Любовь Ольденбург
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
I часть
•Развивать логическое мышление в процессе сужения поля поиска объекта (дихотомия) в игре “Да – нет”.
•Продолжать работу по систематизации материала об объекте (верблюде, его функциях (система, строению тела, качествах и признаках парнокопытных (подсистема, обобщающих видовых понятиях, его семейства, месторасположении (надсистема по виду и месту).
•Учить прослеживать генетическую линию развития объекта (верблюда) от рождения до старости в их функциях.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Верблюд“» размещена в разделах
- Верблюд
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
•Накапливать словарный запас, выстраивая словосочетания (из существительных с прилагательными и из глаголов с наречиями, необходимые для построения предложений в будущем рассказе.
Обогащение словаря: сородичи, непреклонный, тезка.
Активизация словаря: парнокопытное, могучий, мозоленогий, караван, тушканчик.
Предварительная работа:
•Чтение художественной и научно – популярной литературы о пустыне, климате, флоре и фауне.
•Рассматривание иллюстраций.
•Рисование и лепка верблюда.
•Создание ландшафта пустыни.
•Заучивание стихотворения “Верблюд” С. Баруздина (индивидуально)
Содержание НОД:
(Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру “Да-нет”)
Воспитатель: Я загадала объект
Дети: Это рукотворный мир?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это природный мир?
Воспитатель: Да.
Дети: Это живая природа?
Воспитатель: Да
Дети: это растение?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это животное?
Воспитатель: Да.
Дети: Это домашнее животное?
Воспитатель: И да, и нет. Итак, вы узнали, что это животное существует и в домашнем, и в диком виде. Следующий вопрос должен быть о…
Дети: Оно живет в лесной зоне?
Воспитатель: Нет.
Дети: Оно живет в пустыне?
Воспитатель: Да.
Дети: Оно травоядное?
Воспитатель: Да.
Дети: Оно больше лисы?
Воспитатель: Да.
Дети: Имеет горб?
Воспитатель: Да, это верблюд, как его образно называют…
Дети: Корабль пустыни.
Воспитатель: Мы с вами много слышали, читали про верблюдов, рассматривали иллюстрации, а некоторые из вас даже живых видели в цирке, зоопарке.
Давайте вспомним, какой он, для чего, где и как живет?
Помогать нам будет системный оператор, наш волшебный телевизор с маленькими экранами. Какой из них главный?
Дети: Средний.
1 экран (Верблюд - это кто)
Воспитатель (открывает): Верблюд это кто? (животное: жвачное, парнокопытное, пустынное)
Воспитатель: Какое у него основное дело, функция?
•Перевозка грузов, людей
•Выступают в цирке
•Участвуют в боях, в соревнованиях, конкурсах
•Дают шерсть, молоко
2 экран (Верблюд – член большого семейства)
Воспитатель: Наш верблюд – член большого семейства жвачных парнокопытных. Где же обитают эти интересные животные?
Дети: Они живут во многих странах, где есть пустыни, степи; бывают одногорбые и двугорбые, дикие и домашние.
Воспитатель: Хорошо, много сведений вспомнили. Какой экран откроем теперь?
Дети: Третий
3 экран (Особенности, части тела верблюда)
Воспитатель: А сейчас откроем экран, который расскажет об особенностях, частях тела верблюда.
Дети: Шерсть у него густая, длинная, волнистая, красивая; самые длинные волосы на шее, затылке и горба; шерсть бережет от зноя, холода, насекомых
Воспитатель: Шея нашего героя…
Дети: Длинная, гордая, крепкая, похожа на лебединую.
Голова небольшая, губы мягкие, обвислые; нос очень хорошо приспособлен – не пропускает вовнутрь пыль и не выпускает влагу.
Воспитатель: А ноги у нашего “корабля пустыни”.высокие, сильные, крепкие, мягко ступают по песку; наполовину покрыты густой шерстью; на коленях – мозоли, которые защищают от горячего песка на отдыхе. Поэтому верблюда называют мозоленогим. Заканчиваются ноги раздвоенными копытцами. Такие животные относятся к парнокопытным.
