Ширшова Светлана Владимировна
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Вулкан» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование, развитие наблюдательности, умение делать самостоятельные выводы
Задачи:
Образовательные:
-дать детям представление о таком явление природы как вулкан.
- познакомить детей с понятием природные красители.
- учить детей в опытно-экспериментальной деятельности, при проведении опытов делать выводы.
- устанавливать причинно-следственных зависимостей.
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Вулкан“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- формировать предпосылки к учебной и умственной деятельности.
Развивающие:
-развивать у старших дошкольников познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез обобщения.
- развивать умение составлять сложные предложения, строить развернутые высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать интерес непосредственно образовательной деятельности. Желание работать в коллективе, помогать друг другу.
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудования: проектор, столы, белые халаты, одноразовые шапочки,вода, прозрачные колбы, растительное масло, пищевые красители, шипучая таблетка, стеклянная посуда, молоко, ватные диски, фломастеры, ложка, бумажные полотенца, палочки, моющее средство, лампа, свеча.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Здравствуйте, мои дорогие!»
Маленькие и большие!
Внимание, внимание!
Дорогие гости,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Уважаемые взрослые, что бы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.
Эмоциональный настрой:
Воспитатель: Вставайте вместе с нами в дружный круг (все встают в круг)
Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся.
Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в ребяток.
А теперь на три, два раз – повернемся в круг сейчас
Присаживайтесь пожалуйста на стульчики. На экран выводится портрет Архимеда, на столе лежит сверток бумаги с приглашением.
Воспитатель:
Давным-давно, когда вас не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед, он жил в древнем Риме, Греции. Он математик, ученый, он делал опыты и много знал.
Этот человек был очень любознательным, ему всё было очень интересно. Он хотел знать, как устроен мир и сам придумал много полезных и нужных вещей.
Давайте посмотрим, что за сверток лежит на столе и прочтем его!
Открываем свиток, а там чистый лист. Показывает детям, вместе видим, что там что-то написано, но совсем не видно, что именно.
Воспитатель: Ребята, а как же нам прочесть, что здесь написано, как невидимое сделать видимым. Это наверно секретное чернило! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Давайте посмотрим вокруг и поищем чем можно нагреть наш листок? Дети находят в зале свечу, лампу.
Воспитатель: Давайте с вами решим, чем будем нагревать наш свиток? Лампой или свечой?
Дети: Лучше свечой
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что от свечи жар сильней, чем от лампы.
Воспитатель: Я с вами согласна. Давайте нагреем свечой и прочтем послание.
Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.
Дорогие ребята! Приглашаю вас в страну Алхимию. Ну чтобы попасть туда, вы должны проделать опыты и потрудится.
Делаем вывод: Значить письмо написано молоком, оно вскипает от тепла свечи, темнеет и становится видимым.
Воспитатель: Ребята, ну что готовы к опытам, загадкам и разгадкам?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда приступаем. Я вам приготовила загадку, а вы попробуете её отгадать:
Я чёрный страшный великан
Что делать мне - решаю сам
Могу спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
А ну, попробуй угадать?
Как же меня звать? (вулкан)
Сейчас мы поговорим о таком, таинственном и загадочном, удивительном и грозном явлении природы как вулкан (слайд).
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузнецу, внутри высеченной горы. А гора стояла прямо по середине моря. Когда вулкан работал молотком, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревем летели раскаленные камни, огонь и пепел.
«Вулкан» работает,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть, как он извергается.
Воспитатель: Для этого я попрошу своих ассистентов надеть форму и приступаем.
Опыт. Извержение вулкана.
Что нам понадобиться: стеклянная прозрачная емкость, вода, пищевой краситель, растительное масло и шипучая таблетка. Берем растительное масло и наливаем его в емкость, за тем добавляем немного воды (удивляемся, что масло с водой не смешивается).
Ребята, что тяжелее вода или масло? Вода и масло это жидкости с разной плотностью. Плотность масла ниже плотности воды, поэтому не смешивается с ней, а располагаются поверх воды. Теперь опускаем шипучую таблетку. Когда мы бросаем шипучую таблетку в жидкость, она начинает взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделяется углекислый газ, который подхватывает частицу воды с красителем и устремляемся вверх. Далее газ покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект.
