Ольга Гарбуз Филатова
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим с элементами опытно-исследовательской деятельности «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
по ознакомлению с окружающим
с элементами опытно-исследовательской деятельности
Тема: «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»
Цели:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка в различных его состояниях.
2. Учить проводить простейшую опытно-экспериментальную деятельность в подгруппах с другими детьми и взрослыми.
Задачи:
1.(образоват.) Продолжать формировать представление о песке и его свойствах и качествах в различных его состояниях. Помогать осваивать обследование этих свойств в ходе практическо-познавательной деятельности.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим с элементами опытно-исследовательской деятельности „Песочная страна“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
2. (развив.) Развивать осязание и обогащать чувственный опыт детей в процессе работы с песком на ощупь. Продолжать знакомить с различными тактильными ощущениями (для определения температуры, плотности и влажности песка в различных состояниях).
3. (восп.) Воспитывать осознанную аккуратность и необходимость в чистоплотности. Воспитывать дружеские и деловые взаимоотношения детей внутри детского коллектива (подгруппы) и со взрослыми.
4*. (реч.) Активизация словаря: пустыня, лупа, сыпучий.
Материалы и оборудование:
Магнитофон. В тенистом прохладном месте участка устанавливаются 4 широких скамеек с понятной детям пометкой «Лаборатория»; земля около каждой из них с обоих сторон застилается покрывалами. 4 набора наклеек разных цветов. 4 коробки с инструментами для оборудования. 4 контейнера с чистым тёплым просушенным и просеянным песком. 4 прозрачных пластиковых бутылки с песком. 16 трубочек. 12 пар одноразовых перчаток для детей и 4 пары для взрослых. 12 детских фартуков для творчества и 4 взрослых. 4 лупы. 1 бутылка с пульверизатором, наполненная холодной водой. Формочки разной величины, по 3-4 на каждую команду, совочки). 4 картонки для записей дневниковых пометок и 4 карандаша. 16 памятных символических призов всем участникам занятия – стеклянные фишки.
Предварительная работа:
Обсуждение с детьми м/ф, в которых герои работают в научных лабораториях для создания образа места, где проводятся опыты и узнаются важные данные о том, что исследуем.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, для начала скажите мне, о чем эта лёгкая загадка?
На дорожках во дворе,
На участке, на реке.
Есть на даче,
Есть на пляже…
И на стойке есть он даже.
Забирай с собой сово (че)к –
Мы идём играть в …. (песо (че)к)
В. : Верно, песок. Я предлагаю вам сегодня отправится в необычную страну. Вы любите путешествовать? Тогда вам обязательно стоит побывать в стране песка. Её называют еще ПЕСОЧНАЯ СТРАНА. Но отправимся мы туда не одни. В ней любят бывать не только дети, но и взрослые. Да-да-да! Посмотрите, эти наши гости. Давайте поздороваемся с ними.
(дети приветствуют гостей)
В. : Они совсем не дети, но тоже с удовольствием составят нам компанию. Подходите к ним, знакомьтесь и становитесь с кем хотите друг за другом. (1 взрослый и 4 ребёнка). А чтоб вы не потерялись от своих змеек-команд – я подарю вам вот такие красивые разноцветные наклейки.
(взрослый клеит их на одежду своей команды)
В. : Ну, что, готовы к путешествию? Тогда закрывайте глаза, поворачивайтесь вокруг себя. Открывайте глаза…. Слышите? Это тихий пустынный ветер зовет вас собой – вперед по горячему жёлтому песку. Берите друг друга за руки, чтоб не потеряться, и идите за вашими взрослыми.
(идут под музыку по змейке с препятствиями;
походят к заранее оснащенному месту)
В. : Да, ребятишки, в этой стране песка почти нет тени, нет деревьев и зелени и потому очень жарко. Такую песочную страну называют ПУСТЫНЯ. Скажите вместе со мной – пустыня. На какое слово похоже? Правильно, пусто! Один песок… Что же это за волшебный предмет – песок? Какой он? Для чего он подходит? Как с ним играть? Что он умеет? Чтоб узнать про него побольше, нам стоит попасть в специальную песочную научную лабораторию. Хотите? Пожалуйста. Я раздаю вам специальную одежду научных работников – фартуки. Надеваем их и проходим за лабораторные столы.
Опыт 1: Лупа.
В. : перед вами песок. Потрогайте его. Попробуйте его на ощупь пальчиками. Сожмите в ладошку. Как вы думаете, что такое песок, какой он, и, может быть вы расскажите, откуда он взялся?
(ответы детей, обсуждения)
В. : Что нам скажут наши старшие научные сотрудники? Как думают взрослые?