Воспитатель: А что же самое интересное у верблюдов?
Дети: Их замечательные горбы - 1 или 2.
Они похожи на горки; в них накапливается жир и вода, которые будут расходоваться во время путешествия. В конце его они отвиснут, станут мягким, пустыми.
Воспитатель: Чем же питается наш герой?
Дети: Сухой травой, верблюжьей колючкой.
Когда не хватает их, хозяин подкармливает сеном. В редких случаях голод могут утолить костями, шкурой других животных. Пьют по 10 ведер воды за один раз, их называют “живым насосом”.
4 экран (Прошлое)
Воспитатель: Правильно, 4 экран уносит нас по волнам времени в …
Дети: Прошлое.
Воспитатель: Расскажите о прошлом этого верблюда.
Дети: У верблюдицы рождается один детеныш в 2 года. Он очень слабый, беспомощный, маленький. Нуждается в хорошем уходе, заботе. Детеныши питаются молоком матери (до 1,5 лет, всегда находятся рядом с нею, учатся у нее всему; до 4-х лет считаются детьми.
5 экран (Будущее)
Воспитатель: Верблюженок очень хотел подрасти и стать … Каким он мечтал стать?
Дети: Сильным, мудрым, умным…
Воспитатель: Будущее его может зависеть от друзей, врагов. Кто может считаться другом верблюда?
Дети: Хорошие, заботливые хозяева, верблюды, живущие рядом.
Воспитатель: Их называют сородичи, они одного рода, из одной семьи; а так же животные, встречающиеся в пустыне, например, суслики, тушканчики.
Воспитатель: А враги есть?
Дети: Злой и жадный хозяин, ядовитые змеи, тигры и львы в Африке. Природа может навредить: сильная песчаная буря или жгучее солнце, болезни …
Воспитатель: А какие верблюды по характеру?
Дети: Добрые, ласковые, терпеливые, спокойные, но если их обидеть или разозлить, могут укусить, лягнуть, плюнуть на обидчика.
Физминутка:
Солнце светит высоко -
Очень-очень высоко (ПОТЯГИВАЮТСЯ)
А колодец далеко
Очень – очень далеко (ВСТАЮТ НА НОСКИ, СМОТРЯТ ВПЕРЕД)
А вокруг одни пески
Слева, справа все пески (ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ С ОТВЕДЕНИЕМ РУКИ)
А пески те горячи
Очень – очень горячи (ПРИСЕДАЮТ)
Караван идет день полный
Впереди нелегкий путь. (ИДУТ ПО КРУГУ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ)
Но хозяин очень добрый,
Дал верблюдам отдохнуть (ЛЕГЛИ В КОМОЧЕК)
Воспитатель: Отдохнули, снова продолжим нашу интересную работу по морфтаблицам. Составим различные словосочетания для будущих рассказов.
(Выставляется таблица: существительные + прилагательные)
Воспитатель: Верблюд. Как по другому можно сказать про него? Назовите слова существительные, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”
Дети: Животное, корабль пустыни, перевозчик, такси, насос, мечтатель, проказник…
Воспитатель: А теперь назовите слова прилагательные, отвечающие на вопрос “Какой?”
Дети: Добрый, выносливый, гордый, могучий, горбатый, непреклонный (объясняет воспитатель).
Воспитатель: Послушайте, как звучат разные словосочетания. Какие понравятся, запоминайте. (Отмечаю (+) прочитанное, например: “гордый корабль пустыни”)
Воспитатель: А следующая таблица поможет нам найти интересные словосочетания из слов, обозначающих действие, функцию и слов, отвечающих на вопрос “Как?”
Что делает верблюд?
Дети: Ходит, бегает, жует, плюет, спит, смотрит, кусает, везет, учит, бережет…
Воспитатель: Как он это делает?
Дети: Торопливо, хорошо, нехотя, медленно, ласково, задумчиво, долго, неторопливо, устало, красиво…
Воспитатель: Послушайте эти словосочетания (читает, отмечает (+)
Верблюд - необычное животное, поэтому может попасть в различные ситуации, истории… Вы придумайте какую-нибудь историю про верблюда с помощью системного оператора, его волшебных экранов. Но не забудьте про структуру рассказа. Назовите её.
