Екатерина Тоцкая
Открытое занятие по математике с элементами дидактических игр
Конспект открытого занятия
по формированию элементарных математических представлений
с элементами дидактических игр в старшей группе.
Тема: «Путешествие в королевство Математики»
Программное содержание:
Цель:
Публикация «Открытое занятие по математике с элементами дидактических игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• формировать элементарные математические представления;
• совершенствовать знания о геометрических фигурах.
Обучающие задачи:
• упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
• закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
• закрепить представления детей о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры
• Развивающие задачи:
• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
• успокаивающие упражнения перед занятием;
• игровой (использование сюрпризных моментов);
• наглядный (использование иллюстрации);
• словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
магнитная доска, цифры, геометрические фигуры, мяч
Демонстрационный материал :
«письмо», картинки
Раздаточный материал :
набор цифр на каждого ребенка; геометрические фигуры; изображение домика, клей; фломастеры; карточки с цифрами; дид/игра “Найди лишний предмет”; дид. /игра “Найди место в ряду”; дид/игра «Числа-соседи»; дид/игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я очень рада вас видеть.
Воспитатель: - Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю Вас к себе в королевство Математики. Выполните все задания, представленные в конвертах, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!».
Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?
Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
РАЗМИНКА
- Какое сейчас время года?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Сколько носов у трех котов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько месяцев в году?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.
Положить перед детьми конверты.
Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный). Что вы здесь видите?
Дети: прямоугольник!
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение? Дети: Грустное, невеселое.
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: Не знаем!
Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.
Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Дети: с другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, прямоугольником, полукругом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найти друзей»
Воспитатель: Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
Для выполнения следующего задания детям показывают картинки с изображениями: ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ЧАСЫ, ДОЛЬКА АПЕЛЬСИНА.
Дети выкладывают фигуры на листочках.
Воспитатель: Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Легкий – тяжелый.
Воспитатель: Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Воспитатель: открываем следующий конверт. Какого он цвета?
Дети: Фиолетового!
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Дом геометрических фигур»
Воспитатель зачитывает содержание задания: А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряются. Прямоугольник будет жить в центре листа, треугольник– слева от прямоугольника, овал – справа от прямоугольника, круг – над прямоугольником, полукруг – под прямоугольником.
Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры в домике следуя инструкции. (Дети приклеивают фигуры)
Воспитатель: Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами.
В выполнении данного задания ребята фломастером рисуют в указанных воспитателем углах:
В верхнем левом углу нарисуем желтое солнышко.
В верхнем правом углу нарисуем синее облачко.
В нижнем правом углу нарисуем красный цветочек.
Воспитатель: Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику?
Дети: «Дом геометрический фигур», «Дом радости», «Семья», «Дом дружбы».
Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы?
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?
Воспитатель: А здесь цифры. Сейчас с цифрами мы поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «По порядку становись» или «Найди свое место».
Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «По порядку становись!», дети должны построиться по порядку. Затем, выбрать двух ребят и поставить перед ними задачу расставить на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. Игра-закрепление.
После выполнения этого задания, ребятам предлагается назвать своих соседей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто мой сосед?»
- Число 3, назови своих соседей? (2, 4)
- Число 5, назови своих соседей? (4, 6)
- Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.
А затем предлагаем ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ «Наоборот» или «Запуск ракеты».
Для этого нам надо повторить обратный счет. Ребятам надо встать с цифрами в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. (Игра-закрепление).
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.
А теперь я вам предлагаю отдохнуть.
РАЗМИНКА:
Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается дома
- в неделе 7 дней
- за понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- весна наступает после лета.
Воспитатель: А сейчас откроем коричневый конверт.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найди лишний предмет»
Дети должны найти лишний предмет из предложенных.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие? А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз.