Шоёнова Виктория
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с числом 9. В гости к Павловым»
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе.
Тема: «В гости к Павловым»
Программное содержание:
Познакомить с составом числа 9 из единиц.
Познакомить с цифрой 9.
Совершенствовать умение назвать числа в прямом и обратном порядке от любого числа.
Закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе.
Развивать глазомер
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.
Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением членов семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, тётя, брат, сестра, сестрёнка, братишка, карточки с цифрами от 1 до 9, цифра 9.
Раздаточный материал: Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка, лист белой бумаги А4, раздаточный материал «Домино», счётный материал.
Ход занятия
I часть. Разминка
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас считать.
Потому что в этот час,
Математика у нас.
- Давайте проведем математическую разминку с мячом.
Дети вместе с воспитателем встают в круг, передавая мяч друг другу, называют числа от 1 до 10, и обратно; называют число на 1 больше; называют число на 1меньше; называют соседей числа)
Я начну, ты продолжай день недели (если знаешь, называй три дня вперед).
-Сегодня ребята мы пойдём в гости, а кому, узнаете, если по порядку соедините цифры. (дети с цифрами по порядку становятся в шеренгу)
- Молодцы ребята, справились с заданием, значит, вы готовы идти в гости.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная….(семья).
Правильно, мы идём в гости к семье Павловых. Их так много в семье, что просят помочь вас, ребята навести у них порядок в семье.
II часть. Игровое упражнение «»
На доске карточки с изображениями членов семьи.
Воспитатель спрашивает у детей:
- На какие две группы мы можем разделить членов семьи?
(на взрослых и детей)
-Саша, подойди и отбери только взрослых членов семьи.
-Варвара, подойди и отбери только детей.
- Сколько всего взрослых? (5) Назовите их. (дедушка, бабушка, папа, мама, тётя)
- Сколько детей? (4) Назовите их (брат, сестра, сестрёнка, братишка,
- Сколько всего человек в этой семье? (9)
- Какой цифрой можно обозначить число девять? Цифрой 9
- Найдите в цифровом ряду цифру 9.
- На какую цифру похожа цифра 9? (Дети находят цифру 6)
- Чем отличаются цифры 9 и 6? (Цифра 9 стоит на ножке, а 6 перевернута и стоит на голове).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения
С. Маршака «Веселый счет»:
Цифра «девять», иль девятка,
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Физминутка «Семья»
Папа, мама, брат и я (пальцы загибают)
Вместе - дружная семья (описывают круг руками и делают накрест ладошками)
Дед, бабуля, пёс и кот (пальцы загибают)
Много у семьи хлопот. (описывают круг руками)
Раз, 2, 3, 4, (пальцы загибают)
Вместе мы живём в квартире ("домик" над головой)
Мы живём все очень дружно! (делают жест дружбы ладошками)
Это важно, это нужно! (показ указательным пальцем)
III часть. Игровое упражнение «Рассели-ка по местам».
Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько человек в семье и разложить круги на листе бумаги в ряд.
После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Чем похожи и чем отличаются круги? Как вы составили число девять? (из единиц)
Ребята, я уже говорила, что их много в семье и они не могут разместиться по своим комнатам. Давайте им поможем и расселим их по комнатам.
Затем воспитатель просит детей разместить круги на листах бумаги:
- красный круг (папа) в центре листа;
- зеленый круг (мама) в левом верхнем углу;
- желтый круг (дедушка) в правом верхнем углу;
- синий круг (бабушка) в нижнем правом углу;
- голубой круг (тётя) в левом нижнем углу;
- два круга (брат и братишка) вверху листа;
- два круга (сестра, сестрёнка) внизу листа.
Дети рассказывают, где будет жить каждый член семьи.
- Посчитайте, сколько человек мы разместили по комнатам? Девять.
- Молодцы ребята! Справились с заданием. Отодвиньте свои схемы и давайте отдохнем!
IVчасть. Игровое упражнение «Соседи числа».
У каждого ребенка карточка «Домино» (от 1 до 10 кругов) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет: У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; и старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа.
Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты определенной цифрой.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.
Итог занятия
Ребята, семья Павловых очень благодарна вам, что вы пришли к ним гости и помогли разобраться кто где стоит, у кого где находится комната. И угощает вас вкусными шоколадками.
- Давайте вспомним, с каким числом мы сегодня познакомились? (с числом 9)
- Какая цифра обозначает число 9? Цифра 9.
- Какой семье мы сегодня ходили в гости и помогли им разобраться?
- вам понравилось занятие?