Дети: Завязка – развитие – кульминация – развязка.
Это ваше домашнее задание. Чтобы не забыть рассказ, зарисуйте его символами. Из самых интересных мы составим книгу.
А сейчас послушайте, какое прекрасное стихотворение про верблюда написал С. Баруздин.
“Верблюд”
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк их добряков!
У кого возможность будет
Съездить в дальние края,
Прокатитесь на верблюде,-
Право, здорово, друзья!
Воспитатель: Спасибо за работу, вы были активными, заинтересованными. Напоследок есть у меня для вас сюрприз. (Показ рисунка)
На кого похож этот объект?
Дети: На верблюда
Воспитатель: Да, это тезка нашего героя. Тезка- это значит одинаковое название, имя. Это – верблюдка. Но кто это “верблюдка”, что за зверь или птица, вы узнаете на следующем занятии.
II часть
Программное содержание:
•Учить детей составлять рассказы с опорой на системный оператор, соблюдая его структуру и логику изложения.
•При составлении предложений использовать словосочетания и обороты речи, образно характеризующие героев рассказа.
•Используя метод эмпатии, побуждать детей к отождествлению себя с выбранным образом, раскрывая при этом чувства, переживания героя.
•Развивать творчество, воображение.
Словарная работа: переднегрудь, состязание, попона.
Активизация словаря: тезка, непреклонный, могучий, караван.
Предварительная работа:
•Игры на накопление словарного запаса детей («На что похоже?», «Кто больше назовет признаков?», «Кто больше назовет функций?»)
•Составление словосочетаний из существительных с прилагательными и глаголов с наречиями
•Систематизация материалов об объекте, месте его обитания
•Закрепление схемы составления рассказов
•Разработка условных обозначений
Содержание НОД II части
Воспитатель: Вы хотели узнать кто спрятан на этом месте? Пожалуйста, «Да – нет».
Воспитатель: Вы уже знаете, что это тезка нашего героя – верблюдка.
Дети: Она живет в пустыне?
Воспитатель: Нет.
Дети: Она живет в лесу?
Воспитатель: Да.
Дети: Она - травоядная?
Воспитатель: Нет.
Дети: Она – хищник?
Воспитатель: Да.
Дети: У нее четыре ноги?
Воспитатель: Нет.
Д. : У нее две, шесть ног?
Воспитатель: Да, шесть.
Дети: Это насекомое?
Воспитатель: Да, это маленькое насекомое, живет в сухих лесах. Его переднегрудь сильно вытянута наподобие шеи верблюда, отсюда и название. Они полезны в лесном хозяйстве, т. к. их личинки живут под корой и поедают личинок жуков – короедов.
Я не зря рассказала про это насекомое,. Как вы думаете, если вдруг каким-то образом, наш Корабль пустыни узнает про свою тезку, не захочет ли он встретиться с ней? Где и как может произойти эта встреча?
Дети: Он пойдет в лес, найдет верблюдку, они подружатся…
Воспитатель: Давайте подумаем, с кем еще может встретиться верблюд? Дети: В Африке со львом, со змеями, с тушканчиками, с ослами, с другим верблюдом, с чужими людьми…
Воспитатель: Верблюд кроме своих песков ничего не видел. Куда может захотеть пойти наш путешественник?
Дети: К соседям, увидеть горы, море, город, лес…
Воспитатель: Что с ним может случиться в его походах?
Дети: Попасть в сильную песчаную бурю, увидеть мираж, заболеть, заблудиться, влюбиться, поучаствовать в соревновании…
Воспитатель: А если Верблюд вдруг попадет в беду? Что и кто сможет помочь?
Дети: Храбрость, доброта, терпеливость, сила, выносливость, звери – друзья, птицы, люди.
Воспитатель: Продумайте свой вариант рассказа с опорой на волшебный телевизор, зарисуйте его символами, а потом расскажите по своей схеме.