Воспитатель: А теперь музыкальная физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, вам понравились опыты? Продолжим.
Опыт : Волшебный цветок.
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится : глубокая емкость прозрачная, стакан молока, фломастеры, ватный диск, моющее средство, ватные палочки.
Наливаем в емкость молоко. Берем ватные диски, фломастеры. Показываю детям, как на ватном диске маркером ставим точки, используем маркеры разных цветов. Опускаем ватный диск в молоко и наблюдаем как молоко меняет цвет, раскрывается как волшебный цветок.
Объяснение эксперимента.
Воспитатель: Почему же молоко, а вместе с ним и краски, пришли в движение. Все дело в том, что в молоке есть жир (да, да именно процент содержания указана на упаковке).
А жир не дружит с красителями и жидким мылом и начинает от него убегать. Когда мы дотронулись палочкой до молока, жир стал убегать от нее, что и привело молоко в движение, а так же к созданию неповторимых волшебных узоров.
Воспитатель: Ребята, и последний наш опыт на сегодня, который называется цветной дождь.
Для него нам понадобится: две прозрачные ёмкости, вода, растительное масло, пищевые красители, ложка, пипетка.
Ну что ж, приступаем! Мои ассистенты, прошу вас, приступаем. Наполняем один стакан на три четвертые воды, а второй 1/5 маслом. Берём пищевые красители и добавляем их в стакан с маслом. Тщательно размешиваем шпажкой масло, разбивая крупные цветные капли на мелкие. Затем переливаем масло с красителями в стакан с водой и немного ждем.
После перемешивания масляной смеси и воды, в нем всплывает на поверхности, а капли красителя постепенно всплывают вниз, граница масла с водой. Где начинается дождь! Этот красочный эксперимент получается благодаря тому, что вода и масло не смешиваются, а так же как мы уже говорили, в предыдущем опыте имеют разную плотность. Масло и вода не растворяются в друг в друге и не смешиваются из за молекулярных свойств. Другими словами, у каждой частицы есть положительный заряд с одной стороны, и отрицательный с другой стороны. При взбалтывании большие капли красителя разбиваются на маленькие и словно застывают в масле. Пищевой краситель обладает большой плотностью, чем растительное масло. Поэтому после перемешивания эмульсии в воду, капли красителя постепенно сворачиваются в границы «Масло-вода».
Когда они её прерывают, начинается дождь!
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами провели опыты. Были с вами настоящими Алхимиками и волшебниками. Сегодня мы с вами узнали много ответов на вопросы, были настоящими исследователями. Что больше всего вам запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что до новых встреч и новых открытий мои экспериментаторы.
Экспериментирование в детском саду является неотъемлемой частью процесса образования. С помощью взрослого ребенок познает мир, учится чему то новому, исследует окружающую среду. Взрослым необходимо использовать моменты, заинтересованности детей для формирования элементарных исследовательских навыков. Данные опыты обогатят детей новыми впечатлениями и знаниями. Расскажет им о мире живой и неживой природы. Сформирует умения устанавливать причинно-следственной связи. Научаться принимать участие в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
В процессе работы дети учатся анализировать объекты или явления, выделять существенные признаки и связи, ставить цель, находить путь решения, отбирать средства и материалы для деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Основная задача педагога поддержать и развивать в ребенке интерес к экспериментированию, создавать для этого все необходимые условия.
Образовательная деятельность построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
-принцип активности (поддерживается мотивация и интерес).
-принцип доступности (соответствия возрастным особенностям).
-принцип психологической комфортности.
1) Организационный: познавательная и практическая мотивация, активизация внимания детей.
Методы и приемы:
-Загадывание загадок, приглашение.
2) Основной этап:
Методы и приемы:
-Беседа по теме.
-Мотивация к деятельности.
- Просмотр иллюстраций.
-Физкультминутка.
Направление деятельности : Ознакомление с окружающим миром