Лучший педагог года

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Вулкан» для детей старшей группы

Ширшова Светлана Владимировна
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Вулкан» для детей старшей группы
▼ Скачать +Заказ

Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование, развитие наблюдательности, умение делать самостоятельные выводы

Задачи:

Образовательные:

-дать детям представление о таком явление природы как вулкан.

- познакомить детей с понятием природные красители.

- учить детей в опытно-экспериментальной деятельности, при проведении опытов делать выводы.

- устанавливать причинно-следственных зависимостей.

- формировать предпосылки к учебной и умственной деятельности.

Развивающие:

-развивать у старших дошкольников познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Вулкан“ для детей старшей группы» размещена в разделах

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез обобщения.

- развивать умение составлять сложные предложения, строить развернутые высказывания.

Воспитательные:

-воспитывать интерес непосредственно образовательной деятельности. Желание работать в коллективе, помогать друг другу.

- воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудования: проектор, столы, белые халаты, одноразовые шапочки,вода, прозрачные колбы, растительное масло, пищевые красители, шипучая таблетка, стеклянная посуда, молоко, ватные диски, фломастеры, ложка, бумажные полотенца, палочки, моющее средство, лампа, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

«Здравствуйте, мои дорогие!»

Маленькие и большие!

Внимание, внимание!

Дорогие гости,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Уважаемые взрослые, что бы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.

Эмоциональный настрой:

Воспитатель: Вставайте вместе с нами в дружный круг (все встают в круг)

Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся.

Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в ребяток.

А теперь на три, два раз – повернемся в круг сейчас

Присаживайтесь пожалуйста на стульчики. На экран выводится портрет Архимеда, на столе лежит сверток бумаги с приглашением.

Воспитатель:

Давным-давно, когда вас не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед, он жил в древнем Риме, Греции. Он математик, ученый, он делал опыты и много знал.

Этот человек был очень любознательным, ему всё было очень интересно. Он хотел знать, как устроен мир и сам придумал много полезных и нужных вещей.

Давайте посмотрим, что за сверток лежит на столе и прочтем его!

Открываем свиток, а там чистый лист. Показывает детям, вместе видим, что там что-то написано, но совсем не видно, что именно.

Воспитатель: Ребята, а как же нам прочесть, что здесь написано, как невидимое сделать видимым. Это наверно секретное чернило! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Давайте посмотрим вокруг и поищем чем можно нагреть наш листок? Дети находят в зале свечу, лампу.

Воспитатель: Давайте с вами решим, чем будем нагревать наш свиток? Лампой или свечой?

Дети: Лучше свечой

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что от свечи жар сильней, чем от лампы.

Воспитатель: Я с вами согласна. Давайте нагреем свечой и прочтем послание.

Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.

Дорогие ребята! Приглашаю вас в страну Алхимию. Ну чтобы попасть туда, вы должны проделать опыты и потрудится.

Делаем вывод: Значить письмо написано молоком, оно вскипает от тепла свечи, темнеет и становится видимым.

Воспитатель: Ребята, ну что готовы к опытам, загадкам и разгадкам?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда приступаем. Я вам приготовила загадку, а вы попробуете её отгадать:

Я чёрный страшный великан

Что делать мне - решаю сам

Могу спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать

А ну, попробуй угадать?

Как же меня звать? (вулкан)

Сейчас мы поговорим о таком, таинственном и загадочном, удивительном и грозном явлении природы как вулкан (слайд).

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузнецу, внутри высеченной горы. А гора стояла прямо по середине моря. Когда вулкан работал молотком, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревем летели раскаленные камни, огонь и пепел.

«Вулкан» работает,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть, как он извергается.

Воспитатель: Для этого я попрошу своих ассистентов надеть форму и приступаем.

Опыт. Извержение вулкана.

Что нам понадобиться: стеклянная прозрачная емкость, вода, пищевой краситель, растительное масло и шипучая таблетка. Берем растительное масло и наливаем его в емкость, за тем добавляем немного воды (удивляемся, что масло с водой не смешивается).

