Любовь Ольденбург
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Не просто ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-продолжить формировать системность мышления на основе базовой модели описания объекта;
- уточнить происхождение названия слова «ложка»;
- развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены ложки;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между видом ложки и ее основной и дополнительными функциями;
- развивать фантазию детей, расшатывая сложившиеся стереотипы мышления
Обогащение словаря: «ложе», «можжевеловая».
Активизация словаря: «одноразовая», «символ», «условные обозначения», «рельеф», «емкость».
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Предварительная работа:
- проведение серии занятий по теме «Посуда»;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение произведений с упоминанием посуды( «Федорино горе», «3 медведя» и др.)
- дидактические игры: «Что для чего?», «Что из чего сделано?», «Определи величину», «Хорошо-плохо»;
- разучивание песни «Антошка»;
- украшение ложки хохломской росписью;
- домашнее задание для слабых детей – придумать дополнительную функцию ложки.
Содержание НОД:
(Звучит песня «Антошка» В. Шаинского)
Вос-ль: Какая веселая песенка! А вот и герой песни – Антошка и его знаменитая ложка. У меня такое впечатление, что этот мальчик постоянно ходит с ложкой, как будто это его любимая игрушка. А на самом деле ложка это что?
Дети:
Ложка –это предмет, объект для еды, столовый прибор.
Вос-ль:
Из каких частей состоит наша ложка?
Дети:
У ложки есть ручка, чтобы за нее браться и емкость, чтобы набирать еду.
Вос-ль:
Эту часть можно назвать ложем, от слова «положим», «наложим» сюда еду. А к какой большой группе предметов относится ложка?
Дети:
Вос-ль: Где можно увидеть ложки?
Дети:
Дома, в кухне, в детском саду, в магазине, в кафе…
Вос-ль:
Правильно вы сказали. А еще – на фабрике, заводе, где эти ложки изготавливают. Их иногда пакуют просто в бумагу, коробку, а часто – в красивые подарочные коробки, чемоданчики вместе с ножами, вилками и другими столовыми предметами. Получается набор, сервиз. (Показ).
А теперь обратимся к нашим помощникам -
условным обозначениям и расскажем про ложку все, что можно.
(Вос-ль открывает 1-й символ).
Какой красивый цвет у ложки! Как он называется?
Дети:
Серый, серебристый.
Вос-ль:
Серебрится ложка, сверкает, блестит.
(Вос-ль открывает 2-й символ)
Сделана эта ложка из…
Дети:
Из железа, металла.
Вос-ль:
Конечно, из металла, который не ржавеет в воде. И ложка всегда будет блестящей. Повторите слово: «Не ржавеет».
(Вос-ль открывает 3-й символ)
Не могу понять размер ложки. Давайте разберемся. Длинная она или короткая?
Дети:
Ее надо с чем-нибудь сравнить. Если с пальцем, то она длинная, а если со скакалкой, то – короткая.
Вос-ль:
А что еще длиннее ложки?
Дети:
Рука, нога, лента, пояс, дорожка…
Вос-ль:
А что короче ложки?
Дети:
Зубочистка, ушная палочка, палец …
(Вос-ль открывает 4-й символ)
Вос-ль:
Чтобы определить вес ложки, надо снова сравнить. Если сравнить со столом, то она покажется очень легкой, а если с пушинкой, то очень тяжелой.
Вос-ль:
Что еще легче ложки?
Дети:
Легче ложки листочки, перышки, бантик…А тяжелее – кукла, чайник, стол…
Вос-ль:
Замечательно, про каждый объект можно сказать по-разному: толстый и тонкий, длинный и короткий, тяжелый и легкий, если с чем-нибудь сравнить
(Вос-ль открывает 5-й символ)
О чем сейчас надо рассказать?
Дети:
Про поверхность, про рельеф. (Трогают) Ложе гладкое, скользкое, а ручка - шершавая.
Вос-ль:
Правильно вы определили, по ложу палец движется и ни за что не задевает, скользит, а шершавую ручку удобно держать. А если бы наоборот?
Дети:
Поцарапали бы язык и уронили ложку.
Вос-ль:
Молодцы, справились со всеми заданиями: рассказали про части, места обитания, назвали много признаков.
(вос-ль приглашает к столу с большим и разнообразным количеством ложек)
Чем эти ложки отличаются?
Дети:
Размером, цветом, материалом.
Физкультминутка
(Исполняется танец с ложками под песню «Антошка» В. Шаинского).
Вос-ль:
Вот как задорно потанцевали с ложками! (6-й экран). А какое же главное дело, функция у ложки?
Дети:
Есть пищу.
Вос-ль:
Набирать пищу в тарелке и переносить в рот. Почему же так много разных ложек существует?
Дети:
Для красоты, кукол…
(Вос-ль показывает названные детьми ложки, обобщает ответы детей, а затем поочередно поднимает оставшиеся без внимания ложки и кратко характеризует их)
- Серебряная – убивает микробов в воде;
- Пластмассовая – одноразовая, игрушечная;
- С дырками – вылавливать лук, лавровый лист из супа;
- Квадратная – для специй;
- Золотая –праздничная;
- Стеклянная – для лекарства;
- Можжевеловая – дает аромат блюдам, освежает воздух;
- Фарфоровая – сувенирная.
(Дети садятся на места)
Вос-ль:
Ложки могут использоваться и не по прямому назначению, иметь дополнительные функции. Я давала домашнее задание Егору и Диме. Послушаем, что они при думали вместе с родителями.
(Дети сообщают о своих «находках»: очистка от снега лыж в походе; применение ложек во время войны солдатами в качестве своих «паспортов»)
Вос-ль:
Замечательные примеры! Я тоже придумала дополнительные функции для ложек – украшение на елку, заколка для волос, брошь на платье, талисман. При использовании ТПФ, в частности, волшебника Увеличения, ложка может стать горкой, мостиком, озером, бассейном.
Вот как интересно получилось! Казалось нам – обычная ложка – суп с кашей есть…А подумали: не простая эта ложка, а чуть ли не волшебная! И там нужна, и тут необходима.
Так давайте, к каждому объекту, созданному природой или человеком, относиться с интересом и уважением!