доказать на конкретных примерах, что покорить Россию невозможно, что не перевелись ещё на нашей земле герои, имена которых навсегда останутся в благодарной памяти потомков.
Ход занятия.
Педагог. Здравствуйте, добрые молодцы да красны девицы! Низкий поклон вам!
Всё может наша родная земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой и только защитить себя не может.
…. Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
(И. Никитин)
Защита Отечества - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду. Любуется её красотой. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Как их называли? Какие они были? (сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, храбрые, мужественные).
Показ слайдов, где богатыри сражаются с врагами.
А откуда мы с вами узнали о богатырях? (из былин, русских сказок). Правильно ребята. О богатырях народ складывал песни- сказания, которые называются былинами. Они дошли до наших дней. Хотите отправиться в прошлое нашей Родины,во времена Руси богатырской? У меня есть «Волшебная книга истории». Давайте пройдём через открывшуюся страницу, и она перенесёт нас в далёкое прошлое.
Дети символически проходят через страницу «Волшебной книги истории».
Но что это? Закачалась вдруг земля - матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое. Что делать? Кто же нам поможет? (дети отвечают).
1-е задание: назвать имена русских богатырей. Показать их на картине
В. М. Васнецова «Богатыри».Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.
Показ слайда оружие богатырей.
Кольчуга-защитные доспехи воина в виде рубахи, сделанной из большого числа соединённых между собой колец. (весом 12 кг.)
Шлем-головной убор из железа с острым шпилем вверху.
Сабля- рубящее и колющее оружие в стального искривлённого клинка.
Кистень-ударное оружие, состоящее из короткой рукоятки,к одному концу которой на цепи подвешивается груз (камень или гиря, а к другому крепится петля для надевания на кисть руки.
Педагог: правильно ребята. А каких вы ещё знаете богатырей? Что вы можете о них рассказать? (Микула Селянинович-богатырь-пахарь, Вольга мог превращаться в птиц и зверей, Святогор-великан, которого не держит мать- земля).(показ слайда)
А что они делали, чем они известны? (Защищали нашу землю, наш народ от врагов) (показ слайда).
С кем боролись герои- богатыри? (с Соловьём - разбойником, с идолищем - поганым, змеем-Горынычем).
Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего
Летит не птица и не зверь,
А с тремя головами змей
Изо ртов огонь пускает.
Никого не боится,
Кто же с ним сразится?
Нет ли среди вас добрых молодцев да красных девиц, готовых защитить землю - матушку?
Игра «Убей Змея- Горыныча» (Нужно попасть дротиком или маленьким мячом в змея).
Педагог:
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую.
Не затмить им солнце красное!
И века простоит-не шелохнётся!
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Рассказала я вам про дела старые,
Чтобы добры молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Так уж повелось на Руси: русский народ не только умеет землю от врагов защищать и трудиться на славу, но и отдыхать- любит песни петь, да в игры играть.
Педагог: Ребята, нам пора перевернуть ещё одну страницу нашей «Волшебной книги истории».
В1812 году началась Отечественная война.
Скажите, кто решил покорить Россию и Москву в1812 году? (В этой войне французская армия во главе с Наполеоном (показ слайда) решила покорить Россию). Армия Наполеона была сильна,в боях она одержала много побед.
Но что Наполеон считал главной целью (Взятие Москвы).Правильно ребята. Наполеон считал, что если он возьмёт Москву, то поразит Россию в самое сердце. Вся страна, все жители Москвы и других городов готовы были отдать жизнь за Россию, за Москву.
Кто возглавил русскую армию (Полководец Михаил Илларионович Кутузов. Показ слайда). Кутузов умело вёл бои, старался, чтобы как можно меньше погибало солдат. Наполеон всё же продвигался к Москве.
Где произошло важное сражение (около деревни Бородино и получило название – Бородинское. (Показ слайда).
Педагог: А теперь посмотрите на эту картину. Что вы видите?
Дети: Бой, войну, сражение.
Педагог:Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый.
Педагог: Потери русских были очень большие и чтобы сохранить жизнь русским солдатам,что решает Кутузов? (Оставить Москву). Правильно, ребята. Кутузов приказал отступить войскам и сдать Москву французам, чтобы потом, собравшись с новыми силами ударить по врагу.
Что произошло, когда Наполеон вошёл в Москву? (Наполеон ждал, что встречать его выйдут москвичи, но когда французы вошли в Москву, она была пуста: жители вместе с армией Кутузова покинули город).