Ребята, что тяжелее вода или масло? Вода и масло это жидкости с разной плотностью. Плотность масла ниже плотности воды, поэтому не смешивается с ней, а располагаются поверх воды. Теперь опускаем шипучую таблетку. Когда мы бросаем шипучую таблетку в жидкость, она начинает взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделяется углекислый газ, который подхватывает частицу воды с красителем и устремляемся вверх. Далее газ покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект.

Воспитатель: А теперь музыкальная физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, вам понравились опыты? Продолжим.

Опыт: Волшебный цветок.

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится: глубокая емкость прозрачная, стакан молока, фломастеры, ватный диск, моющее средство, ватные палочки.

Наливаем в емкость молоко. Берем ватные диски, фломастеры. Показываю детям, как на ватном диске маркером ставим точки, используем маркеры разных цветов. Опускаем ватный диск в молоко и наблюдаем как молоко меняет цвет, раскрывается как волшебный цветок.

Объяснение эксперимента.

Воспитатель: Почему же молоко, а вместе с ним и краски, пришли в движение. Все дело в том, что в молоке есть жир (да, да именно процент содержания указана на упаковке).

А жир не дружит с красителями и жидким мылом и начинает от него убегать. Когда мы дотронулись палочкой до молока, жир стал убегать от нее, что и привело молоко в движение, а так же к созданию неповторимых волшебных узоров.

Воспитатель: Ребята, и последний наш опыт на сегодня, который называется цветной дождь.

Для него нам понадобится: две прозрачные ёмкости, вода, растительное масло, пищевые красители, ложка, пипетка.

Ну что ж, приступаем! Мои ассистенты, прошу вас, приступаем. Наполняем один стакан на три четвертые воды, а второй 1/5 маслом. Берём пищевые красители и добавляем их в стакан с маслом. Тщательно размешиваем шпажкой масло, разбивая крупные цветные капли на мелкие. Затем переливаем масло с красителями в стакан с водой и немного ждем.

После перемешивания масляной смеси и воды, в нем всплывает на поверхности, а капли красителя постепенно всплывают вниз, граница масла с водой. Где начинается дождь! Этот красочный эксперимент получается благодаря тому, что вода и масло не смешиваются, а так же как мы уже говорили, в предыдущем опыте имеют разную плотность. Масло и вода не растворяются в друг в друге и не смешиваются из за молекулярных свойств. Другими словами, у каждой частицы есть положительный заряд с одной стороны, и отрицательный с другой стороны. При взбалтывании большие капли красителя разбиваются на маленькие и словно застывают в масле. Пищевой краситель обладает большой плотностью, чем растительное масло. Поэтому после перемешивания эмульсии в воду, капли красителя постепенно сворачиваются в границы «Масло-вода».

Когда они её прерывают, начинается дождь!

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами провели опыты. Были с вами настоящими Алхимиками и волшебниками. Сегодня мы с вами узнали много ответов на вопросы, были настоящими исследователями. Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну что до новых встреч и новых открытий мои экспериментаторы.

Экспериментирование в детском саду является неотъемлемой частью процесса образования. С помощью взрослого ребенок познает мир, учится чему то новому, исследует окружающую среду. Взрослым необходимо использовать моменты, заинтересованности детей для формирования элементарных исследовательских навыков. Данные опыты обогатят детей новыми впечатлениями и знаниями. Расскажет им о мире живой и неживой природы. Сформирует умения устанавливать причинно-следственной связи. Научаться принимать участие в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

В процессе работы дети учатся анализировать объекты или явления, выделять существенные признаки и связи, ставить цель, находить путь решения, отбирать средства и материалы для деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

Основная задача педагога поддержать и развивать в ребенке интерес к экспериментированию, создавать для этого все необходимые условия.

Образовательная деятельность построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

-принцип активности (поддерживается мотивация и интерес).

-принцип доступности (соответствия возрастным особенностям).

-принцип психологической комфортности.

1) Организационный: познавательная и практическая мотивация, активизация внимания детей.

Методы и приемы:

-Загадывание загадок, приглашение.

2) Основной этап:

Методы и приемы:

-Беседа по теме.

-Мотивация к деятельности.

- Просмотр иллюстраций.

-Физкультминутка.

Направление деятельности: Ознакомление с окружающим миром

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Автор публикации:
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Вулкан» для детей старшей группы
Опубликовано: 15 ноября 2024 в 11:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Вулкан» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ширшова Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД