Туяна Цыремпилова
Открытое занятие по бурятскому языку «Моя семья» — «Минии гэр бʏлэ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре;
2. Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями;
3. Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких, развивать речь на бурятском языке, обогащать словарный запас.
Оборудование: сюжетная картина «Семья», сундук с вещами близких людей, конверт с портретом семьи, клей, перчатка с изображением пяти лиц бурятской национальности, простой карандаш.
Публикация «Открытое занятие по бурятскому языку „Моя семья“ — „Минии гэр бʏлэ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика Бурятия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Ход занятия
І. Организационный момент.
-Доброе утро, дети! Как мы приветствуем друг друга на бурятском языке?
-Мэндээ!
-Правильно! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.
-Как же их зовут?
-Давайте послушаем и повторим за мной.
Барбаадай,
Батан Туулай,
Тоохон Тобшо,
Тооли Байса,
Бишыхан Шэгшдэй.
(повторяют дети, одевая перчатку с лицами бурятской нацинальнольсти).
ІІ. Основная часть.
-А теперь скажите, с кем вы живете?
-Правильно, и всех этих людей, и вас в том числе можно назвать одним словом «семья» - «айл», «гэр блэ».
-Семья –«гэр блэ» - это близкие, родные люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге. Посмотрите на эту картину. Кто здесь изображен? (Дети перечисляют и вместе с воспитателем повторяют перевод на бурятском языке. Мама- эжы, папа-аба, брат-ахай, сестра –абгай, бабушка-нагаса ба хугшэн эжы, дедушка-нагаса ба хугшэн аба).
-Что делает эжы –мама?
-Что делает аба-папа?
-А сколько человек в вашей семье? (Дети перечисляют на бурятском языке при помощи воспитателя).
-Как зовут твою эжы?
-Как зовут твоего аба?
-Как зовут твоего ахай?
-Сколько у тебя ахай, Беликто?
-Сколько у тебя абгай, Дари?
-Как мы назовем на бурятском языке младшего брата и младшую сестру?
-Братишка –это д хбн, сестренку – д басаган. Повторяем вместе со мной. (повтор детей)
Физкультминутка.
Встали на ножки и повторяем вместе со мной.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку (становятся в круг)
Каждый делает зарядку
Эжы гараа ргэнэ –мама руки поднимает
Аба тргэн hна- папа бодро приседает
Зн, баруун тээшээ
Ахай эрьелдэнээ
Би тргэн гйнэб.
-Посмотрите, что же это?
-Да это сундук – «ханза». Что в этом сундуке? Хотите узнать?
-Тогда подойдите поближе и посмотрите. (Дети смотрят и вытаскивают содержимое сундука на стол.)
-Чьи же это вещи?
Дети сами называют принадлежность вещей. «Ключ-тлхюур - абын, кошелек- эжын, очки-нагаса абын, тетрадь – абгайн, ном- ахайн, нааданхуур – минии.»
-Дети, их родители, бабушки и дедушки все вместе – это одна «Семья». Хуугэд, аба эжынь буулта сугтаа нэгэ «гэр блэ» болоно.
-Тут у нас в сундуке еще одна вещь осталась. Это конверт. Что же в нем? На что эти части похожи? (на части лица людей).
-Да это глаза-нюдэн, брови –нидхэ, рот-аман, волосы-hэн, усы-hахал, лицо- нюур. (вместе с детьми повторяют несколько раз).
-Сколько портретов людей можно из них сделать? (три)
-Кого можно сделать? (маму-эжы, папу-аба, малыша-хбн).
-Для начала возьмем три заготовки для лица. И на их основе будем составлять портрет семьи. (Дети делятся на три группы и составляют портрет семьи.)
-Чего же у них не хватает?
-Правильно, не хватает носа- хамар. Давйте тогда их нарисуем. (дети рисуют каждому нос).
-Посмотрите, какая дружная веселая семья –«гэр блэ» у нас получилась.
ІІІ. Итог занятия.
О чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались?
Как назовем маму на бурятском языке? А папу, дедушку, бабушку, брата, сестру, братишку, сестренку?
-Дома попробуйте нарисовать или сделать портрет своей семьи.
-На этом наше занятие закончено. Что нужно сказать?
-Баяртай!