(ответы взрослых, обсуждения)
В. : Спасибо всем учёным. Всё верно! Однако, ещё больше всего мы узнаем о песке, если рассмотрим его поближе. Увеличим его. И поможет в этом нам специальный инструмент - … (кто знает, что я сейчас показываю, кто назовет его) Верно, это лупа. Загляните в неё, посмотрите на каждую песчинку. Итак, что вам стало понятно? Что вы увидели и что почувствовали, когда прикасались к песочку?
(ответы детей и взрослых, обсуждения;
очень важно отметить, что песок состоит их песчинок – отдельных твёрдых, мелких камешков, некоторые их них блестят; песчинки разные по цвету, но ближе к светлому и жёлтому; сухой песок тёплый, на солнце он греется, становится горячим; песчинок много, все они никак не держаться друг за друга, каждую можно посмотреть отдельно.)
В. : Давайте попросим наших старших научных сотрудников записать все ваши ответы в их опытные дневники наблюдений. Всё, что сейчас рассказали.
Опыт 2: Ветер в пустыне.
В. : Слышите? Это наш друг пустынный ветер. Он шуршит песчинками – Шшшшшш…. Пошуршите вместе. (шшшшш….) Вот теперь вопрос: А что будет, если на песок – на ваш сухой песок! - подует ветер? Подуйте на свою ладошку. Подуйте сильнее. (ответы детей)
У меня для вас есть эксперимент! Готовы? Из коробок с инструментами я попрошу достать бутылочки без крышек и насыпать немного песка. Как у меня. Получилось? Такая маленькая пустынька в бутылочке.) Теперь посмотрите, что я буду делать – беру трубочку и… устраиваю настоящий пустынный ураган! (сильно дую, добиваюсь полёта песка внутри бутылочки)
Доставайте и вы свои трубочки, и пробуйте сами!
(дети пробуют по очереди)
В. : Как вы думаете, почему это происходит? Почему они полетели?
(ответы детей; важно отметить, что песчинки никак не держатся друг за дружку, ничем не привязаны; что все по отдельности, а потому их легко раздувать и сыпать).
В. : Верно, они каждый по отдельности. Именно поэтому песок можно раздувать, как мы делали в трубочку и насыпать. Каждая песчинка у такого сухого песочка будет летать и падать отдельно. Высыпайте свои бутылочки обратно в контейнер. Про такой песочек говорят – СЫПУЧИЙ. Скажите со мной. Почему мы говорим «сыпучий», что обозначает такое слово? Верно, он сыпется. Можно ли из такого рассыпчатого песочка построить? … А давайте проверим? (пытаемся слепить куличик) Почему он рассыпался?
(ответы детей, обсуждения)
В. : Молодцы! Совершенно верно А в это время к нам приближается маленькая тучка с дождиком… (Воспитатель смачивает каждый контейнер водой из бутылочки с пульверизатором).
Опыт 3: После дождя
В. : Хм, смотрите внимательнее, кажется песок изменился. Что скажут наши большие и маленькие учёные? – какой теперь у нас песок? Какой он на ощупь? Стал ли он горячее? Какой стал, если его сжать в ладошке?
(ответы детей, обсуждения)
В. : Скажите, а что стало с сыпучестью? Попробуйте насыпать его – получается? Можно ли сказать, что и теперь песок легко сыпать? Почему, ребята? Как вы думаете, почему?
(ответы детей, обсуждения)
В. : Что нам скажут наши старшие научные сотрудники? Как думают взрослые? Из-за чего песок стал липучим?
(ответы взрослых, обсуждения)
В. : Всё верно! Давайте пометим эти выводы в дневниках наблюдений.
А пока все взрослые пишут и рисуют, приглашаю всех детей поиграть: каждый из вас будет маленькая сухая сыпучая песчинка. Будут такие песчинки держаться друг за друга? Нет, не будут – прячьте свои ручки за спинку! А ваши взрослые – это будет трубочка с ветерком. Давайте проверим, как они дуют… (взрослые дуют). Полетели песчинки от ветерка, посыпались!
(игра «Ветер и вода», дети играют под музыку)
В. : Да, трудно собрать такие песчинки – разлетаются кто куда, не держатся.
А теперь налетела тучка и… - беритесь скорее за руки – могут теперь разлетаться песчинки? Нет? Почему? Верно, они держаться, как прилипли…
Какой вывод могут записать наши старшие сотрудники, наши взрослые? Да, не летает и не сыпется мокрый песочек. Пропала вся сыпучесть. Спасибо, ребята, садитесь к себе за столики…
В. : Да, ребята, сыпаться мокрый песочек не может. Зато с удовольствием поможет нам сделать вкусные куличики и пасочки!
(лепим с детьми, обсуждаем, почему пасочки не рассыпались – нет сыпучести)
В. : Да, в стране песка много чудес!
Рефлексия.