В Москве начались пожары. (Показ слайда).Наполеон решает покинуть Москву, но для своих солдат он не приготовил ни зимней одежды, ни продуктов.
По какой дороге Наполеон повёл свою армию из Москвы? (По Смоленской дороге). А на этой дороге его ждал Кутузов со своей армией. Армия Наполеона была разбита. Начались зимние морозы, окончательно добившие голодных, оборванных французов.
Физкультминутка:
Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
Руку левую — к груди,
Да смотри — не упади!
Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом.
Все захлопали в ладошки -дружно, веселей.
Застучали наши ножки громче и быстрей.
Много людей отличилось в этой войне и стали героями. Каких героев вы знаете? (П. И. Багратион, Д. В. Давыдов и д. р. Показ слайдов).
Почему эта война называется Отечественная? (Потому, что весь народ вышел на защиту своей Родины). Все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества. Они создавали партизанские отряды. Одним из таких отрядов руководил гусар Денис Давыдов. Он был смелым, веселым, писал стихи.
Зоркий глаз - залог успеха,-
Скажет вам солдат любой. -
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой!
Игра «Зоркий глаз». ( На столе разложены различные предметы: бинокль,компас,игрушечный пистолет,солдатик, флажок и т. д. За одну минуту ребёнок должен запомнить, что лежит на столе. Затем он отворачивается. Какой –либо предмет убирается. Ребёнок, повернувшись, определяет,что за предмет убрали.) Молодцы ребята, и этим заданием вы справились.
Педагог: А сейчас нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости. Какие пословицы о доблести и любви к Родине вы знаете?
Дети, передавая флажок, друг другу вспоминают пословицы о Родине и о воинах.
Жить - Родине служить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Где смелость-там и победа.
Сродной земли –умри, не сходи!
Один в поле - не воин.
За край свой на смерть стой!
Герой-за Родину горой.
За правое дело стой смело.
Русский боец- всем молодец.
Если армия сильна - непобедима и страна.
Трудно в ученье - легко в бою.
Не тот герой, кто награду ждёт- а тот герой, кто за народ идёт!
Счастье Родины - дороже жизни.
Молодцы, ребята, много пословиц знаете.
Педагог: нам пора перевернуть ещё одну страницу нашей «Волшебной книги истории».
Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены и сквозь оглушительный вой и рёв прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Война (Звучит отрывок из песни «Священная война» (сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова.)
22июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в рабстве, ради спасения Родины, весь народ от мала довелика поднялся на защиту своей страны, вступил всмертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. (показ плаката Родина - мать зовёт).
Каждый день Великой отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
Многие ушли на фронт, а их место у станков на заводах и фабриках заняли старики, женщины, дети. Всем хотелось помочь разгромить фашистов. В эти дни повсюду звучали такие слова: «Всё для фронта, всё для победы!» (показ слайдов).
В суровые годы войны взрослым помогали дети. Они хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Пламя ударило в небо! - ты помнишь Родина?
Тихо сказала: «вставайте на помощь…» - Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина….
(Р. Рождественский. «Реквием».)
Ребята, а что значит быть героем? Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете? (Евгения Руднева, Гастелло,Марина Раскова, Александр Матросов …Показ слайдов).
Враг, ворвавшийся на нашу землю, был вооружён мощными танками, пушками, самолётами. Ребята, посмотрите на слайд. Назовите военную технику, которая здесь изображена? Молодцы ребята, с этим заданием вы справились.
Педагог:Много жизней унесла война. Она не пощадила ни взрослых, ни детей. Если каждому погибшему посвятить минуту молчания, то люди всей нашей земли будут молчать 30 лет. Встанем же все и низко склоним головы в память о погибших, перед памятью тех, кто не вернулся из боя, кто остался на полях сражений.
Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным чистым небом. Вечная им слава!
Поклонимся великим тем годам…
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя!
Поклонимся, поклонимся, друзья! (Н. Добронравов)
И вот наступил великий долгожданный - День Победы! 8 мая 1945 г. В Берлине немецкое командование подписали акт о безоговорочной капитуляции германских сил! Этого праздника ждали1418 дней, долгих 4 года. И пусть пройдёт немало лет, но мы всегда будем помнить, какой ценой завоёвана победа.
Наша «Волшебная книга истории» закрыта. Нам нужен МИР, дети дарят гостям голубей (оригами)- символ мира, которых сделали в группе.
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда!